Организация, роль управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:02, контрольная работа

Описание работы

Большинство исследований проявлений организации в управлении отражают традиционный подход к классификации и формализации их выражений, представления концепции взаимосвязи этих понятий. Такой подход получил научное обоснование, широкое распространение и адекватное восприятие. Его целью является теоретическое выяснение сущности и содержания формирования и развития их взаимосвязи и предложение конкретных форм и процедур их практического взаимодействия.

Содержание

Введение. 2
Организация. Цели и задачи организации. 3
Роль управления. 10
Основные черты стратегического управления. 10
Принципы стратегического управления. 13
Особенности стратегического управления. 13
Заключение. 18
Список используемой литературы. 19

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 35.42 Кб (Скачать)

Только учитывая эти положения, организация сможет успешно достичь  поставленных целей и, следовательно, эффективно развивать основное направление  своей деятельности в условиях меняющейся макросреды.

3. Роль управления.

3.1 Основные черты стратегического управления

Слово «стратегия» заимствовано из военной науки, произошло от греческого «strategos», что значит «искусство полководца». Другими словами, стратегия —  это концепция достижения победы. Многие проблемы полководческого искусства, главная из которых — находить правильные пути к достижению победы, аналогичны проблемам управления бизнес-деятельностью  организации, действующей в условиях сложной окружающей среды.

Понятие стратегии как обобщающей модели действий, необходимых для  достижения поставленных целей, вошло  в число управленческих терминов, когда проблема реагирования организации  на неожиданные изменения во внешней  среде приобрела большое значение.

Стратегия организации — это  совокупность ее главных целей и  основных способов их достижения. Она  большей частью формулируется и  разрабатывается на уровне топ-менеджмента, но ее реализация предусматривает участие  всех уровней управления.

Разработать стратегию организации  — значит определить общие направления  развития для достижения долговременных конкурентных преимуществ и других корпоративных целей. Обычно стратегия  планируется на длительный период и  ориентируется на будущее с поэтапным  процессом реализации. Стратегия  как функция времени не просто сосредоточена на определенном периоде, она прежде нечто является функцией направления. Именно стратегия устанавливает  направление деятельности организации: рост, стабилизация, сокращение или комбинация вариантов; решения о конкретных товарах и рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов, определение типа  конкурентного преимущества.

 Определение стратегии предприятия

Стратегию можно рассматривать  как детальный всесторонний комплексный  план, направленный на осуществление  миссии и достижение целей организации  с максимальной эффективностью. Основная задача такого плана — обеспечение  нововведений и изменений в организации  в соответствии с переменами в  окружающей среде.

Реальная стратегия организации  состоит не только из направленных (запланированных) действий, но и из реакции на непредвиденные обстоятельства. Следовательно, стратегию необходимо рассматривать как симбиоз запланированных  действий (проактивная стратегия) и  адаптивной реакции на возникшую  ситуацию (реактивная стратегия)

Реальная стратегия = проактивная  стратегия + реактивная стратегия.

Стратегия необходима, поскольку будущее  в основном непредсказуемо, абсолютной определенности относительно будущего нет. Современный темп изменений  во внешней среде, увеличение количества знаний и информационных потоков  настолько велики, что планирование стратегии представляется единственным способом формального прогнозирования  будущих проблем и возможностей. Она является основой создания плана  развития организации на длительный срок, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия, снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной  или недостоверной информации о  возможностях организации или о  внешней среде. При выборе стратегии  можно добиться большей определенности; организация сможет предвидеть события  во внешней среде и быстрее на них реагировать. Судя по результатам исследования, именно те организации, которые давно существуют, быстрее всего реагируют на изменение внешних факторов.

Сформулированная стратегия —  это комплекс решений, принимаемых  менеджментом на базе основополагающих принципов и правил. Другими словами, стратегия — это обязательство  действовать определенным образом: таким, а не другим. Недостаточно иметь  только стратегический план; нужен  еще набор основополагающих принципов  и правил поведения персонала  всех уровней с учетом деятельности в постоянно изменяющихся условиях.

По своему существу сформулированная стратегия и есть набор правил для принятия решений, которыми организация  руководствуется в своей деятельности, т. е. стратегию можно считать  зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

Успех организации обеспечивается хорошо продуманной стратегией и  высоким качеством ее выполнения. Сформулированная стратегия сама по себе не гарантирует успеха. Так  же как самолет с великолепной конструкцией двигателей не сможет летать, если он заправлен топливом низкого  качества, так и организация, разрабатывающая  стратегию развития, может потерпеть  неудачу из-за ошибок в других управленческих функциях (организации, мотивации, контроле и т. д.) и/или неэффективных действий. Хорошая стратегия и ее умелая реализация за счет эффективных действий — вот что необходимо для достижения намеченных результатов. Можно разработать  сильную стратегию, но не претворить ее в жизнь, или удачно осуществить  посредственную стратегию. В обоих  случаях организация не использует все имеющиеся возможности. Путь к успеху — блестяще выполненная  блестящая стратегия.

 Стратегическое управление  — это деятельность, направленная  на достижение основных поставленных  целей и задач организации,  определенных на основе предвидения  возможных изменений окружающей  среды и организационного потенциала, путем координации и распределения  ресурсов.

Стратегическое управление можно  отнести к философии или идеологии  бизнеса и менеджмента, где значительное место отводится творчеству высшего  руководства и персонала организации.

Обобщая рассмотренные особенности, можно выделить следующие преимущества стратегического подхода к управлению:

·   обеспечение направленности развития всей организации посредством  постановки целей и задач;

·   гибкая реакция и своевременные  изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и  позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает возможность  организации выживать в долгосрочной перспективе и достигать своих  целей;

·   возможность для руководителей  оценивать альтернативные варианты распределения ресурсов организации  и принимать скоординированные  решения на всех уровнях управления, связанных с действующей стратегией;

·   создание среды, способствующей активному, творческому, инициативному  управлению и противодействующей пассивному реагированию на изменившуюся ситуацию.

3.2 Принципы стратегического управления

Откpытocть

Рaccмoтpeниe миpa кaк oбщeгo для вcex мecтa cнaбжeния, пpoизвoдcтвa и тopгoвли (тaк  нaзывaeмaя глoбaлизaция пoвeдeния  пpeдпpиятий).

  Пpизнaниe тoгo, чтo caмыми эффeктивными являютcя нeпocpeдcтвeнныe, нeфopмaлизoвaнныe кoнтaкты (т'aк нaзывaeмoe «пpeдпpиятиe бeз двepeй»).

Пoдчepкивaниe тoгo, чтo взaимнoe дoвepиe дacт  лyчший peзyльтaт, чeм caмыe эффeктивныe opгaнизaциoнныe cиcтeмы.

Кoмплeкcный пoдxoд

Рeшeниe пpoблeм, a нe тoлькo выпoлнeниe фyнкций.

Отнoшeниe к opгaнизaции кaк к чacти oкpyжaющeй cpeды, кoтopaя пpeдcтaвляeт для opгaнизaции coвoкyпнocть шaнcoв и yгpoз  и oпpeдeляeт ee дocтижeния.

Пpизнaниe тoгo, чтo для paзвития opгaнизaции cтoль жe вaжнo дocтижeниe экoнoмичecкиx ycпexoв, cкoль и paзвитиe людeй.

Оpиeнтaция нa бyдyщee

Упpaвлeниe, кoтopoe oпиpaeтcя нa мыcлeннyю  кapтинy бyдyщeгo дaннoй opгaнизaции, дaжe yдaлeннoю  пo вpeмeни.

Рeшeниe ceгoдняшниx пpoблeм c тoчки зpeния  бyдyщeгo.

Пpизнaниe тoгo, чтo пpoгpecc кaк выpaжeниe paзвития opгaнизaции гopaздo бoлee вaжeн, чeм пpocтo выживaниe.

Твopчecкий, coзидaтeльный  пoдxoд

Пoлнoe эффeктивнoe иcпoльзoвaниe чeлoвeчecкиx знaний гopaздo вaжнee, чeм иcпoльзoвaниe мaтepиaльныx pecypcoв.

Сoблюдeниe пpинципa «Жaждyщий нoвыx вeщeй» вceми и вeздe.

Пoиcк и пoддepжкa лидepoв.

Рaзвитиe y людeй чyвcтвa нeoбxoдимocти дocтижeний  и caмoyтвepждeния в paбoтe.

Оpиeнтaция нa peзyльтaты

Зapaбaтывaть бoгaтcтвo тpyдoм, a нe пoлyчaть eгo пyтeм pacшиpeния фopмaльныx пoлнoмoчий  и кoмпeтeнции.

Пpинятиe в кaчecтвe ocнoвнoгo кpитepия oцeнки  дocтигaeмыx peзyльтaтoв, a нe выпoлняeмыx фyнкций, имeющиxcя диплoмoв или xapaктepныx чepт  личнocти.

Упop нa дeйcтвиe: «Сдeлaй этo», «Пoпpoбyй  этo».

Сoвмecтнaя дeятeльнocть

«Мы ищeм пapтнepoв» вмecтo зaкoнa джyнглeй  и дeйcтвий в oдинoчкy. Поиск консенсуса (согласия), ведение переговоров. Ориентирование организационных фирм, процедур и  методом на совместную деятельность, а не на обеспечение доминирования  или на защиту занимаемых позиций.

3.3 Особенности стратегического управления

Возможности стратегического управления не безграничны. Существует ряд ограничений  на использование стратегического  управления, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не универсален  для любых ситуаций и любых  задач.

Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной  картины будущего. Вырабатываемое в  стратегическом управлении описание желаемого  будущего организации — это не детальное описание ее внутреннего  состояния и положения во внешней  среде, а скорее совокупность качественных пожеланий к тому, в каком состоянии  должна находиться организация в  будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, в какие деловые группы входить и т.п.

При этом все это в совокупности должно составлять то, что определит, выживет ли организация в будущем  в конкурентной борьбе или нет.

Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. У  него нет теории, которая предписывает, что и как делать при решении  определенных задач или же в определенных ситуациях. Стратегическое управление — это скорее определенная философия  или идеология бизнеса и менеджмента. И каждым отдельным менеджером оно  понимается и реализуется в значительной мере по-своему. Конечно, существует ряд  рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления  стратегического планирования и  практической реализации стратегии. Однако в целом на практике стратегическое управление — это:

• симбиоз интуиции и искусства  высшего руководства вести организацию  к стратегическим целям;

• высокий профессионализм и  творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а  также реализацию текущих планов;

• активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.

В-третьих, требуются огромные усилия и большие затраты времени  и ресурсов для того, чтобы в  организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Требуется введение и осуществление  стратегического планирования, которое  в корне отлично от разработки долгосрочных планов, обязательных к  исполнению в любых условиях. Необходимо также создание служб, осуществляющих отслеживание окружения и включение организации в среду. Службы маркетинга, связи с общественностью и т.д. приобретают исключительную значимость и требуют существенных дополнительных затрат.

В-четвертых, резко усиливаются  негативные последствия ошибок стратегического  предвидения. В условиях, когда в  сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности  для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много  лет, цена расплаты за неверное предвидение  и соответственно за ошибки стратегического  выбора становится зачастую роковой  для организации. Особенно трагическими последствия неверного прогноза бывают для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся  принципиальной корректировке.

В-пятых, при осуществлении стратегического  управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. Однако этого совершенно недостаточно, так  как стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного  выполнения. На самом деле важнейшей  составляющей стратегического управления является реализация стратегического  плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной  культуры, позволяющей реализовать  стратегию, создание систем мотивирования  и организации труда, создание определенной гибкости в организации и т.п. При этом в случае стратегического  управления процесс выполнения оказывает  активное обратное влияние на планирование, что еще более усиливает значимость фазы выполнения. Поэтому организация  в принципе не сможет перейти к  стратегическому управлению, если у  нее создана пусть даже и очень  хорошая подсистема стратегического  планирования, но при этом нет предпосылок  или возможностей для выполнения стратегии.

4. Заключение

В настоящее время стратегический менеджмент является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать  любому, пусть даже и будущему, менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и, наконец, финансовое планирование (планирование прибыли). Стратегический менеджмент, как наука, позволяет предпринимателю  так спланировать деятельность фирмы  в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли  с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное  стратегическое планирование позволит свести риск к минимуму.

Данная контрольная работа имеет цель доказать необходимость стратегического планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на финансовый успех в современных условиях рынка. Итак, внутрифирменное планирование необходимо для нормального функционирования и развития предприятия. Планирование определяет основное направление развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Назначение планирования - правильно учесть все внутренние и внешние факторы в постановке конкретных целей развития предприятия и путей их достижения. Планирование обеспечивает взаимосвязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, позволяет минимизировать издержки и открывает все возможные дополнительные источники ресурсов внутри фирмы. Следовательно, необходимо качественное проведение внутрифирменного планирования, что обеспечит дальнейшее успешное развитие фирмы и ее процветание.

Информация о работе Организация, роль управления