Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ организационной культуры организации на примере ЗАО «Макдоналдс» и внесение предложений по ее совершенствованию.
Объектом исследования в курсовой работе является организационная культура, предметом – ЗАО «Макдоналдс».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. РГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ..4
1.1. Организационная культура и ее функции
1.2. Формирование организационной культуры
1.3. Структура организационной культуры
1.4. Типы организационной культуры
1.5. Поддержание организационной культуры
1.6. Изменение организационной культуры
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАО «МАКДОНАЛДС»
2.1. Характеристика ЗАО «Макдоналдс» как объекта исследования
2.2. Составляющие организационной культуры ЗАО «Макдоналдс»
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Все
три уровня культуры организации
взаимосвязаны, поэтому воздействие,
оказанное на один из них, может вызвать
неожиданные на первый взгляд изменения
в других уровнях.
1.4.
Типы организационных культур
Американский исследователь Ч. Хэнди выделил четыре основных типа культур: власти, роли, задачи и личности и охарактеризовал особенности каждого типа. [2]
виде
паутины. Она зависит от центрального
источника власти, власть исходит
из центра и распространяется в виде
центральных волн. Контроль осуществляется
централизованно через
классическая, строго распределенная организация, которую можно представить в виде храма. Эффективность этой культуры зависит от рационального распределения работы и ответственности, а не от отдельных личностей. Этот тип культуры будет успешно действовать в стабильном окружении, со стабильным рынком. Ролевая культура дает возможность стать компетентным специалистом.
решение задач, на реализацию проектов. Структуру этой культуры лучше всего представить в виде сетки, где некоторые нити сильнее и толще других, причем власть и влияние расположены в местах пересечения этих нитей. Основное внимание в этой культуре уделяется быстрому и эффективному завершению работы. Культура задачи подходит там, где важна скорость реакции, есть конкуренция рынка и где жизнь продукта скоротечна.
центре
культуры находится личность. Но немногие
организации могут существовать с таким
типом культуры, так как организации склонны
иметь некие корпоративные задачи, возвышающиеся
над личными целями участников организации.
1.5.
Поддержание организационной
Обычно организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, заносят в нее «вирус» другой культуры. Какая из культур выживет, во многом зависит от ее силы, т.к. последнее влияет на интенсивность определенных образцов поведения.
Сила культуры организации определяется тремя моментами:
«Толщина» организационной культуры определяется количеством важных предположений, разделяемых работниками. Культуры со многими уровнями веры и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации.
Сильная культура «толще», она разделяется большим числом работников и более четко определяет приоритеты, а соответственно, имеет более глубокое влияние на поведение в организации.
Сильная культура не только создает преимущества для организации. Следует иметь в виду, что сильная культура является в то же время серьезным препятствием на пути проведения изменений в организации. Новое в культуре вначале всегда слабее. Поэтому считается лучше иметь умеренно сильную культуру в организации.
Существуют методы поддержания организационной культуры, которые не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей. Основными группами методов являются следующие.
Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, т.к. своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них.
Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. В данных ситуациях менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в которой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере.
Например, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию у организации есть две альтернативы: уволить часть работников или частично сократить рабочее время при том же числе занятых. В организациях, где человек заявлен как ценность номер один, видимо, примут второй вариант. Такой поступок руководства превратится со временем в организационный «фольклор», что, несомненно, усилит данный аспект культуры в компании.
Моделирование ролей, обучение и тренировка. Аспекты организационной культуры усваиваются подчиненным через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и ежедневную помощь подчиненным по работе. Так, учебный фильм может концентрировать внимание на чистоте рабочего места. Менеджер сам может также демонстрировать подчиненным, например, определенное отношение к клиентам или умение слушать других. Постоянно концентрируя на этих моментах внимание, менеджер помогает поддерживать определенные аспекты организационной культуры.
Критерии определения вознаграждений и статусов. Культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и таким образом расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большее значение для отдельных менеджеров и организации в целом. В этом же направлении работает система статусных позиций в организации. Так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически.
Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры в организации. То, из чего исходит организация и ее руководство, регулируя весь кадровый процесс, становится быстро известно ее членам по движению сотрудников внутри организации. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей в организации культуры. Так, присущая конвейерному производству текучка кадров на сборочных линиях побудила многие компании перейти либо к групповому подходу в работе, либо к переходу на «тележечную» сборку в рамках комплексной бригады.
Организационные символы и обрядность. Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и саги, становящиеся частью организационного «фольклора», но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников.
1.6.
Изменение организационной
Культура организации должна изменяться, так как меняются окружающая обстановка, внутренняя и внешняя среда существования организации. Внешние события, такие, как изменения состояния рынка, новые технологии, смена правительственного курса и множество других факторов, которые не остаются постоянными с течением времени, делают необходимыми изменения организационного способа ведения дел и, соответственно, культуры. Меняется также внутренняя среда. Например, организация меняет устаревшее оборудование на новое, действующее на принципиально иных технологических принципах, или меняется состав персонала организации, его квалификация, средний возраст, потребности и предпочтения, требования к оснащению рабочего места, гигиены труда и многое другое.
Сильнее всего на потребность в изменении культуры влияют поменявшиеся цели организации. Ниже приведены несколько различных видов целей или задач, которые могла бы имеет организация:
При
изменении организационных
Если
перед руководством стоит задача
изменения организационной
Существует
точка зрения, что независимо от
той стадии развития, на которой
находится организация, ее высшее руководство
может управлять культурой
Первый представляет собой как бы «видение свыше», которое должно вызывать энтузиазм у большинства членов организации. Руководитель – лидер воодушевляет и претворяет в жизнь фундаментальные ценности организации, используя психологические механизмы внушения, убеждения, заражения. Это предполагает наличие очевидных и искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит.
Применение второго способа управления культурой имеет другой вектор – от нижних уровней организации. В данном случае большое внимание уделяется деталям реальной жизни в организации. Менеджеры должны отслеживать по все организации, что в ней происходит, стараясь при этом шаг за шагом управлять культурой организации. Управление культурой предполагает возможность через постоянное манипулирование атрибутами поверхностного уровня влиять на подповерхностный уровень вплоть до изменения базовых предположений.
Подводя
итог, можно сказать, что именно организационная
культура способна уменьшать степень
коллективной неопределенности, создавать
организационный порядок, обеспечивать
целостность компании, создавать чувство
причастности и преданности фирме, т.е.
она является одним из определяющих факторов
долгосрочного успеха и процветания организации.
ГЛАВА
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗАО «МАКДОНАЛДС»
2.1.
Характеристика ЗАО «
Бренд «Макдоналдс» увековечил имена братьев Дика и Мака Макдоналд, которые первыми в мире предложили новую ресторанную концепцию: высокое качество, низкие цены, быстрое обслуживание.
Свой первый ресторан, оборудованный в соответствии с этой концепцией, они открыли в декабре 1948 г. И сразу стало ясно, что им удалось схватить дух времени, одной из главных отличительных черт которого стал все возрастающий темп жизни. Тем не менее, подлинным «отцом» бренда «Макдоналдс» стал 52-летний коммивояжер по продаже машин для приготовления молочных коктейлей Рей Крок. Именно ему пришла в голову мысль заставить работать систему братьев Макдоналд везде, где только можно построить ресторан. 2 марта 1955 г. он основал франчайзинговую компанию под названием McDonald’s Sistem Inc., с которой и началось триумфальное шествие бренда по земному шару.