Основные инструменты контроллинга, связь с функциями управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:05, реферат

Описание работы

Современные методы анализа и прогнозирования остаются неиспользуемыми, а менеджмент оказывается не в состоянии составить даже среднесрочные планы. Причем применяемый менеджерами и аналитиками инструментарий различается по подразделениям, что может вызвать затруднения в координации и недостаточность информации у руководства. Проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании решает контроллинг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Сущность, основные функции и задачи контроллинга……………….. 4
2. Инструменты контроллинга по областям применения………………... 7
3. Инструменты контроллинга по периоду действия…………………….. 9
Заключение………………………………………………………………….. 15
Список использованной литературы……………………………………… 16

Работа содержит 1 файл

Основные инструменты контроллинга.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 им. В.И. ВЕРНАДСКОГО 
 
 

Факультет управления

Кафедра «Менеджмента и маркетинга» 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине "Контроллинг" на тему:

ОСНОВНЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЛИНГА, СВЯЗЬ  С ФУНКЦИЯМИ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

                                                                                           

                                                    Выполнила:

                                      студентка 3курса, 

                                      группы 302 – О 

                                                 Катаки Э.Э. 

                                                                    
 
 
 
 
 
 
 

Симферополь

2009 
 

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………….. 3

1. Сущность, основные функции и задачи контроллинга……………….. 4

2. Инструменты  контроллинга по областям применения………………... 7

3. Инструменты  контроллинга по периоду действия…………………….. 9

Заключение…………………………………………………………………..       15

Список использованной литературы………………………………………       16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

     В настоящее время на многих предприятиях существует необходимость в интегрированной  методической и инструментальной базе для поддержки основных функций  менеджмента - планирования, контроля, учета и анализа, координации  различных аспектов управления бизнес-процессами. Это подтверждается, например, ростом интереса со стороны многих отечественных компаний к программному обеспечению планирования и учета на предприятии. Однако только внедрение пусть и наиболее продвинутых (и дорогостоящих) программ не может способствовать созданию четкой картины функционирования того или иного хозяйствующего объекта.

     Современные методы анализа и прогнозирования  остаются неиспользуемыми, а менеджмент оказывается не в состоянии составить  даже среднесрочные планы. Причем применяемый менеджерами и аналитиками инструментарий различается по подразделениям, что может вызвать затруднения в координации и недостаточность информации у руководства. Проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании решает контроллинг.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность, основные функции и задачи контроллинга

  Сегодня не существует однозначного определения  понятия «контроллинг» (табл.1), но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. сontrol – руководство, регулирования, котроль, управление) далеко не исчерпывается контролем. В основе этой новой концепции системного управления лежит стремление обеспечить успешное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе. Одной из главных причин возникновения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе.

                                                                                                                Таблица 1 
Определения контроллинга

Автор Определение Основная функция
П. Хорват Ориентированная на результат функция поддержки  руководства по координации всех подсистем менеджмента Координация
Х.-Ю. Кюппер Координация системы  управления на предприятии Координация
Й. Вебер Элемент управления социальной системой, выполняющий главную  функцию поддержки руководства  при решения им общей задачи координации  системы управления (с упором на задачи планирования, контроля и информирования) Координация
Д. Хан Система интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля деятельности предприятия Информационное  обеспечение
М. Лукашевич, Тихоненкова Целостная концепция  экономического управления предприятием, направленная на выяснение всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли Информационное  обеспечение
С. Рубцов Система, обеспечивающая методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций  управления: планирования, контроля, учета и анализа База для  всех функций управления

  Источник[5]

     Согласно  стандартам бухгалтерского учета, контроллинг  – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией  финансово-экономической составляющей менеджмента, и обеспечения информацией для принятия оперативных и стратегических управленческих решений[2].

     Цели функционирования системы контроллинга непосредственно вытекают из целей организации и могут выражаться в экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации при заданном уровне ликвидности.

     Исходя  из целей контроллинга можно выделить следующие функции[4]:

     1.  Планирование – координация определенных действий, необходимых для достижения оперативных и стратегических целей, т.е. превращение целей предприятия в краткосрочные или долгосрочные планы, составление бюджета, выработка плановой и целевой информации.

      2. Учетно-контрольная  - отражение в удобной форме финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Используется при сопоставлении плановых и фактических величин для оценки степени достижения цели, установления допустимых границ отклонений от заданных параметров, интерпретации причин отклонений и выработке предложений для их уменьшения.

     3. Информационная – организация потоков информации внутри предприятия;

    4. Аналитическая – выработка основных подконтрольных показателей,

позволяющих оценить эффективность работы предприятия, определение степени влияния каждого фактора на конечный результат, расчет доходности и т.д.

   Задачи  контроллинга [1]:

  • Адаптация стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды.
  • Согласование оперативных планов со стратегическим планом развития организации.
  • Координация и интеграция оперативных планов по разным бизнес-процессам.
  • Создание системы информационного обеспечения для различных уровней управления.
  • Создание системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации.
  • Адаптация организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Инструменты контроллинга по областям применения

     Инструментарий  контроллинга можно классифицировать по двум критериям: области применения – какие задачи помогает решить данный инструмент (табл. 2), и периоду действия – оперативный  или стратегический.

                                                                                                           Таблица 2 
Инструментарий контроллинга по областям применения

Область применения Инструментарий
Учет Система управленческой отчетности:
  • отчеты о хозяйственной деятельности, в том числе
  • сводные;
  • учетные формы;
  • показатели управленческого учета;
  • методы анализа отчетности.
Организация потоков информации
  • Система документооборота,
  • карта бизнес-процессов
Планирование
  • Анализ и оптимизация объема заказов,
  • ABC-анализ,
  • анализ точки безубыточности,
  • ступенчатый расчет сумм покрытия,
  • анализ узких мест,
  • методы анализа инвестиционных проектов,
  • маржинальный анализ,
  • методы расчета комиссионных вознаграждений,
  • кружки качества,
  • анализ скидок,
  • анализ областей сбыта,
  • функционально-стоимостной анализ,
  • анализ структуры потребления,
  • выбор между поставками со стороны и собственным производством,
  • анализ кривой обучаемости,
  • методы анализа конкуренции,
  • бенчмаркинг,
  • методы логистики,
  • методы портфельного анализа,
  • анализ потенциала,
  • анализ жизненного цикла продукта,
  • SWOT-анализ,
  • анализ сценариев,
  • анализ цепочки доставки ценности,
  • анализ конкурентных сил Портера,
  • карты восприятия,
  • анализ качества обслуживания,
  • анализ барьеров входа,
  • анализ чувствительности,
  • сбалансированные счетные карты,
  • сетевое планирование,
  • график Гантта,
  • методики ценообразования,
  • бюджетирование,
  • определение целевых издержек,
  • методы линейного программирования,
  • расчет уровня запасов,
  • планирование загрузки мощностей.
Мониторинг  и контроль
  • Система раннего предупреждения,
  • анализ разрывов,
  • контроль соответствия фактических показателей
  • плановым,
  • анализ издержек по центрам учета и отчетности.

  Источник[5]

  Нужно отметить, что следует тщательно взвешивать необходимость внедрения того или иного инструмента. Например, вряд ли предприятию, действующему на монопольном рынке (либо в условиях олигополии), нужны инструменты для подробного анализа конкурентов. В подобных случаях система бюджетирования является наиболее подходящим методом планирования. Использование же такой системы в компаниях, полностью зависящих в получении доходов от творческого потенциала сотрудников, часто дает отрицательный эффект из-за снижения мотивации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Инструменты контроллинга по периоду действия

     Контроллинг – глобальная система, которая  решает стратегические и тактические задачи. Поэтому контроллинг как целостная система состоит из двух важных частей: стратегического и оперативного контроллинга. Каждый из этих видов контроллинга имеет свои цели, а также методы, средства и инструменты для их достижения.

     Стратегический  контроллинг должен обеспечить выживаемость предприятия, отслеживание намеченных целей развития и достижение долгосрочного устойчивого преимущества перед конкурентами. Основными направлениями анализа стратегического контроллинга являются:

  • анализ внешней и внутренней среды;
  • анализ конкуренции;
  • анализ ключевых факторов успеха;
  • анализ стратегических планов и подконтрольных показателей деятельности;
  • анализ затратообразующих факторов.

    На  основе проведенного анализа формируется  портфель стратегий фирмы, из которого ее руководство должно сделать свой выбор дальнейшего развития бизнеса. Стратегический контроллинг ориентирован на долгосрочные перспективы, поэтому использует следующие инструменты[3,6]:

    1. «Собственное производство — поставки со стороны». Это объемная задача по расчету того, как лучше поступить: закупать комплектующие на стороне или наладить их собственное производство. Надо учесть производственные затраты, использование мощностей, складские расходы, качество изготовления, логистику, экономию времени, экологические факторы и многое другое.

  2. Анализ конкуренции – это постоянное сопоставление различных характеристик собственного предприятия с аналогичными показателями конкурентов. Такое сопоставление позволяет выявить как слабые места, так и преимущества фирмы. Одним из способов проведения такого анализа является анонимное анкетирование собственных руководителей. Между прочим, как считают многие специалисты, этот метод  один из важнейших методов выживания в конкурентной борьбе.

Информация о работе Основные инструменты контроллинга, связь с функциями управления