Основные категории менеджмента: основные подходы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

Менеджмент это формирование команды из толпы. Можно выделить основные категории менеджмента, которые определяют эффективность управления.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Россия Н-354.3.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

       Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

       Реализацию планов берут на  себя другие функции и, прежде всего, функция организовывание. Задачей этой функции является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

       В любом плане, составляемом  в организации, всегда имеется  стадия организации, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

     Организовать  – значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

       При планировании и организации  работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике важную функцию менеджмента - мотивацию.

     Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

     Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

       Процесс контроля состоит из  установки стандартов, изменения  фактически достигнутых результатов  и проведения корректировок в  том случае, если достигнутые  результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

       Контроль – это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

       Центральной функцией менеджмента  является координация. Ее задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организовывания, мотивации и контроля), а так же действие руководителей.

       Все перечисленные функции не  просто составляют единое целое.  Они переплетены друг с другом, проникают друг в друга так,  что порой их трудно разделить.

     Можна зделать вывод, что категория функций менеджмента является одной из фундаментальных в теории менеджмента. Каждая функция менеджмента характеризуется однородностью содержания и целевой направленностью. Функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации. Поэтому их называют основными, или общими.

  1. Основные подходы в менеджменте
 

     В теории менеджмента особое место  занимают основные подходы к изучению отдельных частных проблем и менеджмента в целом. Существует 4 основных подхода к управлению5:

     - процессный;

     - системный;

     - ситуационный.

      1. Подход на основе выделения школ в управлении. В данном подходе выделяются пять различных школ в управлении:

     1) Школа научного управления.

     2) Школа административного управления.

     3) Школа человеческих отношений.

     4) Школа поведенческих наук.

     5) Школа количественных методов.

     2. Процессный подход. Основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функций, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.

     Впервые этот подход предложен представителями  школы административного управления, которые пытались определить функции  менеджмента. Но они рассматривали  эти функции как независимые: процессный подход рассматривает их как взаимосвязанные.

     В современной литературе выделяют следующие  функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, контроль, координация, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, регулирование.

     3. Системный подход. Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления.

     Системный подход – это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как объект более общей системы. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.

     4. Ситуационный подход. Центральным моментом этого подхода является конкретная ситуация как набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в данное время. Именно конкретная ситуация есть основа применения возможных методов управления и выбора наиболее эффективного.

     Ситуационный  подход, как и системный – это не набор предписываемых руководств, а способ мышления об организационных проблемах и решениях. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения, учете непредвиденных обстоятельств.

     Конкретные  ситуации могут изменяться по следующим  признакам:

     - содержанию – технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;

     - виду управленческого решения во времени – стратегические, тактические, оперативные;

     - ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;

     - методам реализации управленческих решений.

     Существование различных подходов к управлению имеет свою историю. Чтобы лучше представить себе, в каких временных периодах они существовали и существуют сейчас. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Таким образом, к основным категориям менеджмента принадлежат понятия организации, процесса и функций управления, уровней управления, принципов и методов менеджмента, стилей и культуры руководства, коммуникации, управления коллективом, и тому подобное. Менеджмент является составным элементом управления и в сравнении с ним охватывает сравнительно узкую сферу, которая включает социальные системы (людей), целью которых может быть производство товаров и их реализация, предоставление разных услуг потребителям, в рамках определенной организации, которая действует в рыночных условиях.   Для достижения этой цели в менеджменте применяется совокупность функций, принципов, методов, средств, с помощью которых осуществляется целеустремленное влияние на социальные системы (людей).

     В ходе этой работы были разобраны все основные функции управления и их взаимосвязи. С моей точки зрения, на каждом этапе деятельности организации необходимо, чтобы состав функций управления соответствовал комплексам работ организации. Пять функции управления – планирование, организация, координация, мотивация и контроль – имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все пять управленческих функций, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

     В настоящее время можно выделить четыре важнейших подхода к изучению управления: подход на основе выделения школ в управлении; подход к управлению как к процессу; системный подход; ситуационный подход.

     Как уже говорилось, целью основателей  и приверженцев каждого из перечисленных выше подходов было найти универсальные приемы или принципы, на основе которых управление можно было бы сделать более эффективным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Белоусов  Р.А. Основные этапы развития и практики управления. – М., 2005.
  2. Вачугова Д.Д., Основы менеджмента: Учебник, 2005
  3. Кабушкин Н.И., Основы менеджмента: Учебное пособие, 2002
  4. Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. – М.: ОЛБИС, 2004.
  5. Мартыненко Н.М. Основы менеджмента. – К., 2003.
  6. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник для вузов, – М: Инфра – М, 2005, – 731с.
  7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М, 2002.
  8. Найденов Н.Д. Основные понятия менеджмента: глоссарий / Н.Д. Найденов, В.П. Чесноков Сыктывар: КРАГСиУ, 2007. – 195с.

Информация о работе Основные категории менеджмента: основные подходы и функции