Организация и система управления в таможенных органах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения об организации в таможенных органах
1.1 Организация как функция управления
1.2 Особенности организации таможенных органов в Российской Федерации как единой системы
Глава 2. Система управления в таможенных органах
2.1 Процесс управления в системе таможенных органов
2.2 Принципы организации процессов управления в таможенных органах
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

Государственное образовательное  учреждение

       профессионального высшего образования

       «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 

       РОСТОВСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 
 
 
 

Кафедра экономики таможенного дела

Дисциплина: таможенный менеджмент

 

    Курсовая на тему: «Организация и система управления в таможенных органах» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 3 курса гр. 1

факультета таможенного дела

Кононенко М. В.

Проверила: Шалагинова Н. А. 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2010 

Содержание 

Введение 

Глава 1. Общие положения  об организации в  таможенных органах 

     1.1  Организация как функция управления  

     1.2 Особенности организации таможенных органов в Российской Федерации как единой системы 

Глава 2. Система управления в таможенных органах 

     2.1 Процесс управления в системе таможенных органов 

     2.2 Принципы организации процессов управления в таможенных органах 

Заключение 

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных  исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного  организующего начала, направляющего  и регулирующего активность этого  компонента системы, управляющего им.

     Системы управления в таможенных органах  имеют своей главной целью  достижение единодействия всех сотрудников  таможенных органов. Система должна работать в одном направлении  и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого  требуется четкое управление внутри нее.

     Система управления в таможенных органах  состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры  управления, процесса управления и  механизма совершенствования системы  управления.

     Механизм  управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические  средства управления. Процесс управления - это деятельность всех звеньев  управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы  управления включает организацию изменений  в ней в результате развития объекта  управления.

     Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах  необходимо знать особенности, которые  присущи этому управлению. К ним  можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной  деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой  с участниками ВЭД; осуществление  полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в  процессе управления; динамичность процессов  управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общие положения  об организации в  таможенных органах

     Таможенные  органы России — это государственные  органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

     Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом.

     Федеральная Таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) действует в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза РФ и утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. Положение о ФТС России является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране. Региональное таможенное управление Российской Федерации (РТУ РФ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все расположенные на территории подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных ФТС России. Организационный фундамент системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела. В единую систему федеральной таможенной службы Российской Федерации помимо таможенных органов входят также предприятия, организации и учреждения таможенной службы, основное назначение которых — создавать условия для выполнения таможенными органами возложенных на них задач и функций. Все они объединяются единым понятием — организации таможенной службы.

     1.1 Организация как  функция управления 

     Функции управления - конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определённые управленческие работы (операции). В управлении таможенными  органами функции управления занимают важнейшее место, так как раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения  намеченных результатов.

     Классифицируя функции управления в системе  таможенных органов, их можно разделить  на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными  видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов. Значение функции  организации заключается в создании необходимых условий для реализации поставленных целей. Функция организации - это те задачи, которые должен выполнять  менеджер в процессе организовывания  работы, то есть:

     - формирование, или уточнение структуры  организации;

     - определение способов управления;

     - установление параметров организации,  режимов работы ее подразделений  и отношений между ними;

     - обеспечение организации необходимыми  ресурсами;

     - создание внутренней культуры.

     Структуру организации можно изобразить в  виде схемы, которая отображает подразделения, их группировку и координацию  и показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц организации.

     Структура должна соответствовать целям предприятия, и если такого соответствия нет, то ее необходимо реорганизовать, либо заменить на новую.

     При формировании структуры учитываются  размеры предприятия, имеющиеся  в его распоряжении технологии (поскольку  от этого зависит то, каким образом  служащие связываются друг с другом, обмениваются информацией и сотрудничают в процессе своей деятельности) и  персонал (очевидно, что крупные  компании будут иметь иную структуру, нежели небольшие). Необходимо стремиться к тому, чтобы организационная  структура позволяла обеспечить эффективное взаимодействие как  между сотрудниками и подразделениями  внутри организации, так и взаимодействие с внешней средой. В конечном счете, структура организации должна способствовать выпуску продукции (предоставлению услуг), которая удовлетворяла бы требованиям потребителей.

     Формирование  структуры организации осуществляется посредством разделения ее на производственные единицы - блоки. Блоки, в свою очередь, могут объединяться в более крупные единицы. Такой процесс называется департаментализацией.

     Большое влияние на структуру организации  оказывает избранный способ управления. Именно он определяет ее топологию. Способы управления подразделяются на единовластный и соучастный.

     Единовластие  означает, что управление производится без учета мнения коллектива. Отсюда возникает жесткая вертикаль  власти.

     Соучастие призвано вовлечь работников в управление предприятием. При таком способе  управления каждый член коллектива имеет  право знать цели организации, ее финансовое состояние, высказывать  свое мнение и свои предложения. Решающая роль в принятии стратегических решений  также принадлежит коллективу. Соучастное управление является сильным мотивирующим фактором.

     В созданной структуре организации  следует задать режимы работы подразделений, а также регламентировать взаимоотношения  между ними.

     Для нормального функционирования созданной  структуры необходимо обеспечить ее деятельность ресурсами.

     Поскольку организация - это, прежде всего, люди, то для ее работы необходим персонал, а также материалы, оборудование, здания, денежные средства и др., в  том числе информационные и временные  ресурсы. Заметим, что организационная  структура должна обеспечивать условия  для наиболее рационального использования  каждого ресурса.

     Особо следует выделить необходимость  формирования внутренней культуры предприятия, которая представляет собой систему  ценностей, убеждений и норм поведения, сложившихся в организации, и  проявляется в отношениях между  работающими, с организацией и с  внешней средой. Такая культура должна отличаться высокой чувствительностью к изменениям внешней среды, научно-техническому прогрессу и единым для организации ценностям (честность, участие, диалог, открытость, делегирование и доверие). Из всего множества значений термина “организация” в смысле управленческой функции чаще всего используются два:

     1)организация  - это структура системы в виде  взаимоотношений, прав, ролей, видов  деятельности и других факторов, которые имеют место, когда  люди объединены совместным трудом;

     2)организация  - это процесс, посредством которого  создается и сохраняется структура  организации.

     В результате действия организации как  функции управления достигается  соответствие существующей системы  новым целям, установленным в  плановых заданиях. Если такого соответствия нет, то при помощи организации создаются  новые системы или реорганизуются старые с целью придания им качеств, необходимых для достижения поставленных целей. Функция организации охватывает всю систему управления. Ее особенностью по отношению к другим функциям является то, что она обеспечивает взаимосвязь  и эффективность действия всех других функций.

     Посредством организации соединяется люди и  подразделения единый производственный организм. Однако это соединение не случайно, а подчинено законам  управления и задаче производства благодаря  действию функции организации устанавливается  и взаимодействие между объектом и субъектом управления. Организация  выступает как вид деятельности, которая направлена на разработку и  утверждение схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов. В ее основе - глубокий экономический анализ существующего положения дел, научный расчет, всестороннее изучение работника и управленческого процесса. В настоящее время, когда совершается стройка всего хозяйственного механизма, к организации предъявляются высокие требования. В их условиях организациях становится решающим звеном дальнейшего совершенствования управления экономикой в самом широком смысле слова. Функция организации заключается в установлении временных и постоянных взаимоотношений между всеми подразделениями. Она определяет порядок и условия функционирования предприятия. Существует два пути реализации этой функции: через административно-организационное управление и через оперативное управление. Через административно-организационное управление определяется структура, устанавливаются взаимосвязи, распределяются функции между подразделениями, делегируются полномочия и устанавливается ответственность между работниками аппарата управления.

Информация о работе Организация и система управления в таможенных органах