Организация инновационного франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 17:23, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия «франчайзинг», выявление достоинств и недостатков, а также же анализ возможности организации франчайзинга с использованием инноваций.

Содержание

Введение 4
1. Понятие и виды франчайзинга 5
1.1 Принципы российского франчайзинга 6
1.2 Факторы, способствующие развитию франчайзинга 7
1.3 Общие принципы организации бизнеса в форме франчайзинга 8
1.4 Развитие инновационного франчайзинга в России 11
Заключение 12
Список литературы

Работа содержит 1 файл

организация инновационого франчайзинга распечатать.doc

— 90.00 Кб (Скачать)


Задание

 

 

Реферат на тему: «Организация инновационного франчайзинга»
Содержание

Введение                                                                                                                                                                        4

1.       Понятие и виды франчайзинга                                                                                                                              5

1.1 Принципы российского франчайзинга                                                                                                  6

1.2  Факторы, способствующие развитию франчайзинга                                                                      7

1.3 Общие принципы организации бизнеса в форме франчайзинга                                                        8

1.4 Развитие инновационного франчайзинга в России                                                                                    11

Заключение                                                                                                                                                                        12

Список литературы                                                                                                                                                          13


Введение

Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную деловую эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей - это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.

Франчайзинг в России делает первые шаги. Его не распространенность в России связана не с какой-либо спецификой нашей страны, а с крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов-предпринимателей.

Кратко определить франчайзинг можно как систему контрактных отношений, при которых одна сторона – франчайзер на определённых условиях предоставляет другой стороне – франчайзи использовать своё имя (торговую марку, знак обслуживания, товарный знак, технологию ведения бизнеса и т.д.) при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности франчайзи.

Целью данной работы является рассмотрение понятия «франчайзинг», выявление достоинств и недостатков, а также же анализ возможности организации франчайзинга с использованием инноваций.


1.       Понятие и виды франчайзинга

 

Термин «franchising» происходит от французского слова franchise и означает «льгота», «привилегия», в переводе с немецкого языка франчайзинг - это форма сбыта товаров в розничной торговле, при которой производитель предоставляет право продажи его товара торговцу по лицензии.

Франчайзинг является моделью бизнеса, в рамках которой идеи не только трансформируются в инновации, но и достаточно оперативно распространяются, что обеспечивает конкурентоспособность не только единичной организации, но и всех участников сети.

«Инновация»-термин, который стал произноситься практически в любой ситуации. Однако на практике инновационную активность проявляют далеко не все организации. Не всегда известно есть ли достойная идея, воплотилась ли эта идея в жизнь, получен ли результат от ее внедрения. Кроме того, во многих случаях под «инновацией» понимают воплощение только технических идей в науке и промышленности, что создает видимость «инновационной инфантильности» в других сферах.

Франчайзинг представляет собой способ деятельности, при котором франшизер (продавец) передает франшизе (покупателю, оператору) право на использование своего товарного знака. При этом продавец оказывает постоянную помощь покупателю в его бизнесе, выходящую за рамки формальных отношений. Франшизер (франчайзер) предоставляет оператору обслуживание (снабжение) и оперативную поддержку (помощь в выборе мест размещения, в заключении соглашений о закупке и лизинге оборудования, в подготовке предприятия, торговой точки к открытию и в оперативном функционировании, обучении персонала на месте). В определенном смысле продавец и покупатель действуют как вертикально интегрированная фирма, поскольку стороны взаимосвязаны и каждая производит часть товара или услуг, попадающих в конечном счете к потребителю. При этом партнеру передается не только лицензия на использование товарного знака, но и торговые и производственные навыки, позволяющие создать представление о нем как о дочернем предприятии известной фирмы. Таким образом, франчайзинг подразумевает передачу товарного знака и непрерывное вливание необходимых активов во франшизное предприятие.

Согласно европейскому законодательству лицензиар, передающий право на использование своего товарного знака, несет ответственность за качество предоставляемых лицензиатом продуктов и услуг, поэтому данные сделки предполагают постоянное проведение контроля качества.

Некоторые экономисты, рассматривают франчайзинг как «систему продвижения на рынке товаров и/или услуг, а также технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами - Франчайзером и Франчайзи».

При этом франчайзер - это крупная головная компания, которая передает определенные права, в том числе право пользования торговой маркой. Франчайзи - небольшая компания, которая получает по договору определенные права, включая право на пользование торговой маркой. Контракт между этими сторонами представляет собой франшизу, согласно которой:

а) франчайзи предоставляется право участвовать в бизнесе предложения, продажи, или распространения товаров или услуг по рыночному плану или системе, предписанной в значительной мере франчайзером;

б) проведение бизнеса франчайзи связано с торговой маркой, сервисной меткой, торговым именем, логотипом, рекламой или другим коммерческим символом, разработанным франчайзером или его филиалом;

в) от франчайзи требуется выплата, напрямую или косвенно, франчайзингового платежа.

Организатор франчайзинговой сети - франчайзер, который владеет определенной торговой маркой и ноу-хау, - предоставляет франчайзи - малому предприятию, входящему в франчайзинговую сеть - право на ведение дела под его торговой маркой, фирменный дизайн, маркетинговые технологии и определенный набор товаров и услуг. Франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет франчайзеру право его контролировать.

Взаимодействие франчайзера с участниками системы может осуществляться либо непосредственно с франчайзи, либо через субфранчайзера или нескольких субфранчайзеров. Территориальное ограничение деятельности с использованием прав на объекты интеллектуальной собственности и отработанной франчайзером системы ведения бизнеса разрешено законодательно.

Франчайзинговые системы могут принимать многие формы в зависимости от того, между кем возникают отношения франчайзинга: промышленный, деловой, конверсионный, «бизнес-формата» и др.

Ввиду специфичности коммерческой деятельности и тиражирования технологий франчайзинга на различные форматы ведения бизнеса необходимо дать некоторую классификацию видов франчайзинга.

Основных видов франчайзинга можно выделить семь.

1) Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание.

2) Производственный франчайзинг имеет место, если фирма, обладающая секрет

производства и запатентованной технолог изготовления, обеспечивает франчайзи сырьем и передает права на использование своей технологии.

3) Сервисный франчайзинг распространен в сфере услуг. Франчайзи получает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера.

4) Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Франчайзер передает франчайзи товарный знак, технологию ведения бизнеса, свои конкурентные имущества и оказывает поддержку на всем протяжении действия договора. При этом франчайзи полностью идентифицируете франчайзером, и становится частью общей корпоративной системы («Копейка», «Пятерочка», «ИНПРОМ»),

5) Конверсионный франчайзинг – способ расширения сети, при котором действующее самостоятельное предприятие переходит работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франчайзинговых предприятий, работающих под контролем одного франчайзера.

6) Корпоративный франчайзинг - способ, при котором франчайзи оперирует не с дельным предприятием, а сетью франчайзи готовых предприятий с использованием наемных менеджеров.

7)  Субфранчайзинг - форма, при которой получатель мастер-франшизы контролирует определенный район с правом продажи» субфраншиз франчайзера.

 

1.1   Принципы российского франчайзинга

 

Россия является страной с особым законодательством, поэтому необходимо затрону правовой аспект франчайзинга: в действующем законодательстве РФ отсутствует понятие «франчайзинг» как таковое, и это вносит в технологию франчайзинга некоторые сложности и коррективы.

И все-таки есть выход. Наиболее близким этому понятию является договор коммерческой концессии, действие которого регулируется главой 54 ГК РФ.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав (товарный знак, знак обслуживания и т.д.).

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Практикуется заключение в рамках реализации франчайзинговой программы агентских договоров, договоров поставки, лицензирования, ответственного хранения и пр.

По требованию ст. 1028 гл. 54 ГК РФ договоры коммерческой концессии регистрируются органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве правообладателя. Договор коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, подлежит регистрации также в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого требования договор считается недействительным.

Юридическую сторону франчайзинга необходимо изучить достаточно тщательно, поскольку франчайзинговая схема мультипликации является в достаточной степени рисковой. Несоблюдение тонкостей грозит потерей технологий, поскольку договор коммерческой концессии не предусматривает в достаточной степени защиты авторских прав.

После ознакомления с юридической терминологией необходимо оценить, что из себя может представлять франшиза оптовой торговой компании.

 

1.2               Факторы, способствующие развитию франчайзинга

 

Франчайзинг распространился за последние сорок лет как предпочтительный по сравнению с другими бизнес – форматами вариант осуществления сбыта и распределения по следующим причинам:

1)  Он выгоден и франчайзеру, и франчайзи;

2) В социально-экономической среде действовали благоприятные факторы;

3) Сыграли роль заинтересованные третьи стороны.

Основным побудителем мотивом для франчайзера является обычно недостаток капитала или нежелание подвергать себя риску, беря в долг. Поскольку франчайзи предоставляет капитал, который вкладывается в новое предприятие, экспансия может осуществляться с меньшими затратами капитала фирмы и некоторые риски, связанные с коммерческой деятельностью, переходят с фирмы на франчайзи. Также возникает потенциальная возможность более быстрого роста, чем было бы возможно при самостоятельном расширении компании, и франчайзеру требуется меньше сотрудников, чем для собственных подразделений. Относительно небольшие капиталовложения со стороны франчайзера должны привести к более высокой прибыли от использованного капитала.

Более того, франчайзинг позволяет фирмам на уровне приобретать некоторые из характеристик, присущих малым предприятиям, например, знание местных условий, более длительные часы работы, гибкость. Поскольку франчайзи вкладывают собственные средства в бизнес, они обычно являются высокомотивированными, показатели их предприятий будут лучше, чем у тех, которые руководят менеджеры компании. И наконец, но ни в коем случае не в последнюю очередь, поскольку владение собственным делом дает некоторые преимущества, проще найти хороших франчайзи, хороших менеджеров, так что компания не может позволить нанять менеджера необходимого уровня или с особенными знаниями для управления своим подразделением, при помощи франчайзинга получают возможность решить проблемы персонала.

Информация о работе Организация инновационного франчайзинга