Организация как система: классификация, структура, свойсва

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:13, реферат

Описание работы

В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Работа содержит 1 файл

менеджмент 5 вар.docx

— 25.01 Кб (Скачать)

         Организация как система: классификация, структура, свойсва.

     В общем смысле под организацией имеют  в виду способы упорядочения и  регулирования действий отдельных  индивидов и социальных групп.

     В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой  заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

1. внутренняя  упорядоченность, взаимодействие, согласованность  более или менее дифференцированных  и автономных частей целого, обусловленная  его строением;

2. совокупность  процессов или действий, ведущих  к образованию и совершенствованию  взаимосвязей между частями целого.

     Системные свойства целесообразно разделить  на свойства строения и свойства функционирования. В свойства строения входят: «целостность», «множество», «окружающая среда», «структура», «иерархия», «подсистема», «элемент», «связь», «отношение», «каналы связи», «организация».

     К функциональному блоку свойств, относятся: «суммативность», «адаптивность», «равновесие» (стабильное, нестабильное, подвижное), «обратная связь (отрицательная, положительная, целенаправленная), «саморегуляция», «гомеостазис», «управление». Совокупность элементов образуют систему только тогда, когда отношения между ними порождают целостность, интегративность, эмерджентность, системность.

     Кроме того, существуют следующие классификации  систем:

  • По содержанию:

     технические, биологические и социальные:

     Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные  изделия, имеющие инструкции для  пользователя и используемые им. Набор  решений в технической подсистеме ограничен и их последствия обычно предопределены. Например, порядок  включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП. Эти решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения, предопределяет качество принятого и выполненного решений. Например, по заключению специалистов компании руководитель принял решение о закупке компьютеров.

     Биологическая подсистема включает флору и фауну  планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм, относительно которых человек принимает  решения. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Вариантов решений в биологической системе, так же как и в технической, немного из-за объективно медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Однако последствия решений в биологических подсистемах иногда оказываются непредсказуемыми. Например, решения руководителя об установлении в помещениях компании кондиционеров. В некоторых случаях кондиционеры провоцируют увеличение простудных заболеваний. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее решение.

  • По степени восприятии влияния внешних факторов:

     открытые  и закрытые:

     Открытая  система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. Открытые системы  характеризуются широким набором  связей с внешней средой и сильной  зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации, органы местной власти.

     Закрытые (замкнутые)системы в чистом виде игнорируют любые внешние эффекты и в идеале не должны ничего получать и ничего отдавать. Абсолютно замкнутых систем не существует. Но есть относительно замкнутые системы – когда влияние внешних факторов незначительно.

  • По происхождению:

     искусственные и естественные:

     Искусственные системы создаются по желанию  человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское  бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединение.

     Естественные  системы создаются природой или  обществом. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики.

  • По предсказуемости поведения:

     детерминированные и стохастические:

     Детерминированные (предсказуемые) системы работают по заранее заданным правилам, с заранее известным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство стандартизированной продукции.

     Стохастические (вероятностные) системы характеризуются  тем, что и входные воздействия  внешней и (или) внутренней среды  и выходные результаты практически нельзя спрогнозировать. Частично предсказуемые (вероятностные) системы характеризуются тем, что выходные воздействия могут отличаться от ожидаемых, а результаты деятельности не всегда совпадают с запланированными. Это может быть обусловлено тем, что одни события в организации помимо нашей воли (форс-мажор), другие – из-за недостатка профессионализма персонала, третьи – из-за сложности задания или новизны информации. Например, научно-исследовательские подразделения, венчурные компании, игра в рулетку.

  • По устойчивости к внешним воздействиям:

     жесткие и мягкие:

     Для мягких систем характерна большая чувствительность к внешним воздействиям и, соответственно, низкая устойчивость. Например, система котировок ценных бумаг, только что появившаяся на рынке организация, человек при отсутствии твердых принципов.

     Жесткие системы — как правило, авторитарные организации, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей. Очень устойчивы к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.

  • По сложности:

     простые и сложные:

     Простые – с одной целью и отсутствием внешних воздействий. Простые системы являются неживыми.

     Сложные системы имеют совокупность целей  и выполняют заданную функцию. Это  живые системы, или созданные  живыми системами. Они обладают памятью, способны икать и выбирать оптимальное  решение.

  • По уровню организованности:

     хорошо  организованные и плохо организованные:

     Хорошо  организованные – это системы, в  которых четко выделены все элементы, связи, взаимозависимости элементов  и цели. В основном это технические  системы.

     Плохо организованные (диффузные) – системы, в которых сложно выделить элементы, связи цели.

  • По неустойчивости:

     равновесные, слабо равновесные и сильно неравновесные:

     Равновесные – это системы, которые находятся  в состоянии покоя под действием  противоположно направленных сил;

     Слабо равновесные – под действием  небольшого воздействия сил природы  способны достичь в изменённых условиях состояния нового равновесия.

     Сильно  неравновесные – очень чувствительные к воздействию внешней среды системы.

  • По материальности:

     материальные  и абстрактные:

     Материальные  – это совокупность материальных объектов, объединённых формой регулярного  взаимодействия для выполнения определённой функции (живые организмы, технические  системы);

     Абстрактные – это знаковые и информационные системы.

     Каждая  организация должна обладать всеми  признаками системы.

     Таким образом, системный характер организации  – это необходимое условие  ее деятельности. Отсутствие хотя бы одного из условий неизбежно приводит к  ликвидации организации.

     Системные свойства организации

     Свойства  систем:

     Свойство  целенаправленности – обеспечивает общую цель функционирования или  развития составляющих систему элементов. Цель технической системы – выполнить  задачу, которую ставит перед ней  создатель. Цель любой биологической  системы – выживание. Системы  более высокого уровня иерархии имеют  более сложные цели, не всегда до конца познанные человеком. Например, изучение целей систем 9-го уровня иерархии – дело будущего.

     Свойство  связности. Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается;

     Свойство  эмерджентности: наличие у системы качественно новых свойств, которыми не обладают входящие в её состав элементы. В системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем, (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам и может не иметь свойств, первоначально присущих большинству ее элементов). Химическая молекула обладает свойствами, отличными от составляющих её атомов. Примером могут служить автомобиль, компьютер, пароход – отдельные их детали не способны выполнять функции целого устройства. Семья способна к воспроизведению потомства, чего не может сделать каждый её член в отдельности, предприятие способно производить сложный продукт, что недоступно сотрудникам отдельности. Или: директорат компании вынужден подчиняться определенным правилам взаимоотношений, хотя отдельные руководители предпочитали бы более неформальные отношения; при проведении совещания может быть выработана идея, которая не пришла бы в голову ее участникам при индивидуальной работе.

     Свойство  самосохранения (Гомеостазис) Система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и используют для этого все свои возможности. Например, поддержание организмом человека постоянной температуры тела не зависимо от температуры внешней среды. Неприятие неформальным коллективом нового сотрудника также есть проявление гомеостазиса. Причина неприятия - разница каких-либо критериев между сотрудником и сложившимся коллективом.

     Свойство  организационной целостности.

     Каковы  причины нежелания  руководителей делегировать полномочия.

     1. Заблуждение «Я  это сделаю лучше». Руководитель утверждает, что поскольку он может сделать эту работу лучше, то он и должен ее делать вместо подчиненного. Два соображения показывают ошибочность утверждения, даже если оно истинно, хотя чаще всего нет. Во-первых, трата времени на задание, которое мог бы выполнить подчиненный, означает, что руководитель не сможет так же хорошо выполнять другие обязанности. Общие выгоды могут быть больше, если руководитель сконцентрирует усилия на планировании и контроле и осознанно позволит подчиненному выполнять менее важные обязанности с несколько меньшим качеством. Во-вторых, если руководитель не будет разрешать подчиненным выполнять новые задания с дополнительными полномочиями, то они не будут повышать свою квалификацию. Таким образом, упорствуя в желании самим делать всю работу, руководители могут оказаться не в состоянии выполнять свои обязанности по повышению квалификации подчиненных и их подготовке к продвижению на руководящие должности.

     2. Отсутствие способности  руководить. Некоторые руководители так погружаются в повседневную работу, что пренебрегают более общей картиной деятельности. Будучи не в состоянии охватить долгосрочную перспективу в череде работ, они не могут полностью осознать значение распределения работы между подчиненными.

     3. Отсутствие доверия  к подчиненным. Если руководители действуют так, как будто не доверяют подчиненным, то подчиненные на самом деле будут работать соответствующим образом. Они потеряют инициативность и почувствуют необходимость часто спрашивать, правильно ли выполняют работу. Это, несомненно, приведет к порочному кругу, усиливая недоверие к подчиненным, которые начинают чувствовать себя неуверенно.

     4. Боязнь риска. Поскольку руководители отвечают за работу подчиненного, они могут испытывать опасения, что делегирование задания может породить проблемы, за которые им придется отвечать.

Информация о работе Организация как система: классификация, структура, свойсва