Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа
Целью данной работы является выявление наиболее значимых подходов к изучению менеджмента. При этом мы попытались решить следующие задачи:
1. Рассмотрение эволюции теорий менеджмента в их историческом развитии;
2. Определение особенностей и основных положений различных научных школ и подходов к изучению менеджмента.
Введение 3
Глава 1. Эволюция научной мысли в сфере менеджмента 4
Глава 2. Подход с позиций различных научных школ 6
Школа научного управления 6
Классическая (административная) школа в управлении 10
Школа психологии и человеческих отношений 12
Школа поведенческих наук и теория человеческих ресурсов 14
Школы 1940 – 1960-х годов 16
Глава 3. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению 18
Процессный подход 18
Системный подход 19
Ситуационный подход к управлению 20
Заключение 22
Список литературы. 23
По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.
Системный под ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.
Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.
Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды [4, 71–77].
В данной курсовой работе были описаны основные научные теории менеджмента и их особенности.
Были выявлены четыре основных подхода к управлению: подход с позиций различных научных школ, процессный, системный и ситуационный. Все они способствуют формированию профессиональной управленческой деятельности.
В рамках первого подхода были подробно рассмотрены научные школы менеджмента, из которых значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа) и др., а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
Каждая научная школа, научный подход, решая актуальные для своего времени проблемы, формулировали принципы управления, большая часть которых применяется и сегодня. Многие принципы имеют универсальный характер, но эффективность их применения будет зависеть от профессионализма менеджеров в оценке конкретной ситуации.