Организация управленческого контроля на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Контролем называют процесс, который обеспечивает достижение целей организации. Он нужен для выявления и решения возникающих проблем раньше, чем они окажутся слишком серьезными, также контроль используется для стимулирования успешной деятельности. Контроль является критически важной и сложной функцией управления. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, обязан осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Контроль - это фундаментальный элемент процесса управления.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и принципы контроля 4
2. Виды управленческого контроля 8
4. Функции управленческого контроля 12
5. Цели и задачи управленческого контроля 13
6. Этапы процесса контроля 15
Заключение 17
Библиографический список 18

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

3

1. Понятие и принципы контроля

4

2. Виды управленческого контроля

8

4. Функции управленческого контроля

12

5. Цели  и задачи управленческого контроля

13

6. Этапы процесса контроля

15

Заключение

17

Библиографический список

18


 

ВВЕДЕНИЕ

Контролем называют процесс, который обеспечивает достижение целей  организации. Он нужен для выявления  и решения возникающих проблем  раньше, чем они окажутся слишком  серьезными, также контроль используется для стимулирования успешной деятельности. Контроль является критически важной и сложной функцией управления. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, обязан осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Контроль - это фундаментальный элемент процесса управления.

Интерес к вопросам управления бизнесом, предприятиями, организациями постоянно удерживается на высоком уровне. В современных условиях функционирования предприятий формирование рациональной системы управленческого контроля, которая способна реализовать стратегические и оперативные цели, становится одним из главных факторов их успешного существования и развития. Современные организации, действующие в сложной, нестабильной экономической среде с высоким уровнем ее неопределенности, должны непрерывно изменяться. Умение осуществлять необходимые изменения, перестраиваться, адаптироваться является сегодня важнейшей характеристикой, обеспечивающей конкурентоспособность и успешное развитие в долговременной перспективе. В настоящее время предприятия недостаточно уделяют внимание проблемам проведения контроля, несмотря на то, что он является неотъемлемым элементом становления эффективного менеджмента на предприятии, который отражает успешную управленческую деятельность, направленную на поиск решений, помогающих организации выжить в динамично меняющейся среде в условиях конкуренции.

Постоянное повышение  интереса к контрольной деятельности обусловлено тем, что руководство  должно не только своевременно ставить  цели, но и фиксировать достижение каждой цели, что осуществляется с помощью контроля.

 

Интерес к во, пред1. Понятие и принципы контроля

Управленческий контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий. Непрерывно контролируя результаты работы, организация имеет возможность оперативно принимать управленческие решения и стабилизировать ситуацию в случае ее негативного развития.

На производстве обычно контролируют:

  • объемы, номенклатуру и качество выпускаемой продукции;
  • технологические процессы изготовления продукции (технологическую дисциплину);
  • запасы готовой продукции, комплектующих, сырья, материалов;
  • производительность труда;
  • квалификацию и рост кадров;
  • производственную дисциплину (режимы работы подразделений, загрузку оборудования, простои и т.д.);
  • трудовую дисциплину;
  • финансовую дисциплину (соблюдение договорных обязательств, выполнение планов поставок и реализации продукции, использование финансовых средств, кредитов, сроков и условий платежей и т.д.);
  • сбытовую деятельность;
  • снабженческую деятельность.

Контроль осуществляется в соответствии с определенными  принципами:

1. Должен быть всеохватывающим, т. е. держать в поле зрения основные сферы деятельности организации и процессы, протекающие в ней. Такой контроль не под силу одному человеку или небольшой группе людей. К нему привлекается весь персонал организации или его значительная часть, ибо наилучший эффект обеспечивает самоконтроль заинтересованных в результатах своего труда исполнителей.

2. Система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, задаваемую основными приоритетами развития организации. Второстепенные сферы ее деятельности тщательно проверять целесообразно далеко не всегда, а некоторые и вовсе не имеет смысла, так как это отвлекает много сил и средств.

3. Современный контроль направлен не на исправление, а на предотвращение ошибок, что значительно дешевле. Поэтому он представляет собой неотъемлемый элемент процесса планирования на всех его стадиях.

4. Эффективный контроль должен увязываться и с изменениями в структуре организации и системе управления ею, поэтому важным требованием, предъявляемым к нему, является гибкость, приспособляемость к изменяющимся условиям.

5. Контроль должен быть своевременным, позволять устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры, иначе он будет вечно опаздывать и окажется на практике бесполезным.

6. Контроль должен быть экономичным (приносимые выгоды должны превышать затраты). Это обеспечивается оптимизацией всех связанных с контролем издержек (на технические средства, сбор, переработку и хранение информации).

7. Эффективный контроль индивидуализирован, нацелен на конкретные процессы, результаты, требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе.

8. Ориентированность контроля на человека означает его доброжелательность, исключение какой бы то ни было слежки за людьми, поисков «козлов отпущения». А это возможно лишь в условиях максимальной открытости, гласности проведения соответствующих мероприятий.

9. Контроль должен соответствовать характеру своего объекта, а цель его - быть понятной. Сотруднику необходимо показать, что контролируют не его личность, а производственную деятельность, что делается это объективно.

10. Желательно избегать чрезмерного контроля над ними, тем более из недоверия, ибо, кроме пустой траты средств и лишних эмоций, это ничего не дает.

11. Выполнение работы нужно контролировать, хотя и не обязательно скрупулезно, и если она не сделана, разобраться, почему так произошло.

С другой стороны, слабый контроль, а  тем более бесконтрольность являются признаком безразличного отношения руководства к людям и делам организации.

12. Руководитель, для которого контроль наряду с планированием является главной служебной обязанностью, должен проявлять при его проведении заботу о людях, поощрять их за любые позитивные результаты. Это стимулирует рост производительности и стремление к самосовершенствованию.

В целом на систему  управленческого контроля влияют характер деятельности организации, степень ее самостоятельности, факторы внешней среды, позиции менеджеров.

В процессе контроля могут  иметь место объективные и  субъективные ошибки. К ним можно отнести:

1. Контроль по случаю, не упреждающий отклонения, а осуществляемый им вдогонку;

2. Контроль из предубежденности, недоверия, излишне детализированный, тотальный, порождающий несамостоятельность и иждивенчество;

3. Контроль для проформы, например присутствия на рабочих местах;

4. Ориентация на прошлый опыт, традиции, стереотипы;

5. Игнорирование личных особенностей людей;

6. Смешение фактов и выводов;

7. Отсутствие информирования контролируемых о результатах.

 

Технология контроля осуществляется по следующей схеме:

1. Выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);

2. Определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля); 

3. Установление норм контроля (этические, производственные, правовые); 

4. Выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);

5. Определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).

 

 

 

 

2. Виды управленческого контроля

Выделяют следующие  основные виды контроля:

1. По типу:

    • традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов;
    • опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение, а не на исправление прошлых ошибок;
    • предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.

2. По видам (финансовый, маркетинговый, контроль качества, производственный).

3. По объектам, каковыми являются:

    • состояние производственного, технического, кадрового потенциала, объем финансовых
    • ресурсов, материальных запасов, целесообразность их использования;
    • эффективность производственной деятельности;
    • промежуточные и конечные результаты;
    • затраты, потери и их виновники;
    • достоверность, качество, доступность, полнота информации;
    • сроки исполнения принимаемых решений;
    • имидж организации;
    • сохранение коммерческой тайны.

4. По субъектам, которые осуществляют процесс контроля (администрация, функциональные службы, специальные подразделения, сами работники).

5. По интенсивности (нормальный или усиленный).

6. По месту осуществления:

    • летучий контроль подразумевает, что его субъект и объект пространственно разделены и необходимо их специальное соединение (например, выездная проверка).
    • стационарный контроль предполагает, что субъект и объект едины (исполнитель сам следит за своей работой).

7. По целям:

    • фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного;
    • корректирующий контроль - исправить положение дел.

8. По методам:

    • фактический контроль осуществляется с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта;
    • документальный происходит на основе сверок и проверок документов;
    • оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном.

9. По стадиям осуществления.

В соответствии с указанным  признаком выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный контроль. Его задача в основном состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата и системы управления. Он осуществляется путем анализа наличия и состояния ресурсов, их сопоставления со стоящими задачами.

Система управления проверяется на соответствие существующей структуре организации; принятые решения и подготовленные документы — на правильность оформления, известность исполнителям, понимания теми своих обязанностей, что во многом предопределяет успех будущей работы.

Предварительный контроль персонала призван, прежде всего, ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать стоящие задачи.

Еще одно направление предварительного контроля — состояние материальных и финансовых ресурсов организации.

Важнейшим  методом  предварительного  контроля  финансовых   ресурсов является бюджет, который одновременно выполняет и функцию планирования.

Текущий контроль оценивает реализацию внутренних и внешних возможностей организации. Осуществляется непосредственно в  ходе  проведения работ. Для осуществления текущего контроля необходима обратная  связь,  т.е. информация о ходе выполнения работ,  получаемая  от  исполнителей. Подразделяется на:

1. Стратегический имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей. Он ведется по таким показателям, как уровень производительности труда, внедрение и использование достижений НТР, новых методов работы, технологий и проч. Такой контроль предназначен для предотвращения ошибок, а не для их исправления и поиска виновных.

2. Оперативный (административный) контроль проводится одновременно с выполнением основной работы. Его разновидностью является контроль производственный, осуществляемый диспетчером или начальником производственного отдела.

Объектами здесь являются: оперативная подготовка производства, соблюдение последовательности и сроков выполнения операций, загрузка оборудования, наличие запасов, выполнение плана по номенклатуре, уровень текущих затрат, дисциплина и т. д.

На уровне отдельных  операций осуществляется операционный контроль (точности их выполнения, качества изделий). Он может быть:

1. Сплошным - предполагает проверку всех без исключения объектов;

2. Выборочным, если число объектов слишком велико или для проверки требуется разрушать изделие. Выборочный контроль требует меньших затрат, но связан с риском случайных ошибок, число которых можно снизить путем увеличения размера выборки.

Информация о работе Организация управленческого контроля на предприятии