Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 23:12, реферат
Главная цель контроля состоит не в том, чтобы найти недостатки, сколько в том, чтобы выявить резервы, в первую очередь человеческие резервы, и поправить вовремя ход реализации решений.
Контроль позволяет глубже видеть и осмысливать результаты работы, своевременно предупреждать и устранять возможные просчеты, диспропорции, а также своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку.
Самым дорогостоящим элементом контрольной деятельности является измерение полученных результатов. Для того чтобы что-то измерить, необходимо выбрать единицу измерения, периодичность и точность измерений и согласовать с тем видом деятельности, который подлежит контролю. При этом не следует стараться измерить все как можно точнее. Во многих случаях можно определить лишь тенденцию хода работ, либо сделать укрупненную оценку полученного результата. Здесь следует помнить, что смысл любого контроля состоит не в том, чтобы с большой точностью измерить какое-то событие, а в том, чтобы определить, что же происходит на самом деле.
Контрольная информация должна поступать к руководителям и исполнителям в сроки, необходимые для своевременного принятия решений, а также в достаточных объемах и форме, удобной для использования. При оценке информации каждый руководитель должен оценить необходимость и важность данных, используемых в процессе контроля.
После оценки информации руководитель должен выбрать соответствующую линию поведения Исследователи рекомендуют три линии возможного поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения, пересмотреть показатели (стандарты)
Если отклонения не превышают допустимых величин, то наиболее целесообразной линией поведения является невмешательство в ход выполнения работ.
Если же обнаружены отклонения, которые требуют соответствующей реакции, проводимые корректировки должны сосредоточиваться на устранении основных причин отклонений. Руководитель всегда должен помнить о том, что система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна.
Если же применяемые при контроле показатели (стандарты) не отражают суть происходящих процессов, т. е. не обладают необходимой чувствительностью, рекомендуется с помощью изменения стандарта либо повысить, либо понизить чувствительность системы к воздействию.
На
третьем этапе осуществляется
рационализация контрольной деятельности.
Она может осуществляться следующими
способами:
При пересмотре планов и программ работы организации обязательно должны пересматриваться показатели, критерии, стандарты. Руководителю следует помнить о том, что показатели, критерии, стандарты должны быть понятными и достижимыми. Стандарты, требования которых выполнить трудно, делают цели и задачи организации труднодостижимыми, и, соответственно, сводят на нет всю мотивацию.
При разработке системы и процедуры контроля руководитель должен принимать во внимание поведение людей, так как он оказывает очень сильное стимулирующее воздействие на поведение организации. Не продуманная система контроля может привести к тому, что поведение руководителей и исполнителей будет ориентировано не на достижение целей организации, а на удовлетворение требований контроля. В этом случае подчиненные чаще всего делают то, что руководитель хочет увидеть в процессе контроля, и пренебрегают той частью работы, которая не контролируется.
Другой отрицательный эффект непродуманной системы контроля заключается в том, что эта система может побуждать работников выдавать недостоверную информацию, утаивать одни сведения и приукрашивать другие.
Каждый руководитель считает, что в ходе выполнения решений он должен контролировать деятельность своих подчиненных. Однако не каждый понимает, что в первую очередь подчиненные контролируют своего руководителя, его работу, его отношения с людьми, его решения и оценивают их по важнейшим критериям — своевременности, обоснованности, соответствию практике. Этот процесс начинается с момента передачи решений подчиненным.
Хорошо организованный контроль представляет собой обратную связь, без которой немыслим процесс управления. Поэтому в системе управления любой организации должна вестись серьезная, квалифицированная информационно-аналитическая работа, одним из направлений которой является осуществление контрольной деятельности.
Главными характеристиками эффективного контроля могут быть признаны следующие:
При выборе стратегии и тактики контроля руководитель должен:
При осуществлении контроля руководитель должен помнить, что:
Руководитель должен разработать действенную систему контроля, которая бы достаточно объективно отражала ход работы. Во многих случаях достаточно охватить контролем определенные решающие факторы, которые могут привести к ошибкам. Контролируя их, руководитель будет иметь возможность с минимальной затратой сил и времени обнаружить сбои в работе или отдельные недостатки. Особое внимание следует сосредоточить на наиболее слабых участках.
Необходимо научиться находить важнейшие «болевые» точки контроля, контролировать именно те факторы и именно в то время, когда это необходимо. При этом не должно быть участков работы, которые не контролируются.
Руководитель, который не имеет хорошей системы контроля, вынужден тратить на контроль работы подчиненных почти столько же времени, сколько бы он потратил на ее выполнение.
Система контроля должна строиться в соответствии с уровнями управления, имеющимися в коллективе (заместитель руководителя, руководители более мелких подразделений, непосредственные подчиненные).
При осуществлении контроля нельзя ограничиваться только констатацией фактов. Необходимо также провести анализ возможных мероприятий, направленных на изменение и улучшение достигнутых результатов. Это даст возможность использовать контроль не только для оперативного руководства, но и для воспитания подчиненных.
Если подчиненный не выполнил порученное ему задание или нарушил установленный срок, ему следует назначить новый срок, а не перепоручать это же задание другому и не выполнять самому. При повторении подобных случаев можно делать соответствующие выводы в отношении подчиненного.
При организации контроля руководителю следует помнить о том, что в процессе работы по реализации решения исполнитель остро нуждается в том, чтобы его усилия были замечены сотрудниками и руководителя-ми и оценены по достоинству. Даже сам факт контроля повышает престижность решаемой задачи. Особенно эффективны оценки и признание ведущих специалистов и руководителей высокого уровня. Вместе с тем излишний, назойливый контроль часто раздражает работников и снижает мотивацию к труду
Отсутствие контроля приводит к тому, что исполнитель перестает чувствовать необходимость выполняемой работы и в конце концов выполняет ее с низким качеством или старается совсем не выполнять.
Если руководитель не умеет правильно организовать контроль, то чаще всего он действует по одному из следующих вариантов:
В процессе принятия и реализации решений следует предусматривать порядок внесения необходимых изменений в эти процессы. Однако внесение корректив в решение необходимо проводить очень умело, не дергая подчиненных, не создавая в коллективе обстановки нервозности, неопределенности и неуверенности,
Реализация решения, независимо от результатов, должна всегда заканчиваться подведением итогов. При этом должны быть проанализированы все этапы работ по выполнению решения. Должны быть выявлены и проанализированы все успехи, ошибки.
Подведение итогов дает информацию о достижении или не достижении поставленной цели, выполнении работ в установленные сроки, достижении запланированных и побочных результатов, о деятельности исполнителей и т. п.
С точки зрения управления подведение итогов реализации решения — это изучение своих достижений и ошибок, приобретение или совершенствование опыта решения аналогичных ситуаций и проблем, приобретение опыта использования новых методов и приемов подготовки, принятия и реализации решений.
Информация о работе Организация контроля над деятельностью подчинённых