Организация управленческого контроля на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Контролем называют процесс, который обеспечивает достижение целей организации. Он нужен для выявления и решения возникающих проблем раньше, чем они окажутся слишком серьезными, также контроль используется для стимулирования успешной деятельности. Контроль является критически важной и сложной функцией управления. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, обязан осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Контроль - это фундаментальный элемент процесса управления.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и принципы контроля 4
2. Виды управленческого контроля 8
4. Функции управленческого контроля 12
5. Цели и задачи управленческого контроля 13
6. Этапы процесса контроля 15
Заключение 17
Библиографический список 18

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

 

Важную роль в повышении  эффективности контроля технологического процесса может сыграть его карта. Она представляет собой схему, где нанесены допустимые границы параметров качества и результаты измерений, что позволяет сразу же наглядно обнаружить отклонения от стандартов.

Третьим видом контроля является итоговый. Обычно он связан с оценкой выполнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов.

В процедуре контроля есть  два  четко различимых  этапа:  выработка стандартов  и  критериев,  сопоставление  с  ними  реальных  результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На  каждом  этапе  выполняется комплекс специализированных работ.

Первый  этап  процедуры  контроля  демонстрирует,   насколько   тесно взаимосвязаны функции контроля и планирования. Стандарты  -  это  конкретные цели, прогресс в  отношении  которых  поддается  измерению.

Второй  этап  процесса  контроля  состоит  в  сопоставлении   реально достигнутых  результатов  с  установленными  стандартами.  На   этом   этапе руководство  определяет,  насколько  достигнутые  результаты   соответствуют планируемым.

      

 

 

 

3. Функции управленческого контроля

В системе управления контроль выполняет следующие основные функции:

1. Проверочную - установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов; выявление ошибок и нарушений);

2. Информационную - сбор, передача, обработка информации о состоянии объекта;

3. Диагностическую - изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении; выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов;

4. Прогностическую, создающую основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров;

5. Коммуникационную, обеспечивающую установление и поддержание обратной связи;

6. Ориентирующую, подсказывающую, на что нужно обращать особое внимание;

7. Стимулирующую - по итогам контроля происходит оценка персонала, поощрение или наказание;

8. Корректирующую - на основе полученных результатов состояние и поведение объекта (его части) изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них;

9. Защитную - способствует сохранности ресурсов.

 

5. Цели и задачи  управленческого контроля

Эффективная система  контроля предусматривает определенные цели и задачи. Основными целями являются:

1. Сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциала организации;

2. Своевременная адаптация  организации к изменениям во  внутренней и внешней среде;

3. Обеспечение эффективного функционирования организации, а также ее устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.

Достижение целей системы  как известно обеспечивается реализацией задач, которые, заключаются в достижении следующих основных показателей эффективности управления организацией:

1. Соответствие деятельности  организации принятому курсу действий (т.е целевым установкам и ориентирам) и стратегии;

2. Устойчивость организации  с финансово-экономической, рыночной  и правовой точек зрения;

3. Сохранность ресурсов  и потенциала организации; 

4. Должный уровень  полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;

5. Показатели безошибочности  регистрации и обработки финансово-хозяйственных  операций организации - наличие,  полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности;

6. Рациональное и экономное  использование всех видов ресурсов;

7. Соблюдение работниками  организации установленных администрацией  требований, правил и процедур - положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений;

8. Соблюдение требований  федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Эти и многие другие задачи обусловливают создание в организации  эффективной контрольной системы.

Результативность контроля характеризует экономия потерь, т.е. ущерба, обусловленная функционированием системы.

 

 

 

 

 

6. Этапы процесса контроля

Процесс контроля состоит  из нескольких этапов.

На первом этапе определяются параметры функционирования и развития организации, которые необходимо контролировать, и источники информации о них. Эти параметры имеют вид различных стандартов и нормативов, отражающих заложенные в планы задачи.

К ним предъявляются  такие требования, как обоснованность, выполнимость в нормальной ситуации (слишком высокие нормативы пугают, а слишком низкие расхолаживают), адекватность отражения реальных процессов.

На втором этапе создается модель организации, на которой отражаются потоки ресурсов, информации, места возникновения затрат, образования промежуточных и конечных результатов, являющиеся наиболее подходящими для наблюдений, - так называемые точки контроля.

Третий этап процесса контроля заключается в получении информации о состоянии и результатах функционирования его объекта, позволяющей принимать обоснованные решения о том, как действовать дальше.

Источниками информации служат целевые наблюдения, текущие  статистические данные, оперативные сообщения, бухгалтерская отчетность, опросы общественного мнения, итоговые отчеты, специальные аналитические обзоры и др.

Четвертый этап процесса контроля состоит в анализе и оценке информации. Это позволяет определить наличие и степень отклонений от заданных параметров, и необходимость осуществления корректирующих действий.

При оценке могут возникать  различные «подводные камни», в первую очередь связанные с психологией людей, поскольку любая информация рассматривается ими через призму личного восприятия, а поэтому приобретает субъективную окраску.

 

Пятый этап процесса контроля состоит в корректировке деятельности организации, преодолении отклонений, чья допустимая величина устанавливается высшим руководством.

На практике существует два варианта корректирующих действий. Первый заключается в устранении причин, порождающих отклонения, их ликвидации или нейтрализации путем совершенствования технологии производства и управления. Второй состоит в изменении стандартов, модификации целей, пересмотре планов, перераспределении заданий.

Но к этому нужно  относиться весьма осторожно. Если дела в организации идут неплохо и поставленные цели в основном достигаются, лучше не вносить в ее деятельность лишних изменений, поскольку отклонения далеко не всегда нарушают нормальный ход работы и часто не так уж существенно влияют на конечные результаты. Между тем борьба с ними обходится недешево.

Поэтому система контроля должна срабатывать только при серьезных нарушениях.

 

 

Заключение

В заключение необходимо отметить, что в современных условиях, характеризующихся усилением конкурентных отношений, широкомасштабным распространением новых ресурсо-, энерго- и трудосберегающих технологий, растущей диверсификацией и транснационализацией бизнеса, ростом доли крупных негосударственных организаций корпоративного типа в мировом промышленном производстве и торговле, вовлеченностью крупнейших корпоративных структур во все виды социального управления, возникает необходимость усиления внимания теоретиков и практиков корпоративного управления к вопросам контроля, так как грядущее еще большее усложнение хозяйственной жизни будет требовать новых подходов к разработке адекватных систем, способных удержать порядок в сложнейших системах хозяйствования.

 

 

Библиографический список

1. Большаков А. С. Б79 Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)

2. Веснин В. Р. В38 Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.

3. Герчикова И. Н. «Менеджмент: Учебник». – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва, «ЮНИТИ», 2002.

4. Ильенкова С.Д. Кузнецов В.И. Менеджмент. /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003.-70 с.

5. Кабушкин Н. И. «Основы менеджмента». – Минск, «Новое знание», 2002.

6. Конспект лекций по дисциплине Ю. П. Кураченко «Менедж-мент», БРИ, 2 курс экономического факультета.

7. Мескон М. Х., М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»: Пер. с англ. – Москва, «Дело», 2002.

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1993.




Информация о работе Организация управленческого контроля на предприятии