Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:21, контрольная работа
Контролем называют процесс, который обеспечивает достижение целей организации. Он нужен для выявления и решения возникающих проблем раньше, чем они окажутся слишком серьезными, также контроль используется для стимулирования успешной деятельности. Контроль является критически важной и сложной функцией управления. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, обязан осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Контроль - это фундаментальный элемент процесса управления.
Введение 3
1. Понятие и принципы контроля 4
2. Виды управленческого контроля 8
4. Функции управленческого контроля 12
5. Цели и задачи управленческого контроля 13
6. Этапы процесса контроля 15
Заключение 17
Библиографический список 18
Важную роль в повышении эффективности контроля технологического процесса может сыграть его карта. Она представляет собой схему, где нанесены допустимые границы параметров качества и результаты измерений, что позволяет сразу же наглядно обнаружить отклонения от стандартов.
Третьим видом контроля является итоговый. Обычно он связан с оценкой выполнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов.
В процедуре контроля есть два четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе выполняется комплекс специализированных работ.
Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько тесно взаимосвязаны функции контроля и планирования. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе руководство определяет, насколько достигнутые результаты соответствуют планируемым.
3. Функции управленческого контроля
В системе управления контроль выполняет следующие основные функции:
1. Проверочную - установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений);
2. Информационную - сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта;
3. Диагностическую - изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов;
4. Прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров;
5. Коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи;
6. Ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание;
7. Стимулирующую - по итогам контроля происходит оценка персонала, поощрение или наказание;
8. Корректирующую - на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них;
9. Защитную - способствует сохранности ресурсов.
5. Цели и задачи управленческого контроля
Эффективная система контроля предусматривает определенные цели и задачи. Основными целями являются:
1. Сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциала организации;
2. Своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
3. Обеспечение эффективного функционирования организации, а также ее устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.
Достижение целей системы как известно обеспечивается реализацией задач, которые, заключаются в достижении следующих основных показателей эффективности управления организацией:
1. Соответствие деятельности организации принятому курсу действий (т.е целевым установкам и ориентирам) и стратегии;
2. Устойчивость организации
с финансово-экономической,
3. Сохранность ресурсов и потенциала организации;
4. Должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
5. Показатели безошибочности
регистрации и обработки
6. Рациональное и экономное
использование всех видов
7. Соблюдение работниками
организации установленных
8. Соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.
Эти и многие другие задачи
обусловливают создание в организации
эффективной контрольной
Результативность контроля характеризует экономия потерь, т.е. ущерба, обусловленная функционированием системы.
6. Этапы процесса контроля
Процесс контроля состоит из нескольких этапов.
На первом этапе определяются параметры функционирования и развития организации, которые необходимо контролировать, и источники информации о них. Эти параметры имеют вид различных стандартов и нормативов, отражающих заложенные в планы задачи.
К ним предъявляются такие требования, как обоснованность, выполнимость в нормальной ситуации (слишком высокие нормативы пугают, а слишком низкие расхолаживают), адекватность отражения реальных процессов.
На втором этапе создается модель организации, на которой отражаются потоки ресурсов, информации, места возникновения затрат, образования промежуточных и конечных результатов, являющиеся наиболее подходящими для наблюдений, - так называемые точки контроля.
Третий этап процесса контроля заключается в получении информации о состоянии и результатах функционирования его объекта, позволяющей принимать обоснованные решения о том, как действовать дальше.
Источниками информации служат целевые наблюдения, текущие статистические данные, оперативные сообщения, бухгалтерская отчетность, опросы общественного мнения, итоговые отчеты, специальные аналитические обзоры и др.
Четвертый этап процесса контроля состоит в анализе и оценке информации. Это позволяет определить наличие и степень отклонений от заданных параметров, и необходимость осуществления корректирующих действий.
При оценке могут возникать различные «подводные камни», в первую очередь связанные с психологией людей, поскольку любая информация рассматривается ими через призму личного восприятия, а поэтому приобретает субъективную окраску.
Пятый этап процесса контроля состоит в корректировке деятельности организации, преодолении отклонений, чья допустимая величина устанавливается высшим руководством.
На практике существует два варианта корректирующих действий. Первый заключается в устранении причин, порождающих отклонения, их ликвидации или нейтрализации путем совершенствования технологии производства и управления. Второй состоит в изменении стандартов, модификации целей, пересмотре планов, перераспределении заданий.
Но к этому нужно относиться весьма осторожно. Если дела в организации идут неплохо и поставленные цели в основном достигаются, лучше не вносить в ее деятельность лишних изменений, поскольку отклонения далеко не всегда нарушают нормальный ход работы и часто не так уж существенно влияют на конечные результаты. Между тем борьба с ними обходится недешево.
Поэтому система контроля должна срабатывать только при серьезных нарушениях.
Заключение
В заключение необходимо
отметить, что в современных условиях,
характеризующихся усилением
Библиографический список
1. Большаков А. С. Б79 Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)
2. Веснин В. Р. В38 Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.
3. Герчикова И. Н. «Менеджмент: Учебник». – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва, «ЮНИТИ», 2002.
4. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Менеджмент. /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003.-70 с.
5. Кабушкин Н. И. «Основы менеджмента». – Минск, «Новое знание», 2002.
6. Конспект лекций по дисциплине Ю. П. Кураченко «Менедж-мент», БРИ, 2 курс экономического факультета.
7. Мескон М. Х., М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»: Пер. с англ. – Москва, «Дело», 2002.
8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1993.
Информация о работе Организация управленческого контроля на предприятии