Опыт внутрифирменного управления в США и Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:51, реферат

Описание работы

Главное в том, что в современных условиях в крупном производстве уровень квалификации и самосознания работников объективно требует их участия в управлении, в принятии решений. Теперь многие понимают, что без сотрудничества, кооперации, партнерских отношений с персоналом менеджеры и собственники не в состоянии управлять производственным процессом и добиваться повышения производительности труда

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

    Планирование  представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.

    Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния.

    Таким образом, можно сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность основывается на обнаружении и прогнозировании спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив развития конъюнктуры. Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования.

    Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу.

    Для управления планирование являет собой  этап, от которого во многом зависит  развитие.

    Большое влияние на планирование оказывает грамотность руководства, квалификация специалистов, вовлеченных в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых для осуществления процесса (компьютерная техника и пр.), информативная база.

    Конечно, иногда факторы, оказывающие влияние  на процесс планирования на предприятии, зависят от специфики деятельности, от региональной принадлежности, но при наличии квалифицированного кадрового состава и компетентного руководства все недостатки могут быть ликвидированы в короткие сроки.

    Под методами планирования понимают определенный способ, с помощью которого производится процесс планирования и решаются конкретные проблемы.

    В современной практике различают  следующие методы планирования: балансовый, нормативный и технико-экономический.

    Кроме того, выделяют: программно-целевой, многовариантных расчетов и экономико-математический.

    Для осуществления планирования на уровне экономики в целом применяют  балансовый метод. На уровне отдельных предприятий он также используется посредством составления определенных видов балансов:

    1) материальные (баланс топлива, оборудования, электроэнергии, строительных материалов);

    2) трудовые (баланс рабочей силы, баланс  рабочего времени);

    3) финансовые (баланс денежных доходов  и расходов, бухгалтерский баланс, баланс кассовых операций и др.);

    4) комплексные (баланс производственной  мощности).

    Нормативный метод представляет собой способ, при применении которого на предприятии в процессе планирования используется целая система нормативов и норм.

    Это нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, нормы численности, трудоемкости, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, запасы сырья, нормативы организации производственного процесса, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.

    Для осуществления планирования реализации готовой продукции, производственных издержек, программы производства и  других плановых разделов используется технико-экономический метод планирования.

    Факторы, которые необходимо учитывать при данном методе планирования:

    1) технические – внедрение новейшей  техники и технологий, материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и т. п.;

    2) усовершенствование организации  производства и труда;

    3) сдвиг объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

    4) рыночные (инфляция);

    5) особые факторы, связанные со  спецификой предприятия, производства, региона.

    Планирование  подразделяется также на технико-экономическое  и оперативное. Технико-экономическое призвано направлять и осуществлять организацию производственно-хозяйственных направлений для определения развития в целом и результатов производства. Кроме того, технико-экономическое планирование представляет собой платформу для оперативного планирования, которое призвано увязывать в календарном плане процессы производства, учитывая изготовление продукции по этапам, срок обработки, сборки.

    Необходимо  отметить, что технико-экономическое  и оперативное планирование тесно взаимосвязаны между собой, что и определяет принцип единства, непрерывности и комплексности процесса планирования в целом.

    Планирование  классифицируется следующим образом:

    1) по степени охвата;

    2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);

    3) по объекту планирования;

    4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские  работы и т. д.);

    5) по охвату;

    6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

    7) по степени жесткости и гибкости.

    Принципы  планирования:

    1) полнота;

    2) детализация;

    3) точность;

    4) простота и ясность;

    5) непрерывность;

    6) эластичность и гибкость;

    7) выравнивание;

    8) экономичность.

    Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.

    Для осуществления процесса планирования необходимо определить:

    1) объект планирования;

    2) субъект планирования;

    3) период планирования;

    4) средства планирования;

    5) методику планирования;

    6) согласование планов.

    Принадлежность  того или иного плана к определенному  виду зависит от того, к какому циклу управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл: анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ.

    В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают  следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.

    В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и  производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.

    При стратегическом планировании выделяются следующие цели:

    1) рыночные (определение рынка сбыта продукции);

    2) производственные (использование какого  уровня техники и технологий  позволят достичь необходимого  качества продукции и запланированных  объемов производства);

    3) финансово-экономические (определение  источников финансирования и прогнозирование результата деятельности);

    4) социальные (степень удовлетворения  конечным продуктом производства  определенных социальных слоев и общества в целом). 
 
 
 
 
 
 

    «Многомерные» стили управления и управленческая решетка.

    В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненным и степенью их свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Выражением этого являются «многомерные» стили управления, которые представляют комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других.

    Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля  управления, который основывается на двух подходах. Один из них ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой – на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек полностью сможет раскрыть свои способности. 

    «Управленческая решетка» Р. Блейка и  М. Мутона

    Данный  подход является наиболее простым представлением «двумерного» стиля управления. «Управленческая решетка» Блейка и Муттона представляет собой таблицу, состоящую их 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле. Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на «решетке», характеризующее применяемый им на практике стиль управления.

    Примитивное руководство или  «отдых на работе» (объединенное управление)

    Эта позиция характеризует такой  тип руководителя, который холодно  относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Считает, что управленец всегда может прибегнуть к помощи независимого эксперта. Такое ведение дел поможет избежать конфликтов, создаст благоприятные условия для работы самого руководителя и расширит границы новых идей воплощаемых в производство. Такой управляющий не является лидером. Он является просто «хранителем своего портфеля и кресла». Но очень скоро серьезные трудности заставят пересмотреть стиль руководства, либо сменить руководителя.

    Социальное  руководство (управление в духе загородного  клуба)

    Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, но на процесс производства остается в стороне. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заключена в поддержании атмосферы доверия и взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель любим подчиненными, они готовы всегда оказать помощь своему лидеру. Текучка кадров очень низка, а уровень удовлетворенности трудом очень высок. Но излишняя доверчивость к подчиненным приводит к принятию непродуманных решений, из-за этого страдает производство. Подчиненные могут злоупотреблять доверием к себе.

    Авторитарное  руководство (власть – подчинение)

Информация о работе Опыт внутрифирменного управления в США и Западной Европе