Организация и совершенствование систем и процессов управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики одним из главных факторов успеха предприятия является управленческая деятельность, которая постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
1.Теоретические основы организации и совершенствования управления деятельности организации …………………………………………………….4
1.1Особенности организации управления на предприятии…………………4
1.2 Проблемы и перспективы организации и совершенствования управления организации…………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

для семестровой материал.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

                  Министерство образования и науки  Российской Федерации

                                   Волжский политехнический институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный  технический университет»

ВПИ (филиал) ВолГТУ

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И  МЕНЕДЖМЕНТ»

Семестровая работа

по дисциплине: «Организация производства и менеджмент»

на тему: «Организация и совершенствование систем и  процессов управления предприятием».

 

Выполнил:

студент гр. ВМ-336

Евтерёв А.Ю.

Проверил:

Прохоров Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Волжский 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………....3

1.Теоретические основы организации и совершенствования управления деятельности организации  …………………………………………………….4

  1.1Особенности организации управления на предприятии…………………4

  1.2 Проблемы и перспективы организации и совершенствования управления организации…………………………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………..21

Список литературы…………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

                                         Введение

 

В условиях рыночной экономики  одним из главных факторов успеха предприятия является управленческая деятельность, которая постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации  условиям внешней среды заключается  принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что в  условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы  организации и совершенствования управления деятельности организации.

    1. Особенности организации управления на предприятии.

 

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую, как нам предстоит узнать, нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами.

Некая группа должна соответствовать  нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

1. Наличие по крайней  мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие по крайней  мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти  существенные характеристики, мы получаем важное определение:

Организация — это  группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для  достижения общей цели или целей.[24,c. 150]

Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление.

Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она  заключает в себе потенциал, необходимый  для функционирования организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внутренняя среда организации включает в себя следующие элементы: цели, задачи, структура, люди, технология

Рисунок 1.1.Внутренние переменные организации.

Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе (рис. 1.1.) . В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться.

         Цели – это конкретизация миссии  организации в форме, доступной  для управления процессом их  реализации.[11,c.56]

Миссия — это основная общая цель организации — четко  выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии

 Для целей характерны  следующие черты и свойства:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;
  • конкретность и измеримость;
  • непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;
  • адресность и контролируемость.

 

Как правило, организации  ставят и реализуют не одну, а  несколько целей, которые важны  для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и  задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных.

Стратегические цели-  долговременные цели, как  правило,  охватывающий период 10 – 15 лет, в котором  формулируются главные цели  предприятия  на перспективу, конкретные задачи, привязанные  по времени и ресурсам,  общая  стратегия достижения поставленных целей.[10,c.189]

Текущие цели- детальные  планы, в которых  увязываются  все  направления деятельности фирмы  и работа всех функциональных подразделений  на  текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и  разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги.[10,c.190]

Оперативные цели- детальные  планы,  посвящённые  решению  конкретных  вопросов деятельности предприятия в краткосрочном  периоде.  Имеют  узкую направленность,  высокую  степень  детализации  характеризуются   большим разнообразием используемых приёмов и методов.[10,c.191]

Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Организационная структура - форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию их исполнения.[20,c. 210]

Линейная организационная  структура управления. Линейные связи в организации отражают движение управленческих решений и информации, исходящих от так называемого линейного менеджера, то есть лица, полностью отвечающего за деятельность организации (как правило, небольшой) или ее структурных подразделений (в крупной). Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий все функции управления.[24,c.99]


                                       

 

Рисунок 1.2. Линейная структура управления: Р– руководитель; Л – линейные органы управления (линейные руководители); И – исполнители

Линейная структура  управления является логически стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения проблем, требующих узких, специальных знаний.

Преимущества линейной  оргструктуры управления: единство и  четкость распоряжений; согласованность  действий исполнителей; простота управления (один канал связи); четко выраженная ответственность; оперативность в принятии решений; личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной оргструктуры управления: высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления; отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными структурами; концентрация власти в управляющей верхушке.

Функциональная структура (рис. 1.3) сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры  заключается в том, что хотя и  сохраняется единоначалие, но по отдельным  функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.[24,c.105]

                                       

Рисунок 1.3. Функциональная структура управления: Р – руководитель; Ф – функциональные органы управления (функциональные руководители); И– исполнители.

Преимущества  функциональной структуры: высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов; исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций; уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатки функциональной структуры: чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений; трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами; появление тенденций чрезмерной централизации; длительность процедур принятия решений; относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.


 

    На практике  обычно используется линейно-функциональная организация управления (рис. 1.4.). Специализация управленческого процесса происходит по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.д.). По каждой из них формируется иерархия служб («шахта»).

Линейно-функциональные структуры наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет  рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся функции. Наличие функциональных отделов облегчает деятельность всей организации. Недостатки данной структуры заключаются в невозможности быстро реагировать на изменяющиеся условия внешней среды, отсутствии гибкости во взаимоотношениях между подразделениями организации из-за применения формальных правил и процедур. Все эти негативные моменты сказываются на скорости и своевременности принятия управленческих решений.[24,c.110]

                                        

Рисунок 1.4. Линейно-функциональная структура управления: Р–руководитель; Ф – функциональные органы управления (функциональные руководители); Л – линейные органы управления; И– исполнители

Другая разновидность  иерархического типа организации управления - дивизиональная структура, которая характеризуется сочетанием централизованной координации с децентрализованным управлением. Организация структурируется по отделениям таким образом: либо это продуктовая специализация, либо потребительская, либо региональная. Это позволяет обеспечить более тесную связь производителя туристского продукта с потребителем и быстрое реагирование фирмы на изменения во внешней среде, однако приводит к росту иерархичности управления, необходимости создания промежуточных уровней управления для координации работы отделений, группы и других единиц, дублированию функций управления на разных уровнях, росту затрат на содержание менеджмента.

Рисунок 1.5. Продуктовая структура управления.

Если деятельность предприятия  охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной организационная структура по территориальному принципу, т.е. по месту расположения ее подразделений.

               

Рисунок 1.6. Региональная организационная структура.

 

Адаптивные, или органические, структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий( проектная, матричная)

Проектная структура необходима, если организация занимается новым проектом, например, разрабатывает новый продукт. Главная идея такой структуры - создание на временной основе специального подразделения - проектной групп. По завершении проекта проектная группа расформировывается, а сотрудники либо переходят в новую проектную группу, либо возвращаются на свою постоянную работу. Данная структура обеспечивает гибкость стратегии, но при наличии нескольких проектов приводит к рассредоточению персонала по разным направлениям, что усложняет деятельность организации как единого целого.[24,c.115]

Информация о работе Организация и совершенствование систем и процессов управления предприятием