Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:25, реферат
Менеджмент это формирование команды из толпы. Можно выделить основные категории менеджмента, которые определяют эффективность управления.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Реферат
по диспиплине
История управленческой мысли
на тему:
«Основные
категории менеджмента:
основные подходы
и функции»
Введение
Менеджмент это формирование команды из толпы. Можно выделить основные категории менеджмента, которые определяют эффективность управления.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Цели и задачи менеджмента: хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Целью данной работы является изучение всех основных категорий менеджмента. Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
В
разработке одной из самых важных
направлений развития управленческой
мысли – участвовали многие ученые
и специалисты, кроме того, «оттачивание»
функций управления активно шло и на местах,
где практики-менеджеры внедряли свои
передовые идеи в организации. Так, в качестве
примера можно назвать таких знаменитых
специалистов и авторов популярных изданий:
Майкла Мескона и Телора Фредерика Уинслоу,
которые внесли значительный вклад в развитии
науки управления и функций управления
в частности.
1.
Основные категории
менеджмента
Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи) в процессах и структуре управления организацией. К числу основных категорий менеджмента следует отнести1:
Система управления – систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента (рис.1).
Техническая система управления – устройство или набор устройств для манипулирования поведением других устройств или систем.
Объектом управления может быть любая динамическая система или её модель. Состояние объекта характеризуется некоторыми количественными величинами, изменяющимися во времени, то есть переменными состояния. В естественных процессах в роли таких переменных может выступать температура, плотность определенного вещества в организме, курс ценных бумаг и т. д. Для технических объектов это механические перемещения (угловые или линейные) и их скорость, электрические переменные, температуры и т. д. Анализ и синтез систем управления проводится методами специального раздела математики – теории управления.2
Системы управления разделяют на два больших класса:
Рис. 1. Система управления
Понятие и сущность менеджмента – термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") – "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.3
Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
В зависимости от функциональной принадлежности – определенной сферы деятельности организации или её звеньев – менеджмент подразделяют на следующие виды:
Объектыи субьекты менеджмента разделяются по функциональным областям, (финансы, персонал, сбыт, снабжение, производство, инновации и др.). По виду объекта – операция, процесс, система. Субъекты менеджмента – руководители разного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенной сфере деятельности организации. Категории менеджмента распространяются на руководителей организаций, руководителей структурных звеньев и профцентров, руководителей определенных видов работ, администраторов.
Функции менеджмента – определяют устойчивый состав специфичных видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий и объектов их приложения. Различают – общие (формирование целей, направление, организация, контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.
Иерархия менеджмента – это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим, и наоборот (рис.2).
Рис. 2. Иерархические
уровни менеджмента
Принципы менеджмента – общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К числу важнейших относят принципы:
- целостности (системное свойство);
- иерархической упорядоченности;
-
целевой направленности
-
научной обоснованности и
-
сочетание централизации и
- демократизации.
Методы
менеджмента – система правил и процедур
решения различных задач управления с
целью обеспечения эффективного развития
организации. К методам относятся: экономические,
организационно-
Стиль руководства – способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
- Директивный стиль (авторитарный) – характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников
- Демократический стиль (коллегиальный) – характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.;
- Либеральный стиль (попустительский или анархический) –характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
В чистом виде руководители указанных типов встречаются редко. Эффективность ситуационного подхода к управлению предусматривает применение в каждом конкретном случае преимуществ того или иного стиля управления.
Таким
образом, к основным категориям менеджмента
принадлежат понятия организации, процесса
и функций управления, уровней управления,
принципов и методов менеджмента, стилей
и культуры руководства (лидерства), коммуникации,
управления коллективом (группой), и тому
подобное. Менеджмент является составным
элементом управления и в сравнении с
ним охватывает сравнительно узкую сферу,
которая включает социальные системы
(людей), целью которых может быть производство
товаров и их реализация, предоставление
разных услуг потребителям, в рамках определенной
организации, которая действует в рыночных
условиях. Для достижения этой цели
в менеджменте применяется совокупность
функций, принципов, методов, средств,
с помощью которых осуществляется целеустремленное
влияние на социальные системы (людей).
2.
Функции менеджмента
Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:4
Функцией менеджмента "номер один" общепризнано считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.
Информация о работе Основные категории менеджмента: основные подходы и функции