Организация как объект и процесс управления. Системная модель функционирования организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3


Цели и задачи курсовой работы………………………………………………4

1.Определение понятия и классификация организаций……………...5
◦Основные понятия;
◦Классификация объектов исследования в менеджменте.
2. Функции управления…………………………………………………9

3. Методы управления организацией…………………………………..12

4. Цель организации……………………………………………………..16

5. Современная система взглядов на управление……………………...19

Заключение……………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Курсач .Организация как объект и процесс управления (2 курс 3 семестр).doc

— 208.00 Кб (Скачать)

   Юридические лица публичного права имеют публичный характер преследуемых целей, властные полномочия, особый характер членства. К ним относятся государственные органы, учреждения и организации, торговые и промышленные палаты.

   Юридические лица частного права — это объединения лиц и объединения капиталов, зарегистрированные как фирмы, независимо от характера деятельности, характера собственности, принадлежности капитала и контроля.

    Единоличное предприятие  (индивидуальное частное предприятие) является собственностью одного лица или семейства, которое несет ответственность по обязательствам всем капиталом и имуществом предприятия.

   Общество (товарищество) с ограниченной ответственностью — форма объединения капиталов небольшой группы людей, в которой участники несут ответственность по обязательствам только по своим вкладам.

   Единоличное предприятие и общество  с ограниченной ответственностью  не обязаны публичной отчетностью. 

     Самая распространенная форма  правового положения фирм, обязанных  публичной отчетностью, — акционерное  общество (АО), поскольку эта форма наиболее удобна для предпринимателей.

    Акционерное общество — объединение капиталов, образуемое путем выпуска акций, являющихся документом на предъявителя, котирующимся на фондовой бирже, которые могут свободно переходить от одного лица к другому. Ответственность вкладчиков-акционеров ограничивается только суммой, уплаченной за акции. АО обязаны публиковать годовые отчеты о своей деятельности по истечении каждого финансового года.

    АО образуются на основе устава, разработанного учредителями общества и узаконенного правительственными органами.

    В странах Евросоюза в целях  унификации правового регулирования  образования и деятельности фирм  принята единая классификация  фирм: компании публичного типа  по правовому положению соответствуют  АО, а компании частного типа — ооо. 

    По характеру собственности  различают частные, государственные и кооперативные предприятия. Среди частных фирм в мировой практике выделяются:

   картели — объединения фирм одной отрасли, которые при сохранении права собственности участников на свои предприятия вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности — регулирования сбыта;

   синдикаты — разновидность картельного соглашения, наиболее распространенная форма в отраслях с массовой однородной продукцией (горнодобывающая, химическая, металлургическая), предполагающая сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме АО или ООО, который часто осуществляет и закупки сырья для участников синдиката;

   пулы — объединения картельного типа, предусматривающие особый порядок распределения прибылей его участников (прибыли участников пула поступают в общий котел, а распределяются между участниками в заранее определенной пропорции);

   тресты — объединения, в которых различные предприятия сравнительно однородной производственной деятельности (специализирующиеся на одном или нескольких видах продукции и, как правило, занимающиеся последовательной обработкой сырья), принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс (под руководством головной компании), теряя юридическую и хозяйственную самостоятельность;

  концерны — объединения самостоятельных, как правило, производственных предприятий, связанных посредством системы участия, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества; 

  промышленные холдинги — объединения, которые не занимаются хозяйственной деятельностью предприятий, однако, владея большинством акций предприятий, распоряжаются производственной, коммерческой и финансовой деятельностью;

  финансовые группы — объединения юридически и хозяйственно самостоятельных предприятий различных отраслей хозяйства (промышленных, торговых, транспортных), возглавляемых одним или несколькими банками, распоряжающимися денежным капиталом и координирующими все сферы деятельности предприятий.

    В качестве центра управления  предприятиями может быть холдинг — общество, содержащее большинство (или все) акции и распоряжающееся производственной, коммерческой и финансовой деятельностью предприятий.

    В современных условиях основными формами объединения частных предприятий являются: концерны, холдинги и финансовые группы.

     Государственными фирмами являются  предприятия, в которых государство  контролирует более 50% пакета акций.

    Кооперативные фирмы — паевые объединения потребителей, фермеров и мелких производителей для осуществления хозяйственной деятельности, преследующей коммерческие цели. Одной из основных задач кооперативных союзов является устранение посреднических звеньев на внутреннем и внешнем рынках.

    По организационной структуре различают следующие организации: линейные, функциональные, линейно-функциональные, штабные (линейно-штабные, линейно-функционально-штабные), дивизионные, матричные, а также проблемно-ориентированные и программно-ориентированные.

   Линейный вариант предполагает строгую вертикальную иерархию в управлении, которая существенно удлиняет путь от одного исполнителя к другому, но практически нейтрализует проблемы подчиненности.

    Функциональная структура организации предполагает горизонтальное разделение обязанностей между подразделениями организации

   Линейно-функциональная структура предполагает сочетание первых двух структур в крупных организациях.

   Штабная организационная структура предполагает, что решение руководителю готовит аппарат специалистов (штаб).

   Дивизионная организационная структура предполагает, что помимо общих функциональных подразделений, обслуживающих всю организацию, существуют дивизионы, которые могут строиться: по продукту, по региону, по потребителю и т.д.

    Проблемы дивизионной организации,  в которой затруднено перераспределение  различного рода ресурсов, во  многом устранены в матричной  структуре.

    Для матричной  структуры характерно активное переключение различного рода специалистов на те проекты, в которых необходимость в таких специалистах в указанный момент времени максимальна.

    Наряду с таким преимуществом,  как динамичность организационных  схем, матричные организации связаны  и с недостатками. Главный недостаток заключается в сложности реализации матричной структуры, требующей, с одной стороны, высокую квалификацию и мобильность работников, а с другой стороны — сталкивающейся с борьбой за власть между проектными и функциональными руководителями.

   Проблемно-ориентированные  структуры традиционно и перманентно направлены на решение определенной проблемы, на все более высоком уровне реализации и во все увеличивающихся масштабах.

  Программно-ориентированные структуры создаются на время реализации определенных программ. Их структура определяется содержанием соответствующих программ.

    По взаимодействию  с человеком различают  корпоративные и  индивидуалистические  организации. Основное отличие этих организаций определяется характером и направленностью взаимодействия между индивидом и организацией.

   Сравнительная характеристика  индивидуалистических  и корпоративных  организаций. 

Характеристика Корпоративная

организация

Индивидуалистическая

организация

Принцип

объединения

Объединение людей  через их различие по профессио-нальному и социальному критериям Свободное, открытое, добровольное объединение людей
Принцип

деятельности

Монополия и  стандартизация в деятельности организации Сочетание конкуренции  и кооперации в деятельности членов групп организации
Субъект интересов Организация (суверенитет  и

свобода организации)

Личность (суверенитет  и свобода личности)
Определение

Интересов

Интересы определяются

Руководителями  властных структур

Демократический принцип увязки интересов всех членов организации
Ресурсы Поддержание рабочего

уровня  дефицита ресурсов с их централизованным

распределением

Поиск дополнительных

возможностей  и ресурсов

  1. Функции управления.
 

      Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

                        Рис. 1 . Взаимосвязь функций управления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       
 
 
 
 
 

                       Рассмотрим содержание каждой функции управления.

 

   Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые Для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:

  • установление целей и задач;
  • разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
  • определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
  • доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

  В командно-административной системе  планирование на предприятии выполняло  роль инструмента постановки задач  подразделениям и распределения  ресурсов между ними для реализации жестко заданных сверху целей. Оно также было средством контроля и оценки результатов и создавало основу для стимулирования труда работников: предприятия. Его главная характерная черта - директивность отражала концепцию народнохозяйственного планирования как единой системы планов, каждый из которых должен точно выполнять предписанные ему задания и обеспечивать тем самым бесперебойную работу всего народнохозяйственного механизма.

  В новых условиях хозяйствования планы  не задаются предприятиям сверху, ресурсы  предприятие «добывает» самостоятельно, несет полную ответственность за ассортимент, качество и результаты. План становится основой деятельности организаций всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать процессы, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме, того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. Планирование в новых условиях — это непрерывный процесс использование новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не могут быть директивными, а должны меняться соответствии с конкретной ситуацией.

Информация о работе Организация как объект и процесс управления. Системная модель функционирования организации