Организация инновационного франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 17:23, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия «франчайзинг», выявление достоинств и недостатков, а также же анализ возможности организации франчайзинга с использованием инноваций.

Содержание

Введение 4
1. Понятие и виды франчайзинга 5
1.1 Принципы российского франчайзинга 6
1.2 Факторы, способствующие развитию франчайзинга 7
1.3 Общие принципы организации бизнеса в форме франчайзинга 8
1.4 Развитие инновационного франчайзинга в России 11
Заключение 12
Список литературы

Работа содержит 1 файл

организация инновационого франчайзинга распечатать.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Человек решает стать франчайзи, а не независимым владельцем малого предприятия, потому что его может заинтересовать выгодная комбинация малого и большого бизнеса.

Хотя франчайзи и должны быть готовы пожертвовать некоторой независимостью, в обмен на это они получают «возможность и поддержку», которые значительно сокращают риск, присуще созданию своего дела. Это происходит благодаря тому, что они свободно действуют в контролируемой среде, где им предоставляются помощь и поддержка, и в то же время они пользуются преимуществами известной торговой марки, профессионального управления и экономии масштаба более крупной организации. И наконец, франчайзи получают бизнес, который, надо надеяться, можно будет выгодно продать.

Несмотря на то, что франчайзинг предоставляет много преимуществ и франчайзеру, и франчайзи, в управлении такой системой возникают некоторые сложности. С одной стороны, франчайзи являются высокомотивированными, преданными и инициативными работниками, а также вкладывают свой капитал в бизнес, с другой – все эти преимущества могут быть в некоторой степени сведены на нет затратами и трудностями, связанными с поддержанием единых стандартов обслуживания и неизменного общественного мнения о компании в условиях такой децентрализованной организации. В некоторой степени это обусловлено тем фактом, что бизнес франчайзи юридически является независимым от франчайзера. Вследствие этого франчайзер не может так же свободно отдавать приказы, как в своих собственных подразделениях. По существу, франшиза является партнерством, хотя и неравным, и именно сложности такого соглашения и потенциальная возможность возникновения конфликта приводили к провалу франчайзинговых организаций.

Кроме того, тот факт, что франчайзеру приходится убеждать франчайзи, а не просто отдавать приказы, как в ситуации с менеджерами своей компании, привел некоторых наблюдателей к заключению, что франчайзинговые фирмы менее способны приспособляться к переменам, чем полностью интегрированные компании.

Для франчайзера самой большой проблемой является успешное управление всеми аспектами взаимоотношений с франчайзи. Для франчайзи самой главной заботой является качество франчайзера, т.е. насколько хорошо была проведена, проверена на практике концепция фирмы и насколько хорошо будет франчайзер исполнять свои постоянные обязанности по отношению к своим франчайзи.

 

1.3   Общие принципы организации бизнеса в форме франчайзинга

 

Франчайзинг является удобным и эффективным способом организации бизнеса и умножения доходов. Следует отметить, что, несмотря на относительную простоту идей, франчайзинг является весьма специфической технологией предпринимательства. Кратко рассмотрим основные элементы этой технологии.

При разработке концепции развития или расширения бизнеса в форме франчайзинга возможны два исходных состояния:

- бизнес-идея, которая с самого начала должна быть внедрена в практику в виде франшизного предприятия;

- существующий бизнес, который для успешного расширения должен быть преобразован, конвертирован в систему франшизного предприятия.

В целом развитие бизнес-концепции или расширение существующего бизнеса в форме франчайзинга должно отвечать следующим основным критериям:

а) бизнес должен иметь существенные отличительные черты, свой особенный имидж, метод, систему, которые позволяют потребителю безошибочно отличить его от других аналогов;

б) величина дохода должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и текущие затраты капитала как франчайзера, так и франчайзи, обеспечить приемлемые заработки франчайзи, компенсирующие его трудовой вклад, а также все виды платежей, поступающих от франчайзи франчайзеру;

в) успешность бизнеса должна быть продемонстрирована и доказана на практике с помощью реализации пилотного проекта, который заключается в создании экспериментального предприятия, в процессе функционирования которого обрабатываются основные элементы будущей франшизной цепочки:

- функционирование (выбор площадки, планировка помещения, установка оборудования, набор персонала, обеспечение расходными материалами и комплектующими изделиями и др.);

- менеджмент (бухгалтерский и внутрифирменный учет, система обучения персонала, система контроля со стороны франчайзора и др.);

- маркетинг (имидж, реклама, продвижение товара или услуг и т.д.).

В процессе функционирования пилотного предприятия можно определить оптимальные параметры планировки помещения, расстановки оборудования, дизайна внутри помещения и его внешнего оформления.

В результате функционирования пилотных предприятий франчайзер получает возможность написать все руководства по функционированию, которые составляют документальную основу «франшизного пакета».

По итогам деятельности своего экспериментального предприятия, обычно через год после начала его работы, франчайзер окончательно отрабатывает все необходимые документы, входящие во франшизный пакет.

Основную часть дохода франчайзер получает при условии создания значительной сети франчайзи. В начальной стадии франчайзинга франчайзер, как правило, имеет убытки, поскольку само создание системы требует на начальной стадии затрат, которые могут не окупить даже успешно работающие первые несколько франчайзи. Франчайзер получает доход из двух основных составляющих -первоначального взноса и регулярных периодических платежей. Центральным вопросом при разработке схемы франчайзинга является определение размера этих выплат. Необходимо создать оптимальный баланс между интересами франчайзера и франчайзи, поскольку конечная цель партнерства под названием «франчайзинг» - получение максимальной прибыли.

В итоге франчайзер получает доход, который зависит от качества и состава предоставляемых франчайзи услуг. Этот доход должен быть достаточен для покрытия расходов франчайзера по созданию системы и для получения прибыли. Средний уровень первоначального взноса составляет 5-10% общей стоимости пакета услуг, т.е. общего объема инвестиций, необходимых для старта предприятия-франчайзи. Указанный общий объем инвестиций, существенно зависящий от вида деятельности и конкретной схемы франчайзинга, находится в пределах от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов, а в ряде случаев может превысить миллион долларов.

Основной доход франчайзера складывается из регулярных текущих платежей, носящих название «роялти». Обычно величина роялти в среднем составляет 6-7% валового объема продаж франчайзи. Возможно и установление фиксированного размера или минимального предела роялти. В ряде случаев франчайзер получает доход в виде наценки на свои товары при их продаже франчайзи.

Для франчайзи главной финансовой проблемой является поиск средств для приобретения франшизы. В связи с тем, что необходимо финансировать определенную идею, при обращении в банк за кредитом нужно представить убедительный бизнес - план. Очень важно, чтобы потенциальный франчайзи был готов вложить хотя бы часть необходимых средств из своего собственного «кармана» (обычно не менее 1/3 общей суммы). Личная финансовая ответственность является необходимым требованием при отборе франчайзи.

Обслуживание франчайзером сети франчайзинговых магазинов производится в два этапа (так же как выплаты вознаграждения за это обслуживание): начальное и постоянное. В пакет начального обслуживания входят следующие мероприятия:

а) исследования рынка и выбор местоположения;

б) разработка и планировка торговых помещений;

в) консультации по финансовым вопросам;

г) руководство по осуществлению операций;

д) программы подготовки руководителей и обучение служащих фирм-франчайзи.

Для тиражирования технологий и способа ведения бизнеса необходимы эффективные программы обучения. Большинство франчайзинговых сетей имеют собственные учебные центры, в которых предусмотрены различные курсы и программы. Обучение продавца-консультанта обычно проводится в течение 3-5 дней и включает правила выкладки, основы обслуживания клиента, овладение программой по учету товара.

Поддержание работы франчайзинговой сети также требует специальных программ от сетевой компании. Их можно сгруппировать по следующим основным направлениям:

- Руководство на местах. За каждым франчайзи закреплен специальный менеджер в головной компании, в обязанности которого входит решение оперативных проблем магазинов. Иногда менеджер выполняет функции контроля работы партнеров - обычно так устроена работа в сети на основе товарного франчайзинга, например, в сети «Монарх». В сетях, построенных по принципу бизнес-формата, эти две функции распределены между разными специалистами.

- Коммерческое планирование и предоставление рекламных материалов. Многие франчайзеры представляют своим партнерам стандартные маркетинговые планы и рекомендации по рекламе как до, так и после открытия магазина, ее периодичности, специальным акциям при распродажах.

- Общенациональная реклама. И франчайзеры, и франчайзи обязаны давать рекламу, но франчайзи делает это, как правило, на региональном уровне, а франчайзер - на национальном.

- Контроль за качеством.

- Предоставление информации о рынке.

- Переподготовка руководства и служащих. В договорах, заключаемых с партнерами (как правило, в системах бизнес-формата, требующих точного воспроизведения новых технологий головной компании), оговорены сроки – 3-5 лет, по истечении которых франчайзи обязан направить на переподготовку своих ключевых сотрудников. Чаще всего эта услуга является платной.

На основании выше изложенного можно констатировать, что построение эффективных франчайзинговых сетей возможно только при соблюдении рассмотренных принципов.


1.4   Развитие инновационного франчайзинга в России

 

Специфика развития предпринимательства в России привели к тому, что быстрее всего франчайзинг развивается в сфере общественного питания и розничных продаж. Здесь и объемы больше (в России по сей день на еду и одежду граждане в среднем тратят более половины доходов), и риски меньше.

В сфере общественного питания основными конкурентами на сегодняшний являются рестораны быстрого обслуживания «Ростик'с» и рестораны быстрого питания «McDonald's». Эти компании избрали разные стратегии развития на российском рынке. «McDonald's» открывает рестораны в России только на условиях 100%-го инвестирования собственных средств. «Ростик'с», а также другие рестораны холдинга «Росинтер ресторантс» расширяют свои сети с использованием франчайзинга. «Росинтер ресторантс» является лидером на российском рынке среди ресторанных компаний. В управлении ООО «Росинтер Ресторантс Холдинг» кроме «Ростик'са» находятся предприятия под торговыми марками «IL Патио», «Планета Суши», «Friday's», «Американский Бар и Гриль», «Мока Лока», «Сибирская корона», «Санта Фе», «Печки-Лавочки». А скоро корпоративный флагман «Ростик'с» превратится в «Ростик'с - KFC».

Очень быстрыми темпами развивается франчайзинг на российском рынке одежды, причем российские франчайзеры не сильно отстают от иностранных.

Российские франчайзеры чаще всего предлагают товары более низкого ценового сегмента, и перспектив в регионах у них больше. Наиболее развитие франчайзинговые сети у компаний SELA, Oggi, СпортМастер.

Иностранные франчайзеры чаще высокого и изредка среднего ценового сегмента, именно поэтому им не всегда имеет смысл выходить в регионы России. Основные игроки в России: Benetton, Zara, Mango, Mexx, Gucci, Hugo Boss, Fendi, Naf Naf, Sisley, s. Oliver, Tommy Hilfiger, Jennifer, Escada.

На российском рынке обуви похожая ситуация. А наиболее яркими представителями франчайзинга среди российских компаний является Монарх, Эконика, Центр обувь, среди иностранных франчайзеров можно отметить Carlo Pazolini, Ecco, Fabi, Camelot, Nike, Adidas, Обувь XXI века, Sergio Rossi.

В торговле продуктами питания франчайзинг развивался менее активно, чем непродовольственном ритейле. Но в последнее время продуктовые операторы наверстывают упущенное. Искушение приумножить сеть, затратив при этом минимум собственных средств, велико. Кроме того, на кону стоят региональные рынки, укрепиться на которых необходимо, опередив своих конкурентов.

Конечно, от форс-мажоров и недружественных акций во франчайзинге застраховаться сложно. Поэтому единственной гарантией от рисков является заинтересованность сторон в долговременном сотрудничестве.
Заключение

 

Подводя итоги исследования вышеизложенной информации, указав их научную новизну, практическую значимость и эффективность практического использования свои полученные выводы можно изложить следующим образом:

Отличительной чертой франчайзинга является не продукт или услуга, а качество системы, которая позволяет осуществлять успешный бизнес и, даже если он и невелик, дает ему большие возможности для развития, не принося в жертву прав собственности.

Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно для любого вида деятельности. Именно поэтому российскому предпринимательству необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к действию при заключении внутренних и международных договоров, позволяющих с использованием системы франчайзинга продвигать состоявшиеся торговые марки и технологии ведения бизнеса на территории нашей страны и за ее пределами.

С развитием франчайзинга России предпринимательство в целом и в особенности малый бизнес получат мощный положительный импульс, что послужит фундаментом для процветания экономики Российской Федерации.


Список литературы

 

1.  Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.А. Брагина, д-ра экон. наук, проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 42 с.

2.  Журнал «Управление продажами» №6(37) ноябрь 2007г., Чернов Игорь Владленович - начальник отдела сбыта ОАО «ИНПРОМ», С.364-376.

Информация о работе Организация инновационного франчайзинга