Организация и система управления в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения об организации в таможенных органах
1.1 Организация как функция управления
1.2 Особенности организации таможенных органов в Российской Федерации как единой системы
Глава 2. Система управления в таможенных органах
2.1 Процесс управления в системе таможенных органов
2.2 Принципы организации процессов управления в таможенных органах
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

     Оперативное управление заключается в постоянном сравнении достигнутых результатов  с показателями текущих планов. Организационную  структуру составляют подразделения  с их взаимосвязями, которые определяются целями предприятия, его подразделений  и их функциями.

     Под организацией понимается основная функция  управления, посредством реализации которой и создаются условия  для выполнения разработанных и  процессе планирования работы. Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношении между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности. В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утверждённых планов.

     Функция управления "организация'" в таможенных органах реализуется посредством  выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач  по выполнению решений и разработанных  планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

     1.2 Особенности организации  таможенных органов  в Российской Федерации  как единой системы

     Важнейшими  элементами организации таможенного  дела являются выбор оптимальной  структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба строится и  функционирует как единая система  таможенных органов Российской Федерации.  
 Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела:

  • единой таможенной политики,
  • единой таможенной территории,
  • единого таможенного законодательства,
  • единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики.

Взятые  в целом, они конкретизируют содержание одного из основополагающих принципов  конституционного устройства Российской Федерации ее единого экономического пространства.1 
Таможенный кодекс Таможенного Союза в понятие единой системы таможенных органов включает название тех органов, которые эту систему образуют, а также порядок их создания, реорганизации и ликвидации. Каждая из этих подсистем является таможенным органом Российской Федерации, имеет статус правоохранительного органа.  
Единая система таможенных органов это вся совокупность таможенных органов, их взаимосвязь и взаимодействие в осуществлении таможенного дела, основывающиеся на общих системных принципах: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости с окружающей социальной средой.

  Целостность системы образуют взаимосвязь и зависимость таможенных органов друг от друга при достижении общих целей (результатов) взаимодействия, реализации своих функций.  
 Структурность системы создается своеобразием форм построения организационных структур таможенных органов, их связей и отношений в рамках единого технологического процесса осуществления таможенного дела. Иерархичность системы характеризуют отношения субординации по вертикали и координации действий по горизонтали, которые базируются на распределении полномочий и функций таможенных органов в осуществлении таможенного дела.

  Взаимозависимость системы с окружающей социальной средой воплощена в постоянном взаимодействии таможенных органов с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации, различными объединениями и структурами участников внешнеэкономических связей. Характерные признаки любой системы ее целенаправленность и целесообразность, которые придают ей самостоятельность. Применительно к системе таможенных органов самостоятельность обеспечивается таможенным законодательством. 
 Отличительные особенности таможенной службы подчеркивают ее атрибуты и символы, утверждаемые на государственном уровне: герб, присяга, форма одежды, специальные звания, профессиональный праздник.
 
 
 
 

Глава 2. Система управления в таможенных органах

     2.1 Процесс управления  в системе таможенных  органов

     Важным  компонентом системы управления является процесс управления. Процесс  управления - это деятельность объединенных в систему субъектов управления (линейных и функциональных руководителей, а также другого управленческого  персонала), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем  реализации определенных, функций с  использованием соответствующих методов  и принципов управления.2 Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.

     Методологический  аспект состоит в том, что процесс  управления реализуется по этапам в  определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения. Цель - это представление руководителя таможенного органа о том, какой должна быть управляемая система. Управленческая ситуация - это совокупность всех условий (внутренних, и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя. Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер. Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия автоматически ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.

     Функциональный  аспект - это реализация общих функций  управления в определенной последовательности. Выработка управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.

     Экономический аспект определяется деятельностью  управляющей системы, связанной  с установлением потребности  ресурсов управляемой системы и  оценкой их использования.

     Организационный аспект заключается в использовании  организационно-распорядительных методов  воздействия на управляемую систему  в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

     Социальный  аспект процесса управления определяется участием человека во всех его этапах, независимо от той или иной степени  автоматизации управления.

     Информационный  аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обработка  и передача информации).

     Общая и конкретные цели управления таможенными  органами определяются Таможенным кодексом таможенного союза и другими законодательными и правовыми нормативными документами Президента РФ, Правительства РФ и ФТС России.

     В зависимости от той роли, которую  играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто  применяется «управление по отклонениям», «программное управление» и «целевое управление».

     Управление  по отклонениям имеет место на всех уровнях иерархии управления таможенными  органами, так как строится главным  образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается  большого значения.

     Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы управления с указанием последовательности ее выполнения.

     В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход  управленческой деятельности.

     В практике управления его типы применяются  нередко в сочетании. Наиболее эффективным  сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое  получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее  время для таможенных органов  имеет исключительно важное значение.

     Таким образом, из двух рассматриваемых компонентов  системы управления - структуры и  процесса - более динамичным является процесс управления. Поэтому развитие процесса управления влечет за собой  и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже  не укладывается, когда структура  создает существенные помехи, становится тормозом развития управления, следовательно, и всей системы управления в целом. Совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, необходимо постоянно учитывать взаимосвязи процесса и структуры системы управления и находить моменты перестройки структуры. Поэтому в настоящее время в ходе модернизации таможенных органов значительное внимание уделяется совершенствованию процесса управления.

     Организация процесса управления в системе таможенных органов - это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления. Организация процесса управления включает установление:

· Необходимой  последовательности выполнения различных  его циклов, этапов, стадий и управленческих работ (операций).

· Временных  границ выполнения управленческих работ (операций) определенного вида и  их группировку.

· Четкого  поступления достаточной и необходимой  информации для нормального и  своевременного осуществления каждого  этапа процесса управления и всех его управленческих работ.

· Порядка  участия различных звеньев системы  управления по этапам процесса управления.

· Процедур процесса управления как обязательных управленческих работ (согласования, обсуждения, визирования, утверждения, информирования и др.).

     Любой процесс управления по своему содержанию состоит из циклов, этапов, стадий и  фаз. Под циклом управления понимается отрезок времени, необходимый для  полной реализации всех общих функций  управления (анализа и прогнозирования, планирования, организации, регулирования, учета и контроля). Для реализации циклов управления необходимо иметь  нормативную базу, систему планирования, систему учетов, системы оценки и  стимулирования деятельности сотрудников, информационное и кадровое обеспечение  и др. Цикл включает этапы, под которыми понимаются промежутки времени, в течение которых в одном случае создается система предстоящей деятельности, а в другом - осуществляется управление ходом ее функционирования. Каждый этап содержит стадии. Под стадией следует понимать время, необходимое для полной реализации какой-либо одной общей функции управления. В соответствии с этим, стадии процесса управления называются стадией анализа и прогнозирования, стадией планирования, стадией организации, стадией регулирования, стадией учета и стадией контроля. Каждая стадия состоит из различного количества фаз управления, под которыми необходимо понимать время, требуемое для выполнения одной управленческой работы (операции).

     Таким образом, по своему содержанию процесс  управления является достаточно сложным. Он идентичен для любого вида управления любыми таможенными органами. Кроме того, он остается неизменным применительно к любым условиям. 

     2.2 Принципы организации  процессов управления  в таможенных органах

     Управление  в таможенных органах опирается  как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов3. Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система. В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

     Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют  во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов  управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это. Системность - ведущий принцип управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы. Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений. Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления. Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами. Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.

     Частные принципы управления в таможенных органах  подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и  принципы, имеющие место в системе  таможенных органов как государственной  правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции  экономическую безопасность РФ.

Информация о работе Организация и система управления в таможенных органах