Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа
Целью данной работы является выявление наиболее значимых подходов к изучению менеджмента. При этом мы попытались решить следующие задачи:
1. Рассмотрение эволюции теорий менеджмента в их историческом развитии;
2. Определение особенностей и основных положений различных научных школ и подходов к изучению менеджмента.
Введение 3
Глава 1. Эволюция научной мысли в сфере менеджмента 4
Глава 2. Подход с позиций различных научных школ 6
Школа научного управления 6
Классическая (административная) школа в управлении 10
Школа психологии и человеческих отношений 12
Школа поведенческих наук и теория человеческих ресурсов 14
Школы 1940 – 1960-х годов 16
Глава 3. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению 18
Процессный подход 18
Системный подход 19
Ситуационный подход к управлению 20
Заключение 22
Список литературы. 23
Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный университет печати
Факультет издательского дела и журналистики
Кафедра книжного бизнеса
Курсовая работа
по дисциплине Менеджмент в книжном деле
на тему:
«Основные научные теории менеджмента»
Выполнил: Чекляухова Е.Е.,
ДКИ 3-2
Москва
2011
Оглавление
Данная работа посвящена описанию основных научных теорий менеджмента. В последнее время все больше и больше организаций серьезно задумываются над методологией управления, поэтому рассмотрение теоретического опыта прежних лет и современных подходов к изучению менеджмента имеет теоретическую и практическую значимость. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Целью данной работы является выявление наиболее значимых подходов к изучению менеджмента. При этом мы попытались решить следующие задачи:
При подготовке курсовой работы мы опирались на труды следующих исследователей: Д. Ярмольской, И. И. Семеновой, Э.А. Уткина, А. М. Руденко, У. Д. Дункана и др.
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I. Древний период 9 – 7 тыс. лет до н. э., примерно до XVIII в.
II. Индустриальный период (1776 – 1890 гг.)
III. Период систематизации (1856 – 1960 гг.)
IV. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время).
Прежде чем выделить самостоятельную область знаний, человечество, но крупицам тысячелетиями накапливало опыт управления.
Управление в той или иной форме бытовало всегда там, где люди осуществляли совместную деятельность. Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность группы (сбор пищи, строительство жилья, защита и т. п.).
Первые, самые простые, формы упорядочения совместной деятельности возникли на стадии первобытнообщинного строя. Первые "управленцы" - старейшины и вожди родов и племен.
Примерно в 9 – 7 тыс. до н. э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (сбор плодов, охота и т. п.) к производящей экономике (производство продуктов). Это событие явилось точкой отсчета зарождения нового вида специфической деятельности – управления.
В Древнем Египте (3000 – 2800 гг. до н. э.) был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. Сформировался достаточно развитый для того времени государственный аппарат и структура по его обслуживанию (чиновники-писцы и т. п.).
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470 – 399 гг. до н. э.). На основе анализа различных форм управления он провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428 – 348 гг. до н, э.) дал классификацию форм государственного управления, предпринял попытку разграничить функции органов управления.
Приведенные исторические примеры дают представление о том, какие проблемы были актуальными на ранних стадиях развития древнего искусства управления и современной науки – менеджмента.
Индустриальный период ознаменован появлением трудов А. Смита, который проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства; Р. Оуэна, провозгласившего гуманизацию управления производством, необходимость обучения, улучшение условий труда.
По сути, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей привели к тому, что сами владельцы уже не могли контролировать деятельность всех работников. Появилась необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы владельца на местах. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже понимать наличие не только внутренних, но и внешних по отношению к организации факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе [8].
Впоследствии были разработаны новые подходы к управлению, которые фактически отражали эволюцию менеджмента как науки:
1. Подход с позиций различных научных школ;
2. Процессный подход;
3. Системный подход;
4. Ситуационный подход [1, c. 30].
Эти подходы мы и рассмотрим в следующих главах.
Замечено, что организация и управление становятся для науки самостоятельным предметом изучения в тот момент, когда уровень развития техники и технологии вступает в резкое противоречие со сложившейся системой производственных отношений. Со всей очевидностью это обнаружилось в эпоху перехода классического капитализма в свою высшую, монополистическую стадию, т.е. в период, когда складывались объективные предпосылки для зарождения научного менеджмента в США и деятельности его лидера Ф. У. Тейлора.
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.
Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.
Термин «научное
управление» впервые был
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.
Философскую основу
системы Тейлора составила
Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.
Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора [3, c. 28].
Вторая половина XIX в. – эпоха значительных перемен в структуре и организации делового предпринимательства в США: создавались огромные национальные и мультинациональные корпорации на транспорте и в промышленности, которые впитывали в себя все новое и передовое.
Напротив, изменение организации труда в цехе и на предприятии происходило крайне медленно. В том и состояло одно из противоречий, определившее необходимость возникновения научного менеджмента. Однако в рамках самой фабричной системы обнаружилось не меньшее противоречие. Переход от ремесленного производства XVIII века к машинному производству XIX века происходил неравномерно, затянуто. Ко второй половине XIX века в целом сформировалась система промышленности, которую историки называют первой, или старой фабричной системой (второй фабричной системой называют поточное производство начала XX века). Правда, к началу XX века она уже не удовлетворяла потребностей общественного производства и не соответствовала последним достижениям науки и техники. Устарела и социальная организация труда на предприятии, центральной фигурой которой был мастер. Его власть была практически неограниченной: он отвечал за управление производством, себестоимость продукции, руководство персоналом. Мастер единолично нанимал и увольнял рабочих, продвигал их по службе или же понижал, контролировал систему обучения рабочих, распределение заданий, отвечал за соблюдение дисциплины, устанавливал часы работы, время присутствия и нормы выработки. Понятно, что его реальная роль на производстве немногим уступала роли управляющего [8, c. 24].
Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде:
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение [11].
Таким образом,
концепция научного управления стала
начальным этапом становления и
признания менеджмента как
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием [11].
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Л. Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г. Черч [3, c. 32].
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырнадцати главных принципах: