Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:44, курсовая работа
В общем виде управление /менеджмент/ следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.
В рамках организации возможны три формы организационно-
1) обязательное предписание (приказ, запрет и т. п.);
2) согласительные ( консультации, компромисс);
3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение общение и т. д.). Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления, которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов. Организационно- административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. По существу организационно-
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:
1) вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»
2) пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
3) осознанное, внутренне обоснованное. В организации эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия в конечном счете ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.
Различают пять способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, дисциплинарная ответственность, материальная ответственность и взыскания, административная ответственность и взыскания.
Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждения внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретной организации. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, правил внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание организации, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.
В организации, где имеет место высокий уровень организационных воздействий, доведенных до стандартов организации и регламентов управления, и высокая трудовая дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий
Работник российского предприятия рассматривает внутрифирменные стандарты как заданное ограничение, которое, исходя из его личного интереса, можно нарушать, когда дремлет бдительное око начальства. Как следствие- многочисленные случаи нарушения трудовой дисциплины, хищения материалов и готовой продукции, высокий процент брака и низкая исполнительская дисциплина. Это типичное проявление азиатского русского менталитета, где эти случаи не подлежат общественному порицанию. Поэтому использование организационного воздействия эффективно с параллельным применением социально-психологических методов и воспитанием корпоративной культуры.
Распорядительные воздействия. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.
Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. Он обязывает подчиненных точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание).
Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции организации и обычно подписывается заместителями руководителя организации.
Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений »руководитель- подчиненный». Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.
Инструктирование и координация работы- это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций. В инструкции органически сочетается административное предписание и обоснованный совет руководителя по выполнению порученного задания. Формальное инструктирование часто не достигает цели в силу разрыва между словом и делом.
Наставление- метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа подчиненного повторная попытка нецелесообразна, т. к. приведет к потере авторитета руководителя.
Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него независящей ( отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечен от к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность реализуется статьями 81,192,193,194,195 Трудового кодекса РФ и предусматривает такие меры взыскания, как замечание, выговор и увольнение. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законом порядке соответствующие права. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.
Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба
Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений, регулируемых Кодексом об административных правонарушениях. Административные взыскания налагаются органами государственного или муниципального управления на должностные лица предприятий, допустившие правонарушения. Факт привлечения к административной ответственности не влечет за собой судимости и увольнения с работы. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.
Таким образом, административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности. В зависимости от функционирующих в коллективе методов руководства формируется соответствующая им система подчинения. Понятно, что в процессе управленческой деятельности происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады раздражения, а иногда и стрессов, что исключает всякое взаимопонимание между управляющей и управляемыми системами.
1.3.Позитивные и негативные методы административного управления. Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить на его решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и
трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуется нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные организации.
Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы и деформация Морального кодекса строителя коммунизма понизили роль административных методов в организациях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним мы относим рост безработицы и частичную занятость в организациях, значительную инфляцию в течение последних лет и несвоевременную выплату заработной платы, развитие бартерных сделок и низкую дисциплину поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычного уклада жизни в семье.
Негативное отношение части директорского корпуса к работе в новых условиях хозяйствования, отсутствие четкой стратегии развития организации, современного маркетинга и высокой корпоративной культуры привели к появлению негативных методов административного воздействия на коллектив и снижению общественного эффекта от применения административных методов
Главный недостаток административных методов управления состоит в том , что, они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не их рост, т. е. поощряют исполнительность, а не инициативу. Высококвалифицированный, социально развитый человек является менее подходящим объектом административного управления. Это одна из причин того, что методы директивного управления становятся менее эффективными.
С другой стороны, ослабление вешней регламентации и контроля трудовой и хозяйственной деятельности ведет к усилению элементов стихийности в развитии экономики. Становится необходимой сложная и разветвленная система экономических стимулов и санкций. Между тем разработать, провести в жизнь и освоить систему экономического управления хозяйством неизмеримо сложнее, чем управлять с помощью директив и приказов. Задача следовательно, состоит в том, чтобы найти рациональное для тех или иных конкретных условий соотношение административных и экономических методов управления.
В России переход к рыночным отношениям сопровождается снижением дисциплины; нередки случаи безответственности и безнаказанности руководителей и исполнителей. Думаю, в оздоровления российской экономики свою роль должны сыграть наряду с другими методами управления и организационно- административные
В таблице указаны позитивные и негативные методы административного управления с точки зрения влияния их на стратегию и тактику развития организации.
Позитивные и негативные воздействия методов административного управления.
Позитивный метод воздействия | Негативный метод воздействия |
1.Рост уровня регламентации управления (организационное воздействие) 1.1 Наличие хорошо проработанного устав организации со свободным доступом к нему работников 1.2.Развитие партнерских отношений администрации и профсоюзов через коллективный договор 1.3.Разработка четких Правил внутреннего распорядка и работа с персоналом в соответствии с ГК и Трудовым кодексом РФ 1.4. Наличие четкой организационной и штатной структур и их ежегодная корректировка в связи с изменениями условий производства 1.5. Разработка четких положений о подразделениях, регламентирующих административные и функциональные связи внутри организации 1.6. Наличие четких должностных инструкций с определением функциональных обязанностей работника и нормирование труда 1.7. Развитие контрактной системы организации и оплаты труда и увеличение удельного веса сотрудников имеющих контракты | 1. Неэффективное организационное воздействие на персонал 1.1. Типовой устав организации, хранящийся за « семью печатями» 1.2. Принятие формальных коллективных договоров ( или отсутствие их организации) и конфронтация с профсоюзами 1.3. Использование типовых или устаревших Правил внутреннего трудового распорядка, работа с персоналом с нарушением Трудового кодекса РФ и ГК 1.4.Отсутствие или использование устаревшей организационной структурой 1.5.Отсутствие или пользование устаревшими положениями о подразделениях. Не отвечающими условиям производства 1.6. Отсутствие должностных инструкций, ориентация на устные указания руководства, использование устаревших инструкций 1.7. Отсутствие или ликвидация контрактной системы организации и оплаты труда |
Информация о работе Организационно-административные методы управления