Организационные структуры предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Любая организация (компания) это и социальная, и техническая, сложная открытая система. Это система, состоящая не только из сооружений, оборудования, но и, в первую очередь, из людей. Это многоуровневая система с множеством формальных и неформальных связей. Это система, во многом зависящая от внешних факторов, к которым можно только адаптироваться. С социальной точки зрения это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Содержание

Введение 3
1. Формы организации системы менеджмента 5
2. Сравнительный анализ организационных структур 12
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

орг._структуры.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

      Содержание 

 

      Введение

 

      Любая организация (компания) это и социальная, и техническая, сложная открытая система. Это система, состоящая не только из сооружений, оборудования, но и, в первую очередь, из людей. Это многоуровневая система с множеством формальных и неформальных связей. Это система, во многом зависящая от внешних факторов, к которым можно только адаптироваться. С социальной точки зрения это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. 

      Общие характеристики компаний:

  • Наличие общих целей.
  • Наличие внутренней организации
  • Совместная деятельность людей.
  • Иерархия власти.
  • Наличие определенных границ.
  • Взаимодействие с внешней средой и полная зависимость от нее.
  • Культура организации. 

      Формальный  «скелет» компании определяется ее организационной структурой управления, которая представляет собой сравнительно устойчивые элементы организации и связи, которые существуют между этими элементами. Организационная структура управления – это один из первых документов, по которому судят о компании, который требуется при анализе компании, ее сертификации по стандарту ИСО 9000, создании автоматизированной системы управления и т.д., а также при создании большинства регламентирующих документов компании.  

      Однако  структура управления компании характеризует только некоторые формальные аспекты ее внутреннего устройства: ее разделение на отдельные звенья и установление подчиненности этих звеньев. Все остальные аспекты устройства компании определяются принятыми в компании системами планирования, бюджетирования, мотивации, делегирования полномочий, системами показателей, функциональным или процессным подходом, и т.д., а также ее кадровым составом. В соответствии с этим многие выводы о преимуществах и недостатках отдельных структур в отрыве от других аспектов носят поверхностный характер. Недостаток какой-либо структуры в одних условиях может обернуться преимуществом в других, и наоборот.  

 

      1. Формы организации системы менеджмента

 

      Система - совокупность взаимодействующих элементов, имеющих общую цель и выполняющих определенные функции, обладающая свойствами, отсутствующими у ее элементов.

      Виды  систем: биологические, технические, социально-экономические (организационные).

      Организация – группа людей, подразделений, фирм, деятельность которых объединяется и координируется для достижения общих целей.

      Основные  свойства социально-экономических  систем:

  • социально-экономическая система - это, как правило, открытая система
  • “Более важна совместная работа всех элементов системы, чем работа каждого в отдельности” (Р.Акофф).
  • система есть целое, которое нельзя понять посредством анализа отдельных частей

      Система менеджмента (управления) – элементы организации, осуществляющие функции управления, направленные на достижение целей организации.

      Структура организации – ее схематическая модель, показывающая состав подразделений, выполняемые ими функции и коммуникативные связи.

      Субъект управления – работники организации, выполняющие функции управления и отдающие указания другим работникам.

      Объект  управления - работники организации, выполняющие указания субъекта управления и отчитывающиеся перед ним о результатах своей деятельности.1

      Структура организации, показывающая подчиненность  объектов управления субъектам управления называется структурой управления.

      Производственная  структура - это состав рабочих мест, участков, цехов, других производственных подразделений и связи между ними, обеспечивающие выполнение основной деятельности. 
 

Рисунок 1. Структура управления2

      Норма управляемости - это количество подчиненных, которыми может эффективно управлять руководитель.

      Таблица 1. Величина нормы управляемости

Разнообразие  выполняемых подчиненными функций Степень самостоятельности

(квалификация)

Категория работников, на которую чаще всего  распространяется
невысокая высокая
разные до 7 до 10 Руководители
сходные до 15 до 25 Специалисты
одинаковые до 40 до 100 Рабочие
 

      Уровень управления - это условное наименование места в структуре управления, на котором расположены субъекты управления с равными (примерно равными) полномочиями.

      Рисунок 2. Высокая структура организации

      В зависимости от количества уровней  управления структура организации  может быть «высокой» или «плоской» 
 

      Рисунок 3. Плоская структура организации 

      Типы  структур управления 

     В рамках линейно-функциональной схемы  предприятия развивались относительно успешно вплоть до 1920-х гг., так как им удавалось осуществлять свое техническое и финансовое развитие и удовлетворять массового потребителя в количестве, качестве и стоимости производимой продукции. Традиционная организация соединила в себе преимущества двух типов департаментизации, и это позволяло ей при соответствующих внешних условиях эффективно обслуживать интересы стабильного и экстенсивного развития.

     В целом линейно-функциональные схемы  структур производительных организаций в сочетании с развитием «идеального» механистического подхода сыграли очень важную роль в переходе от аграрной ориентации общества к индустриальной.

     С точки зрения взаимодействия с внешней средой традиционные схемы во многом строились на механистическом подходе к организационному проектированию. Являясь простыми и понятными, данные схемы позволили перейти от патриархальных отношений ремесленного цеха и мануфактуры типа «мастер — раб» к индустриальным отношениям типа «начальник — подчиненный», отношениям более регулируемым, более предсказуемым, более цивилизованным в целом. Этот поворот в отношениях в организации сыграл не меньшую роль, чем сама промышленная революция.3 

 

      Рисунок 4. Линейная структура  

      Преимущества  линейной структуры:

      1. Единство подчиненности
      2. Полнота ответственности
      3. Простота управления (один канал связи)
      4. Оперативность в принятии решений
      5. Согласованность действий исполнителей

      Недостатки: Трудность обеспечить высокую компетентность решений, принимаемых линейными руководителями, по всем функциям и областям управления; концентрация власти в управляющей верхушке; затруднительные связи между инстанциями; отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений; перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами.

      Функциональное  управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.  

      Рисунок 5. Функциональная структура

      Как видно из рис. 5, вместо универсальных  менеджеров, которые должны разбираться  и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих  высокую компетенцию в своей  области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

      Как и линейная, функциональная структура  имеет свои преимущества и недостатки.

      Преимущества функциональной структуры: более компетентное решение ограниченного круга вопросов функциональными руководителями; освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций; уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

      Недостатки:

      1. Трудность согласования указаний  нескольких начальников

      2. Снижение ответственности исполнителей  в результате множественности  подчиненности

      3. Появление тенденций чрезмерной  централизации

      4. Длительная процедура принятия решения

      5. чрезмерная заинтересованность  в реализации целей и задач  «своих» подразделений.

      “Штаб”  в «штабной» структуре - это условное наименование группы функциональных специалистов или подразделений управления.

      При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.

      Рисунок 6. Штабная (линейно-функциональная) структура

     В данной структуре общий руководитель и руководители подразделений разделяют  свое воздействие на исполнителей. Общий руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а функциональные руководители (подразделения) дают указания и распоряжения по соответствующим вопросам (в пределах полномочий) нижестоящим подразделениям-исполнителям, оказывают им технологическое содействие в выполнении работ.4

      Преимущества этой структуры включают в себя преимущества и линейной и функциональной структур:

      1. Единство подчиненности

      2. Возможность привлечения консультантов и экспертов

      3. Компетентные решения

      Недостатки штабной структуры: большая нагрузка на руководителей  по согласованию решений штаба; недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации; отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями.

      Как показала практика, комбинированная  структура управления, сочетающая в  себе линейную и функциональную подчиненность, является наиболее эффективной и  используется во всех отраслях как  производственной, так и непроизводственной сферы

      2. Сравнительный анализ организационных структур

 

      При теоретическом исследовании в качестве критерия эффективности целесообразно  использовать схему и время прохождения информационного потока по иерархической лестнице в условиях различных организационных структур, так как от данного параметра зависят время принятия решения или быстрота реакции, вероятность ошибки при передаче информации, степень загруженности высших менеджеров, конфиденциальность и другие факторы, влияющие на работу организации.

      Предположим, что фирма имеет 5-уровневую иерархическую лестницу, звенья которой условно назовем так: руководство компании, начальник управления, начальник отдела, начальник лаборатории, сотрудник.

      В случае линейной и линейно-функциональной структур схема прохождения информации имеет следующий вид: сотрудник - начальник лаборатории - начальник отдела - начальник управления - руководство компании и обратно.

Информация о работе Организационные структуры предприятия