Организационные структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:17, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления и тенденций их развития.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть общее понятие структуры управления и организационных полномочий.
2. дать характеристику основных видов структур управления, их преимуществ и недостатков.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организационные структуры: понятие, виды и методы проектирования. 4
1.1. Понятие и виды организационных структур. 4
1.2. Методы проектирования организационных структур управления. 13
1.2.1. Процесс формирования организационной структуры 13
1.2.2. Проектирование организационных структур 16
Глава 2. Оценка эффективности структур управления и их реорганизация. 20
2.1. Эффективность организационных структур. 20
2.2. Корректировка организационных структур 25
Заключение 34

Работа содержит 1 файл

основы менеджмента-2.docx

— 547.98 Кб (Скачать)
 

Оглавление 

Введение 3

Глава 1. Организационные структуры: понятие, виды и методы проектирования. 4

1.1. Понятие и виды организационных структур. 4

1.2. Методы проектирования организационных структур управления. 13

1.2.1. Процесс формирования организационной структуры 13

1.2.2. Проектирование организационных структур 16

Глава 2. Оценка эффективности структур управления и их реорганизация. 20

2.1. Эффективность организационных структур. 20

2.2. Корректировка организационных структур 25

Заключение 34

Список литературы 35 

     Введение

     Актуальность  данной темы определяется тем, что в современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, представляющих собой совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели или решения какой-либо задачи на основе принципов распределения обязанностей и разделения труда.

     Организации создаются для удовлетворения разнообразных  потребностей людей в продукции  либо услугах и поэтому имеют  самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

     Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может  быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная  структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная  и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

     Каждая  организация имеет систему управления, которая также является объектом исследования.

     Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления и тенденций их развития.

     Для этого нужно выполнить следующие  задачи:

     1. рассмотреть общее понятие структуры  управления и организационных  полномочий.

     2. дать характеристику основных  видов структур управления, их  преимуществ и недостатков.

     3. изучить современные тенденции  развития организационных структур  управления.

     Объектом  исследования в данной курсовой работе являются организационные структуры  управления. Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Глава 1. Организационные  структуры: понятие, виды и методы проектирования.

    1. Понятие и виды организационных  структур.
 

     Организационная структура управления - это упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в  устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как  единого целого. Такими элементами являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные, вертикальные, линейные и функциональные.

     Горизонтальные  связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи, необходимость  в них возникает при иерархичности  управления (при наличии нескольких уровней управления). Линейные связи  отражают движение управленческих решений  между так называемыми линейными  руководителями (лицами, полностью  отвечающими за деятельность организации, её структурных подразделений). Функциональные связи отражают движение информации и управленческих решений по специальным  вопросам (маркетинг, реклама, производство и т.д.).

     В менеджменте отличается шесть наиболее распространенных организационных  структур управления.

    1. Линейная организационная структура.

     Данная  структура управления характерна для  мелких и средних предприятий, которые  осуществляют производство товаров  и услуг, не характеризующееся особой сложностью.

       Линейная организационная структура характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство.  При линейном управлении каждое подразделение имеет одного руководителя, который принимает все управленческие решения и несет ответственность за результаты деятельности управляемых субъектов. Руководители подразделений также имеют одного руководителя, который принимает решения, касающиеся общих вопросов работы данных подразделений (рис.1).                 

               

                   Рис.1. Линейная структура управления     

       Линейная организационная структура  обладает как преимуществами, так  и недостатками.

     Среди преимуществ можно отметить: единство и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей; простота управления; четко выраженная ответственность; оперативность в принятии решений; личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности.1

     Недостатки  линейной структуры управления:

  • к начальнику выдвигаются слишком высокие требования, поскольку управление подразделением предполагает высокую компетентность в тех сферах деятельности, которой занимаются подчиненные;
  • линейная структура на больших предприятиях приводит к тому, что менеджеры высшего уровня оказываются перегруженными: им приходится иметь дело с огромными массивами информации, вступать в контакты с большим количеством людей. Это может приводить к серьезным заминкам в принятии управленческих решений или, попросту говоря, к бюрократической волоките.

     Недостаточное разделение управленческого труда  в линейной структуре управления может быть устранено в функциональной структуре.

      2. Функциональная организационная  структура. 

     В рамках функциональной структуры принятие управленческих решений распределяется между функциональными начальниками, которые отвечают за принятие решений  в той области, которая относится  к их компетенции. Эти решения  передаются в подразделения или  конкретным работникам, которые и  воплощают их в существование (рис.2).   

     

                     Рис.2. Функциональная структура управления.       

       Преимущества функциональной структуры  управления:

  • Функциональная структура помогает преодолеть недостаток линейной структуры, поскольку принятие решений в каждой из областей
  • деятельности возлагается на специалистов, которые сведущи в определенной сфере деятельности, а потому могут принимать более взвешенные и обоснованные решения. Линейная структура этого обеспечить не может, поскольку линейный руководитель не может знать всего.
  • Линейные менеджеры (руководители подразделений) в этом случае освобождаются от принятия решений и могут сосредоточиться исключительно на управлении производством.
  • Функциональная структура снижает потребность организации в специалистах широкого профиля, которые встречаются достаточно редко. Это приводит к упрощению и решению ряда очень существенных проблем кадровой политики.

       Недостатки функциональной структуры  управления:

  • Очень трудно согласовывать решения, принимаемые функциональными подразделениями. Могут возникать ситуации, когда решения, принятые разными функциональными службами, будут противоречить друг другу.
  • Мотивация работников снижается, поскольку каждый из них подчиняется одновременно нескольким функциональным руководителям; появляется возможность избежать ответственности. С другой стороны, функциональный руководитель не всегда может в достаточной мере проконтролировать действия своих подчиненных.
  • Процедура принятия решений оказывается более длительной, в том числе и из-за необходимости согласовывать их с другими функциональными службами.

      3. Линейно-функциональная организационная  структура. 

     Фактически, при функциональной структуре исполнители  одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На конструктивных руководителей возлагается обязанность  принимать решения, тогда как  линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением (рис.3).                 

       Линейно-функциональная структура  является трансформацией функциональной  и одновременно совмещает в  себе качества линейной структуры. В ней основная доля полномочий возлагается на линейного руководителя, который принимает решения относительно любых действий своих подчиненных (естественно, в рамках отведенных ему полномочий). В то же время имеются и функциональные руководители, которые консультируют и помогают ему принять правильные решения, разрабатывая их варианты; их руководство исполнителями носит исключительно формальный характер. Фактически, линейный руководитель выполняет функции координатора между различными функциональными подразделениями.

     

                           Рис.3. Линейно-функциональная структура управления.   

       Преимущества линейно-функциональной  структуры: 

  • Линейный руководитель выполняет функции координатора, что исключает противоречия в выводах и распоряжениях.
  • Линейный руководитель является единственным руководителем для каждого из работников. Как следствие — более сильная мотивация и отсутствие возможности избежать выполнения своих обязанностей.
  • Уровень осведомленности решений сохраняется на том же уровне, что и при функциональной структуре.

       Недостатки линейно-функциональной  структуры: 

  • Излишнее усложнение вертикальных отношений в организации.
  • На горизонтальном уровне, напротив, отношения развиты слишком слабо, поскольку решения, в конечном счете, принимает линейный руководитель. В этом отношении функциональная структура более совершенна, поскольку она обеспечивает слаженность действий подразделений, объединенных процессом производства (по крайней мере, в каждой из областей, за которые отвечают функциональные службы).
  • Линейный руководитель, обязанный реализовывать оперативное управление, оказывается перегруженным из-за необходимости принимать решения стратегического характера.
  • Каждое звено в рамках линейно-функциональной структуры стремится к решению стоящих перед ним задач, а не к достижению целей, стоящих перед организацией в целом.
  • Линейно-функциональная структура малоприменима на больших предприятиях, поскольку линейный руководитель не может в должной степени координировать деятельность подчиненных.

      4. Линейно-штабная организационная  структура управления. Руководство  исполнителями возлагается на  линейного руководителя, при котором  создается штаб. Штаб не имеет  полномочий, связанных с руководством  и принятием решений; его задачи  ограничиваются помощью линейному  менеджеру в осуществлении определенных  функций управления. Штабные подразделения  — это планово-экономический  отдел, правовая служба, отделы  анализа, координирования, контроллинга, отдел маркетинга, бухгалтерия и т. д. В некоторых случаях штабные подразделения наделяются правом функционального руководства (это касается когда-то всего бухгалтерии, отдела управления персоналом, отдела маркетинга, планово-экономического отдела).

Информация о работе Организационные структуры