Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:01, курсовая работа
Данная курсовая работа «Структура предприятия» рассмотрена следующим образом. В первой части раскрыты принципы построения организационных структур и их виды. Во второй части рассмотрен анализ организационной структуры сети магазинов «Продукты».
Введение 3
1. Теоретические сведения об организационных структурах 4
1.1. Организация. Принципы построения организационных структур 4
1.2. Виды организационных структур 13
2. Анализ организационной структуры сети магазинов «Продукты» 20
2.1. Характеристика организации 20
2.2. Структура организации и рекомендации по ее совершенствованию 21
Заключение 22
Библиографический список 23
Достоинства структуры: более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде; в результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения стали рассматриваться как «центры прибыли»; улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу; возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых фирм.
Недостатки структуры: рост иерархичности, вертикали управления; дублирование функций управления на разных уровнях привело к росту затрат на содержание управленческого аппарата; сохранение линейно-функционального типа управления привело к замедлению процессов принятия решений, увеличению сроков согласований; централизованное распределение ресурсов в случае их недостатка может привести к развитию межотделенческих конфликтов.
Пример: крупные объединения различного типа: массового и крупносерийного производства автомобильной и тракторной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения (ЗИЛ, ВАЗ, КамАЗ и др.); комбинаты в металлургической промышленности, химической, нефтехимической.
Дивизиональная структура широко используется в условиях многопродуктивного производства или многонациональных компаниях, а также в построении государственного аппарата и общественных организаций.
Дивизиональная структура управления представлена на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Дивизиональная структура управления.
Матричная структура управления. Элементы матричной организации впервые были применены, как считают специалисты, в электронной промышленности и в других отраслях с так называемой высокой технологией. В условиях перехода от национальной к острой международной конкуренции, возникла необходимость создания такой организационной структуры, которая позволила бы проводить быстрые технологические изменения на основе максимально эффективного использования высококвалифицированной рабочей силы. ИБМ и компьютерному производству принадлежит первенство в широком использовании на практике матричной структуры и ее элементов. Матричные организационные структуры отличаются сложностью в их реализации.
Достоинства структуры: активное использование различного рода полуавтономных групп или коллективов. Группы создаются под цель или под проект для решения какой-то конкретной проблемы и пользуются определенной свободой в организации своей работы. Наличие таких групп позволяет упростить иерархию в организации и сделать структуру более динамичной, прослеживается высокая целевая направленность, возможность быстрого маневра ресурсами, как людскими так и материальными не приводят к появлению дополнительных подразделений и должностей, а лишь меняет функции существующих, межфункциональная координация работы.
Недостатки структуры: группы не являются устойчивыми образованиями, как следствие нарушения коммуникаций между постоянными и временными участниками работы, сложность отчетности и контроля за работой, угроза двойного подчинения для сотрудников, высокие требования к квалификации персонала, сложный процесс формирования структуры, требующий длительной подготовки и высокой организационной культуры, трудности в обеспечении баланса власти между руководителями вертикального и горизонтального уровней.
Матричная структура управления представлена на рис. 1.6.
Рис. 1.6. Матричная структура управления.
.
2. Анализ организационной структуры сети магазинов «Продукты»
2.1. Характеристика организации
Эта структура состоит из предпринимателя, т.е. генерального директора, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает личные средства в предприятие. Он реализует процесс производства, т.е. формирует рациональную структуру в соответствии со стратегией деятельности компании, чтобы каждый работник наилучшим образом отвечал предъявляемым к нему требованиям; стимулирует качественное выполнение работником работы; несет ответственность за экономические решения: что производить, в каком количестве, какой метод производства применить. Частный владелец прогнозирует спрос на товар, принимает на себя финансовый риск и несет исключительную ответственность за управление им. Он контролирует деятельность всех подразделений, заключает контракты, занимается проработкой получения и реализации товара.
Следующим подразделением структуры является директор, который распоряжается имуществом и средствами в пределах прав, установленных собственником; заключает договоры, в том числе трудовые; дает указания и контролирует деятельность товароведов и продавцов всей сети магазинов. Директор является подотчетным лицом предпринимателя.
Так же одним из подразделений структуры является бухгалтер, который является служащим и осуществляет денежный контроль за определенными хозяйственными операциями. Он отражает хозяйственные операции и даты их совершения в официальных документах.
Совместно с руководителем предприятия бухгалтер подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей, денежных, а так же расчетных, кредитных и денежных обязательств. Следует помнить, что указанные документы без подписи бухгалтера, считаются не действительными и к исполнению не принимаются.
Подразделение, которое следует дальше это товаровед. Он контролирует процесс перемещения товаров от их производителя к потребителю; определяет совокупную стоимость реализации средств производства и предметов потребления. Определяет наименование мест происхождения товаров, устанавливает сроки реализации.
И последним подразделением в структуре являются продавцы. Они занимаются продажей товара, обслуживанием покупателей, хранением товаров и их подготовкой к продаже. Одновременно продавцы выполняют функции технического персонала: т. е производят уборку служебных и производственных помещений; а так же грузчиков: т. е. занимаются выгрузкой и складированием товаров.
Достоинства структуры: директор непосредственно управляет всем процессом, при этом освобождает генерального директора от решения многих вопросов; здесь присутствует иерархическая лестница.
Недостатки структуры: каждый магазин заинтересован в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы; ведется общий отчет; отсутствие близких взаимосвязей между магазинами, т.е. не взаимодействие магазинов между собой.
2.2. Структура организации и рекомендации по ее совершенствованию
В практической работе представлена структура сети магазинов «Продукты» (рис.1.7.).
Рис.1.7. Структура сети магазинов «Продукты».
Рекомендации:
1. Предоставить информацию покупателям о месторасположении магазинов нашей фирмы.
2. Каждому магазину необходимо вести свой собственный отчет, т.к. ведение общего отчета показывает работу всех магазинов в целом, а результат каждого магазина не виден.
3. Фирме необходимо нанять дополнительный рабочий персонал: грузчика, уборщицу и т.д.
Заключение
Организация – это систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди, и управление.
Любая организация реализует три процесса: получает ресурсы из внешнего окружения, осуществляет изготовление продукта и передает продукт во внешнюю среду. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. Ключевая роль в поддержании этого баланса принадлежит менеджменту.
Во внутриорганизационной жизни управление призвано создавать и управлять функциональными процессами, протекающими в организации. Это создание структуры организации, осуществление управления внутриорганизационными процессами, формирование и управление использованием технологической подсистемы организации, управление кадровой работой, формирование и развитие организационной культуры, управление производством, маркетингом и финансами организации, а также осуществление анализа и учета проведенной работы.
Управление процессом взаимодействия организации с внешней средой направлено на поддержание необходимых отношений с общим внешним окружением и непосредственным деловым окружением. В зависимости от того, как строится взаимодействие организации с внешним окружением, выделяются организации, имеющие механический и органический типы управления. Взаимодействие на уровне подразделений в организации строится с помощью различных типов департаментизации: традиционная организация, дивизиональная организация, матричная организация; на уровне индивида его взаимодействие с организацией может придавать ей индивидуалистский или корпоративный характер.
В последнее время формируются новые типы организаций. К числу таких новых типов относятся эдхократическая организация, многомерная организация, партисипативная организация и, наконец, организация, ориентированная на рынок.
Любой тип организационной структуры – условность, не существующая реально в чистом виде. Любая организация содержит в себе элементы всех организационных структур. Речь может идти о преобладании основных элементов какого-либо вида.
Библиографический список
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М,1999. – 256 с.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, ЛТД», 1996. – 384 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М: Гардарики, 2000. – 528 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М: Гардарики, 2003. – 285 с.: ил.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова – М.: Гардарики,2002. – 288 с.: ил.
6. Гребцова В.Е. Менеджмент. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 288 с.
7. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
8. Менеджмент / Автор-составитель Г.Б. Казначевская – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 352 с.
9. Менеджмент (конспект лекций в схемах). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 192 с.
10. Мескон М.Х., Альберт М. Основы менеджмента: Перев. с англ. – М.: Дело, 1995. – 704 с.
11. Мумладзе Р.Г. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. – 176 с.
12. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 439 с.