Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 23:59, курсовая работа
Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей.
Введение………………………………………………………………………3
Цели и задачи курсовой работы………………………………………………4
1.Определение понятия и классификация организаций……………...5
◦Основные понятия;
◦Классификация объектов исследования в менеджменте.
2. Функции управления…………………………………………………9
3. Методы управления организацией…………………………………..12
4. Цель организации……………………………………………………..16
5. Современная система взглядов на управление……………………...19
Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………...25
Юридические лица публичного права имеют публичный характер преследуемых целей, властные полномочия, особый характер членства. К ним относятся государственные органы, учреждения и организации, торговые и промышленные палаты.
Юридические лица частного права — это объединения лиц и объединения капиталов, зарегистрированные как фирмы, независимо от характера деятельности, характера собственности, принадлежности капитала и контроля.
Единоличное предприятие (индивидуальное частное предприятие) является собственностью одного лица или семейства, которое несет ответственность по обязательствам всем капиталом и имуществом предприятия.
Общество (товарищество) с ограниченной ответственностью — форма объединения капиталов небольшой группы людей, в которой участники несут ответственность по обязательствам только по своим вкладам.
Единоличное предприятие и
Самая распространенная форма
правового положения фирм, обязанных
публичной отчетностью, —
Акционерное общество — объединение капиталов, образуемое путем выпуска акций, являющихся документом на предъявителя, котирующимся на фондовой бирже, которые могут свободно переходить от одного лица к другому. Ответственность вкладчиков-акционеров ограничивается только суммой, уплаченной за акции. АО обязаны публиковать годовые отчеты о своей деятельности по истечении каждого финансового года.
АО образуются на основе
В странах Евросоюза в целях
унификации правового
По характеру собственности различают частные, государственные и кооперативные предприятия. Среди частных фирм в мировой практике выделяются:
картели — объединения фирм одной отрасли, которые при сохранении права собственности участников на свои предприятия вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности — регулирования сбыта;
синдикаты — разновидность картельного соглашения, наиболее распространенная форма в отраслях с массовой однородной продукцией (горнодобывающая, химическая, металлургическая), предполагающая сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме АО или ООО, который часто осуществляет и закупки сырья для участников синдиката;
пулы — объединения картельного типа, предусматривающие особый порядок распределения прибылей его участников (прибыли участников пула поступают в общий котел, а распределяются между участниками в заранее определенной пропорции);
тресты — объединения, в которых различные предприятия сравнительно однородной производственной деятельности (специализирующиеся на одном или нескольких видах продукции и, как правило, занимающиеся последовательной обработкой сырья), принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс (под руководством головной компании), теряя юридическую и хозяйственную самостоятельность;
концерны
— объединения самостоятельных, как правило,
производственных предприятий, связанных
посредством системы участия, патентно-лицензионных
соглашений, финансирования, тесного производственного
сотрудничества;
промышленные холдинги — объединения, которые не занимаются хозяйственной деятельностью предприятий, однако, владея большинством акций предприятий, распоряжаются производственной, коммерческой и финансовой деятельностью;
финансовые группы — объединения юридически и хозяйственно самостоятельных предприятий различных отраслей хозяйства (промышленных, торговых, транспортных), возглавляемых одним или несколькими банками, распоряжающимися денежным капиталом и координирующими все сферы деятельности предприятий.
В качестве центра управления
предприятиями может быть холди
В современных условиях основными формами объединения частных предприятий являются: концерны, холдинги и финансовые группы.
Государственными фирмами
Кооперативные фирмы — паевые объединения потребителей, фермеров и мелких производителей для осуществления хозяйственной деятельности, преследующей коммерческие цели. Одной из основных задач кооперативных союзов является устранение посреднических звеньев на внутреннем и внешнем рынках.
По организационной
структуре различают
следующие организации: линейные,
функциональные, линейно-функциональные,
штабные (линейно-штабные, линейно-функционально-штабные)
Линейный вариант предполагает строгую вертикальную иерархию в управлении, которая существенно удлиняет путь от одного исполнителя к другому, но практически нейтрализует проблемы подчиненности.
Функциональная структура организации предполагает горизонтальное разделение обязанностей между подразделениями организации
Линейно-функциональная структура предполагает сочетание первых двух структур в крупных организациях.
Штабная организационная структура предполагает, что решение руководителю готовит аппарат специалистов (штаб).
Дивизионная организационная структура предполагает, что помимо общих функциональных подразделений, обслуживающих всю организацию, существуют дивизионы, которые могут строиться: по продукту, по региону, по потребителю и т.д.
Проблемы дивизионной
Для матричной структуры характерно активное переключение различного рода специалистов на те проекты, в которых необходимость в таких специалистах в указанный момент времени максимальна.
Наряду с таким преимуществом,
как динамичность
Проблемно-ориентированные структуры традиционно и перманентно направлены на решение определенной проблемы, на все более высоком уровне реализации и во все увеличивающихся масштабах.
Программно-ориентированные структуры создаются на время реализации определенных программ. Их структура определяется содержанием соответствующих программ.
По взаимодействию с человеком различают корпоративные и индивидуалистические организации. Основное отличие этих организаций определяется характером и направленностью взаимодействия между индивидом и организацией.
Сравнительная характеристика
индивидуалистических
и корпоративных
организаций.
Характеристика | Корпоративная
организация |
Индивидуалистическая
организация |
Принцип
объединения |
Объединение людей через их различие по профессио-нальному и социальному критериям | Свободное, открытое, добровольное объединение людей |
Принцип
деятельности |
Монополия и стандартизация в деятельности организации | Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов групп организации |
Субъект интересов | Организация (суверенитет
и
свобода организации) |
Личность (суверенитет и свобода личности) |
Определение
Интересов |
Интересы определяются
Руководителями властных структур |
Демократический принцип увязки интересов всех членов организации |
Ресурсы | Поддержание рабочего
уровня дефицита ресурсов с их централизованным распределением |
Поиск дополнительных
возможностей и ресурсов |
Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Рис. 1 . Взаимосвязь функций управления.
Рассмотрим содержание каждой функции управления.
Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые Для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:
В командно-административной системе планирование на предприятии выполняло роль инструмента постановки задач подразделениям и распределения ресурсов между ними для реализации жестко заданных сверху целей. Оно также было средством контроля и оценки результатов и создавало основу для стимулирования труда работников: предприятия. Его главная характерная черта - директивность отражала концепцию народнохозяйственного планирования как единой системы планов, каждый из которых должен точно выполнять предписанные ему задания и обеспечивать тем самым бесперебойную работу всего народнохозяйственного механизма.
В новых условиях хозяйствования планы не задаются предприятиям сверху, ресурсы предприятие «добывает» самостоятельно, несет полную ответственность за ассортимент, качество и результаты. План становится основой деятельности организаций всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать процессы, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме, того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. Планирование в новых условиях — это непрерывный процесс использование новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не могут быть директивными, а должны меняться соответствии с конкретной ситуацией.