Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:38, контрольная работа
Любая организация (компания) это и социальная, и техническая, сложная открытая система. Это система, состоящая не только из сооружений, оборудования, но и, в первую очередь, из людей. Это многоуровневая система с множеством формальных и неформальных связей. Это система, во многом зависящая от внешних факторов, к которым можно только адаптироваться. С социальной точки зрения это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Введение 3
1. Формы организации системы менеджмента 5
2. Сравнительный анализ организационных структур 12
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Содержание
Любая организация (компания) это и социальная, и техническая, сложная открытая система. Это система, состоящая не только из сооружений, оборудования, но и, в первую очередь, из людей. Это многоуровневая система с множеством формальных и неформальных связей. Это система, во многом зависящая от внешних факторов, к которым можно только адаптироваться. С социальной точки зрения это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Общие характеристики компаний:
Формальный «скелет» компании определяется ее организационной структурой управления, которая представляет собой сравнительно устойчивые элементы организации и связи, которые существуют между этими элементами. Организационная структура управления – это один из первых документов, по которому судят о компании, который требуется при анализе компании, ее сертификации по стандарту ИСО 9000, создании автоматизированной системы управления и т.д., а также при создании большинства регламентирующих документов компании.
Однако структура управления компании характеризует только некоторые формальные аспекты ее внутреннего устройства: ее разделение на отдельные звенья и установление подчиненности этих звеньев. Все остальные аспекты устройства компании определяются принятыми в компании системами планирования, бюджетирования, мотивации, делегирования полномочий, системами показателей, функциональным или процессным подходом, и т.д., а также ее кадровым составом. В соответствии с этим многие выводы о преимуществах и недостатках отдельных структур в отрыве от других аспектов носят поверхностный характер. Недостаток какой-либо структуры в одних условиях может обернуться преимуществом в других, и наоборот.
Система - совокупность взаимодействующих элементов, имеющих общую цель и выполняющих определенные функции, обладающая свойствами, отсутствующими у ее элементов.
Виды систем: биологические, технические, социально-экономические (организационные).
Организация – группа людей, подразделений, фирм, деятельность которых объединяется и координируется для достижения общих целей.
Основные свойства социально-экономических систем:
Система менеджмента (управления) – элементы организации, осуществляющие функции управления, направленные на достижение целей организации.
Структура организации – ее схематическая модель, показывающая состав подразделений, выполняемые ими функции и коммуникативные связи.
Субъект управления – работники организации, выполняющие функции управления и отдающие указания другим работникам.
Объект управления - работники организации, выполняющие указания субъекта управления и отчитывающиеся перед ним о результатах своей деятельности.1
Структура организации, показывающая подчиненность объектов управления субъектам управления называется структурой управления.
Производственная
структура - это состав рабочих мест, участков,
цехов, других производственных подразделений
и связи между ними, обеспечивающие выполнение
основной деятельности.
Норма управляемости - это количество подчиненных, которыми может эффективно управлять руководитель.
Таблица 1. Величина нормы управляемости
Разнообразие выполняемых подчиненными функций | Степень
самостоятельности
(квалификация) |
Категория работников, на которую чаще всего распространяется | |
невысокая | высокая | ||
разные | до 7 | до 10 | Руководители |
сходные | до 15 | до 25 | Специалисты |
одинаковые | до 40 | до 100 | Рабочие |
Уровень управления - это условное наименование места в структуре управления, на котором расположены субъекты управления с равными (примерно равными) полномочиями.
Рисунок 2. Высокая структура организации
В
зависимости от количества уровней
управления структура организации
может быть «высокой» или «плоской»
Рисунок
3. Плоская структура организации
Типы
структур управления
В рамках линейно-функциональной схемы предприятия развивались относительно успешно вплоть до 1920-х гг., так как им удавалось осуществлять свое техническое и финансовое развитие и удовлетворять массового потребителя в количестве, качестве и стоимости производимой продукции. Традиционная организация соединила в себе преимущества двух типов департаментизации, и это позволяло ей при соответствующих внешних условиях эффективно обслуживать интересы стабильного и экстенсивного развития.
В целом линейно-функциональные схемы структур производительных организаций в сочетании с развитием «идеального» механистического подхода сыграли очень важную роль в переходе от аграрной ориентации общества к индустриальной.
С
точки зрения взаимодействия с внешней
средой традиционные схемы во многом строились
на механистическом подходе к организационному
проектированию. Являясь простыми и понятными,
данные схемы позволили перейти от патриархальных
отношений ремесленного цеха и мануфактуры
типа «мастер — раб» к индустриальным
отношениям типа «начальник — подчиненный»,
отношениям более регулируемым, более
предсказуемым, более цивилизованным
в целом. Этот поворот в отношениях в организации
сыграл не меньшую роль, чем сама промышленная
революция.3
Рисунок
4. Линейная структура
Преимущества линейной структуры:
Недостатки: Трудность обеспечить высокую компетентность решений, принимаемых линейными руководителями, по всем функциям и областям управления; концентрация власти в управляющей верхушке; затруднительные связи между инстанциями; отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами.
Функциональное
управление существует наряду с линейным,
что создает двойное подчинение
для исполнителей.
Рисунок 5. Функциональная структура
Как
видно из рис. 5, вместо универсальных
менеджеров, которые должны разбираться
и выполнять все функции
Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества функциональной структуры: более компетентное решение ограниченного круга вопросов функциональными руководителями; освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций; уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
1.
Трудность согласования
2.
Снижение ответственности
3.
Появление тенденций
4. Длительная процедура принятия решения
5. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений.
“Штаб” в «штабной» структуре - это условное наименование группы функциональных специалистов или подразделений управления.
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.
Рисунок 6. Штабная (линейно-функциональная) структура
В данной структуре общий руководитель и руководители подразделений разделяют свое воздействие на исполнителей. Общий руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а функциональные руководители (подразделения) дают указания и распоряжения по соответствующим вопросам (в пределах полномочий) нижестоящим подразделениям-исполнителям, оказывают им технологическое содействие в выполнении работ.4
Преимущества этой структуры включают в себя преимущества и линейной и функциональной структур:
1. Единство подчиненности
2. Возможность привлечения консультантов и экспертов
3. Компетентные решения
Недостатки штабной структуры: большая нагрузка на руководителей по согласованию решений штаба; недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации; отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями.
Как показала практика, комбинированная структура управления, сочетающая в себе линейную и функциональную подчиненность, является наиболее эффективной и используется во всех отраслях как производственной, так и непроизводственной сферы
При теоретическом исследовании в качестве критерия эффективности целесообразно использовать схему и время прохождения информационного потока по иерархической лестнице в условиях различных организационных структур, так как от данного параметра зависят время принятия решения или быстрота реакции, вероятность ошибки при передаче информации, степень загруженности высших менеджеров, конфиденциальность и другие факторы, влияющие на работу организации.
Предположим, что фирма имеет 5-уровневую иерархическую лестницу, звенья которой условно назовем так: руководство компании, начальник управления, начальник отдела, начальник лаборатории, сотрудник.
В случае линейной и линейно-функциональной структур схема прохождения информации имеет следующий вид: сотрудник - начальник лаборатории - начальник отдела - начальник управления - руководство компании и обратно.