Основные подходы к исследованию систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Решение же этих проблем не возможно без системного подхода к ним, что делает тему курсовой работы актуальной.

Содержание

Введение
1 Понятие исследования и характеристика исследования систем управления
1.1 Исследования и их роль в научной и практической деятельности
1.2 Характеристика исследования систем управления
2. Основные подходы к исследованию систем управления…
Диалектический подход к исследованию систем управления
Процессный подход к исследованию систем управления
Ситуационный подход к исследованию систем управления
Функциональный подход к исследованию систем управления
Рефлексивный подход к исследованию систем управления
Системный подход к исследованию систем управления
Комплексный подход к исследованию систем управления
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

основные подходы к ИСУ.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

     Исследования необходимо проводить не только, когда организациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно достигают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что мешает, либо в большей степени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.

     Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования организаций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и постоянно меняющегося спроса потребителей.

     Исследования  необходимы как с научной, так  и с практической точек зрения. С научной точки зрения исследование предполагает разработку и четкое формулирование методологии проведения исследований, с тем чтобы разработать фундаментальные теоретические положения. С практической точки зрения исследования должны уметь проводить конкретные люди (аналитики, проектировщики, сотрудники в отделах), следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обучить различным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются. Необходимо объяснить главное: исследования проводятся с целью построения определенной (эталонной) модели системы управления, к которой должна стремиться организация.

     Практика  показывает, что специалисты, имеющие  обычный опыт работы в научно-исследовательских  или хозяйственных организациях, не обладают специальными знаниями для подобных исследований.

     Таким образом, с практической точки зрения проведение исследований предъявляет определенные требования к составу и квалификации коллектива аналитиков и разработчиков.

     Исследователи должны:

- иметь  опыт работы в области управления  конкретными производственными объектами;

- обладать  знаниями современных методов  и техники управления;

- обладать  знаниями методов исследования  операций и системного анализа;

- иметь  способности к общению со специалистами  различных уровней и профилей;

     Кроме того, исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать новации в организации.

     Выполнение  этих требований определяет необходимость специального подбора и подготовки исследователей, поскольку от результатов их деятельности в значительной степени зависит эффективность работы предприятия. Подготовка таких специалистов осуществляется заблаговременно и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.

     Исследование  систем управления1 включает:

- уточнение  цели развития и функционирования  предприятия и его подразделений;

- выявление  тенденций развития предприятия  в конкретной рыночной среде;

- выявление  факторов, обеспечивающих достижение  сформулированной цели и препятствующих ей;

- сбор  необходимых данных для разработки  мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

- получение  необходимых данных для привязки  современных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

     В процессе исследования и анализа работы организации устанавливается роль и место данного предприятия в соответствующем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предприятия и др.

 

2. Основные подходы  к исследованию  систем управления 

2.1 Диалектический подход к исследованию систем управления 

     Выбор методологического1 подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов – динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

     Данный  подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих  связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом – принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.2

     Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени  новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует  руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия. 

     Рассматриваемый подход предопределяет необходимость  использования соответствующих  принципов.

      Принципы  являются средством конкретизации  подхода. Они, отражая практику успешного  исследования, влияют на его результат, а также выступают в качестве опорных моментов в проведении исследования, критериев промежуточной оценки эффективности, ограничителей позитивного движения к истине и практической значимости.

      Система принципов диалектического подхода  к исследованию включает в себя по меньшей мере 9 следующих принципов, которые рассмотрены на  рисунке Б1.1 

    1. Принцип объективности, который, быть может, наиболее ярко проявляется  в фактологии исследования, построении гипотез, оценках его результатов.
    2. Принцип движения и развития. Все явления необходимо рассматривать с учетом их функционирования и изменения качества, увеличения жизнеспособности, приспособления к условиям.
    3. Принцип противоречивости является важнейшим принципом диалектического подхода. Он предписывает поиск противоречий, как веду щей силы всяких изменений. Он включает в себя и соответствующую оценку альтернатив, действия противоположностей, связей и зависимостей.
    4. Принцип научности, который устанавливает функции исследования, заключающиеся в необходимости описания, объяснения и предвидения явлений. Действительная научность проявляется в возможности предвидеть и на этой основе использовать результаты исследования. Успешное предвидение-это высший уровень эффективности исследования. Все что человек способен проектировать во благо своей жизни, является проявлением возможности предвидения.
    5. Принцип проверяемости практикой дополняет вышеназванный принцип и определяет ориентацию на практическую значимость исследования. Утверждение, что практика является критерием истинности, не пустой звук или отвлеченная мысль. Это реальность любой исследовательской деятельности и один из важнейших принципов диалектического подхода.
    6. Принцип взаимодействия. Диалектический подход построен на учете разнообразия связей, их системности, многовариантности.
    7. Принцип целостности является необходимым и естественным дополнением вышеназванного. Система существует только в рамках определенной целостности, которую надо увидеть, обнаружить, найти границы любого явления, его отделенность от среды. Конечно, целостность всегда относительна, ее нельзя абсолютизировать, но невозможно и игнорировать.
    8. Важным принципом диалектического подхода является и принцип относительности. Он заключается в понимании и поиске ограничений, этапности исследования, сравнительной оценке результатов, определении условий их использования и учета. Принцип относительности позволяет формулировать критерии отбора или оценок.
    9. Перечень принципов диалектического подхода был бы неполным, если бы не было указано и правило генетической и исторической определенности. Каждое исследуемое явление должно рассматриваться с позиций его происхождения, этапов существования, цепочки изменений и исторических тенденций.

      В успехе любого исследования большую  роль играют средства и методы его  проведения. Диалектический подход реализуется и в методах исследования. Эти методы проявляются в способах разделения и соединения целого и части, главного и второстепенного, необходимого и случайного, статики и динамики, абстрактного и конкретного и т.д. Полный состав диалектических методов исследования представлен на рисунке В1.

      Исходной  позицией является взаимосвязь противоречия и тождества. Именно на этом методе построены все разновидности  анализа. Диалектические методы предполагают любое явление рассматривать  в двойственности его свойств и характеристик, находить их противоречия и взаимосвязь (обусловленность, единство, зависимость). Свойства любого явления расщепляются на противоположности и предстают перед исследователем в виде общего и особенного, качества и количества, причины и следствия, содержания и формы и т.д. 

      2.2 Процессный подход  к исследованию  систем управления 

      Процессный1 подход известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы  общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

 

      

        Рычаги (определяют и регулируют процессы, т.е. это процедуры, методы методики исследования, требования заказчиков, внутренней и внешней среды, законов и т.п.)

                                         

                     

                          Входы                                                                            Выходы (результаты 

                     (информация и пр.)                                                           преобразования входов

 

                    
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 - Основные составляющие процесса исследования  

      Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ  и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса – непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ.

      Технологически  процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и  последовательно-параллельно, однако наиболее жизнеспособным из названных  подходов является последовательно-параллельный.1

Рисунок 2 - Виды процессного подхода к  исследованию:  

А –  последовательный; Б – параллельный; В – последовательно-параллельный.

Преимущество  процессного подхода состоит  в следующем:

- непрерывности  взаимосвязанного проведения исследовательских работ;

- получении  синергетического исследовательского  результата;

- более  полном выполнении требований  к проведению исследований;

- постоянном  улучшении процессов, основанных  на объективных результатах исследования. 

      2.3 Ситуационный подход  к исследованию  систем управления 

      В настоящее время для ряда целей  исследования систем управления, обусловленных  необходимостью быстротечного изменения  управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации систем управления и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований  систем управления.

Информация о работе Основные подходы к исследованию систем управления