Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

Структура управления организацией или организационная структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

    Слабым  звеном этого метода является определение функций управления и разработка их классификатора. Объясняется это тем, что в действующих нормативно-методических материалах не сформулированы четкие определения понятий «функция управления», «операция управления» и отсутствуют критерии их выделения.

      Кроме того, при этом методе  неполно выявляется связь функций управления с параметрами производства. По существу, дело сводится к установлению объема работы по функциям управления и нормативов численности работников аппарата управления, а также численность становится одним из определяющих факторов формирования оргструктуры управления, с чем нельзя согласиться.

      Серьезным недостатком этого  метода является и слабая адаптация создаваемых структур к постоянно меняющимся условиям производственно-хозяйственной деятельности и сложность координации деятельности функциональных подразделений одного уровня.

    Более глубокому пониманию и разностороннему  исследованию организационного механизма способствовало развитие системно-целевого подхода к управлению. В его основе лежат принципы, показанные на рисунке 1.6.1.

      Важнейшей чертой этого подхода является ориентация на развитие не отдельно взятых элементов объекта, а системы в целом. Данный подход предполагает определение системы целей предприятия, в соответствии с которыми реализуются функций управления. Для каждой цели создается подразделение, которое организационно обеспечивает ее достижение.

      В этом случае центральной  проблемой при проектировании оргструктуры управления является формирование состава подразделений аппарата управления, определение их соподчиненности, связей и отношений, а также выполняемых функций.

    Эти работы предлагается выполнять на трех стадиях:

    1.  Композиции — формирование общей структурной схемы аппарата управления.

    2.  Структуризации — определение состава основных подразделений и связей между ними.

    3.  Регламентации — разработка количественных  характеристик аппарата управления, процедур управленческой деятельности.

    Однако  анализ показывает, что и системно-целевой  подход к формированию оргструктур управления имеет ряд недостатков, снижающих эффективность его применения. Это, прежде всего, связано с отсутствием четко сформулированных критериев декомпозиции целей и алгоритма перехода от целей производственной системы к целям управления и, далее, к оргструктуре.

    В соответствии с информационным подходом проектирование оргструктур производится исходя из схемы информационных потоков в системе управления. Действительно, между системой информации и оргструктурой управления имеется органическая взаимосвязь. Объем, характер, и объективные потоки информации предопределяют состав и взаимодействие структурных подразделений. Искаженные данные часто вызывают усложнение структуры. Нечетко организованные потоки информации ведут к дублированию функций, к снижению ответственности руководителей и исполнителей, к нарушению ритма функционирования системы управления.

    Суть  данного подхода состоит в  том, что за основу информации берутся документы, показатели документов и сведения подразделений системы управления. При обследовании существующей системы управления информация записывается в стандартные анкеты, матричные модели, отображающие движение документов.

    Практика показала, что при обследовании системы управления собирается большой массив информации, конкретная обработка которого часто становится непосильной задачей. Поэтому разработчики вынуждены переходить на отдельные задачи без учета их взаимосвязи и анализа объективности используемой информации.

    Работы, основанные на информационном подходе, как правило, сводятся к совершенствованию документооборота и включению вычислительной техники в процесс управления без каких-либо существенных изменении структуры управления и управленческих процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II Анализ организационной структуры предприятия Северные электрические сети филиал ОАО «Иркутскэнерго»

    1. Общие сведения  об организации  и ее основных  функциях

    Объектом  своего исследования я выбрал организацию, успешно функционирующую в Иркутской области на протяжении сорока лет основной целью которой является обеспечение надежного функционирования и развития Иркутской энергосистемы для устойчивого энергоснабжения населения, объектов социальной сферы, предприятий и организаций Иркутской области. Этим предприятием является филиал ОАО «Иркутскэнерго» Северные электрические сети.

    Северные  электрические сети занимаются преобразованием, распределением и передачей электрической энергии, а также эксплуатацией электрических сетей в районе Братска и Братского района, Железногорска-Илимского, Усть-Илимска, Усть-Кута, Киренска, поселка Покосное. Центральная база филиала и административный офис расположены в Падунском районе Братска. Площадь территории, на которой расположены сети предприятия, около 150 квадратных километров.

    Сегодня предприятие Северные электрические  сети имеет 6590 км линий электропередач 0,4-500кВ, 70 подстанций 35-500кВ, 36443 условных единиц и 709 человек персонала, где большинство составляют опытные высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие выдачу мощностей двух крупнейших Братской и Усть-Илимской гидроэлектростанций и надежное электроснабжение потребителей.

    Северные  электрические сети – филиал Иркутского акционерного общества энергетики и электрификации является обособленным подразделением Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации, которое является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации. В тоже время, сам филиал не является юридическим лицом. Филиал действует в соответствии с законодательством РФ, Уставом Общества и Положением о филиале, директор филиала действует по доверенности, выданной ему Обществом. Как и любая организация, Северные электрические сети имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, эмблемой и наименованием Общества и другие средства визуальной идентификации.

    Для достижения целей ОАО «Иркутскэнерго»  филиал на основании лицензий, получаемых обществом, осуществляет следующие виды деятельности:

    • деятельность по производству электрической и тепловой энергии;
    • деятельность по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей;
    • эксплуатация подъемных сооружений;
    • эксплуатация котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;
    • ремонт подъемных сооружений;
    • ремонт котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;
    • деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;
    • деятельность по изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведению экспертизы промышленной безопасности;
    • деятельность по подготовке и переподготовке работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях;
    • предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи;
    • предоставление в аренду каналов связи;
    • предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи;
    • деятельность в области безопасности;
    • деятельность по проектированию зданий и сооружений;
    • эксплуатация автозаправочных станций;
    • транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц на автомобильном транспорте;
    • медицинская деятельность;
    • иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Уставом Общества.

    Так же филиал осуществляет виды деятельности, связанные с использованием составляющих государственную тайну сведений о мобилизационной подготовке, гражданской обороне и чрезвычайных ситуациях с соблюдением действующего федерального законодательства.

    Имущество организации составляют основные фонды  и оборотные средства, а также  иные материальные ценности, закрепленные за ним Обществом, стоимость которых отражается в отдельном балансе и в сводном балансе ОАО «Иркутскэнерго». Филиал совершает сделки от имени Общества в отношении своего имущества только на основании разрешений Общества в пределах согласованных с ним основных условий таких сделок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Управление филиалом

    Предприятие должно быть управляемо. Управление же может эффективно осуществляться при наличии на предприятии особых работников и структурных подразделений, занимающихся управлением.

    Система управления предприятием зависит, прежде всего, от его типа и его устава. Характер предприятий, юридической организации определяет высшие полномочные органы управления предприятием, его директорат, а также права и обязанности управляющих органов и лиц, в них действующих. Реальное руководство предприятием должно соответствовать его типу как хозяйствующего юридического лица.

    По  масштабам, пределам полномочий и ответственности, степени детализации можно выделить: генеральный менеджмент и менеджмент на уровне отдела (подразделения).

    Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры (управляющие), независимо от того, являются они директорами или нет, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением компанией.1. Характер функций генерального менеджмента меняется с изменением размера компании, степени сложности решаемых ею задач.

    К генеральным менеджерам в СЭС  относятся директор, его первый заместитель – главный инженер и заместители директора и главного инженера. В прямом подчинении у них находятся 21 служба и отдел, находящиеся как на единой базе предприятия, так и за ее пределами. Подробная организационная структура Северных электрических сетей на 01.01.2006г. представлена на схеме 2.2.1.

    Управление  филиалом осуществляется директором на основании доверенности, выдаваемой обществом. Директор организации осуществляет оперативное управление текущей деятельностью филиала, распоряжается средствами в пределах предоставленных ему прав, совершает сделки в пределах полномочий, издает приказы и указания, обязательные для всех работников филиала, принимает на работу и увольняет с работы работников в соответствии со штатным расписанием, применяет к ним меры поощрения и наложения на них взысканий в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и трудовым законодательством Российской Федерации.

    В период временного отсутствия директора  его обязанности выполняет главный инженер филиала.

    Схема 2.2.1 Организационная структура управления СЭС

    Схема 2.2.1 представляет собой матричную  структуру управления СЭС, сочетая в себе линейную и программно-целевую, являясь на данный момент времени самой современной, модифицированной и функционально востребованной. 
 
 
 

3. Анализ деятельности предприятия на примере планово-экономического отдела

    Для более подробного анализа мною был выбран планово-экономический отдел (ПЭО). Этот отдел входит в аппарат управления предприятием.

    ПЭО является структурным подразделением Северных электрических сетей ОАО  «Иркутскэнерго». Является самостоятельным  структурным подразделением филиала и подчиняется непосредственно директору филиала. Целью деятельности подразделения является экономическое планирование, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности филиала, организация труда и заработной платы, анализ материальных и трудовых ресурсов, повышение рентабельности производства. В своей деятельности планово-экономический отдел руководствуется Трудовым Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, Налоговым Кодексом РФ, действующим законодательством РФ в Иркутской области, нормативными актами, решениями вышестоящих органов ИД, уставом общества, внедренными стандартами предприятия, а также:

    • Практическим руководством по учету себестоимости электрической и тепловой энергии;
    • Инструкцией о порядке ведения раздельного учета затрат в ОАО «Иркутскэнерго»;
    • Учетной политикой ОАО «Иркутскэнерго»;
    • Действующими инструкциями по порядку заполнения и представления форм федеральной государственной статистической отчетности;
    • Действующими инструкциями филиала СЭС;
    • Правилами внутреннего распорядка.

    Основными задачами планово-экономического отдела при выполнении своих функций являются:

    1. Экономическое планирование производственно-хозяйственной деятельности, направленное на эффективное использование всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) филиала;
    2. Экономический анализ деятельности филиала, участие в разработке мероприятий по сокращению издержек, оптимизации производства;
    3. Осуществление контроля и проведение анализа расходования фонда оплаты труда, применения тарифных ставок, окладов, надбавок, доплат и коэффициентов к заработной плате;
    4. Разработка локальных положений по мотивации персонала, проекта коллективного договора филиала, его оформление и контроль исполнения;
    5. Ведение оперативного и статистического учета, составление и представление в установленном порядке соответствующим органам по утвержденным формам и в установленные сроки;
    6. Совместно с юрисконсультом оформление договоров на услуги, оказываемые филиалу сторонними организациями, контроль исполнения договорных отношений;
    7. Изучение и внедрение передовых методов организации труда, разработка рациональных режимов работы, графиков сменности совместно с подразделениями филиала, выявление и анализ причин потерь рабочего времени, контроль за соблюдением в филиале действующего трудового законодательства;
    8. Соблюдение штатной дисциплины, тарификации работ и установление разрядов рабочим и квалификационных категорий специалистам.

Информация о работе Организационные структуры управления