Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:06, контрольная работа
Как указано в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации1, состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (далее - пенсионная система) представляет собой одну из острейших социально - экономических проблем в период перехода к рыночным отношениям.
Критическая ситуация в области пенсионного обеспечения в России сложилась под воздействием целого ряда различных по своей природе факторов: социально-демографических, финансово-экономических, организационных.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Контрольная работа по курсу «ОПЫТ РЕФОРМ В РОССИИ»
Анализ реформы
пенсионного обеспечения в
специальность 080504.65
Проверил:
Екатеринбург 2011
Анализ реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Водная часть
1. Условия и причины возникновения проблемы, ответом на которую является реформа
Как указано в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации1, состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (далее - пенсионная система) представляет собой одну из острейших социально - экономических проблем в период перехода к рыночным отношениям.
Критическая ситуация в области пенсионного обеспечения в России сложилась под воздействием целого ряда различных по своей природе факторов: социально-демографических, финансово-экономических, организационных.
Среди них главное место принадлежит факторам экономического порядка. Кризис пенсионной системы обусловлен, прежде всего, макроэкономической ситуацией, в том числе политикой доходов. Экономический спад привел к существенному сокращению реальной заработной платы, росту безработицы, в особенности с учетом ее скрытых форм, резкому расширению теневого рынка труда. Общенациональный характер приняло уклонение от уплаты страховых отчислений от фонда оплаты труда. Заработная плата в массовом порядке уводилась в тень. В результате резко сократилось число плательщиков взносов и масштабы облагаемого социальными налогами фонда заработной платы.
Как и весь мир, российское общество быстро стареет. Ожидается, что к 2015 году доля пожилых людей достигнет 20%, при этом каждый третий гражданин этой возрастной когорты будет относиться к группе самых старых людей (75 лет и старше). Россия имеет “демографическое окно”, которое дает некоторую свободу маневра в реформировании пенсионной системы. Однако уже к 2015 году демографическая нагрузка вновь начнет возрастать. По имеющимся оценкам, при сохранении существующих тенденций к 2050 году соотношение численности плательщиков пенсионных взносов и пенсионеров может составить 1:1, то есть один работающий должен будет содержать одного пенсионера2.
2. Цели и задачи реформы
Основными целями пенсионной реформы являются:
1)
реализация гарантированного
2)
обеспечение финансовой
3)
адаптация системы пенсионного
обеспечения к развивающимся
в Российской Федерации
4) рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
5)
повышение эффективности
Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
3. Общая оценка основных результатов
Учитывая
выделенные государственным бюджетом
РФ финансовые ресурсы, был выработан
комплекс мероприятий развития пенсионной
системы, закрепленный в федеральных законах
№212-ФЗ и №213-Ф3, реализация которых осуществляется
с 2010 г. Все мероприятия можно сгруппировать
по следующим направлениям: дополнительное
повышение (валоризация) пенсионных прав,
приобретенных до реформы 2002 г. С 1 января
2010 г. пенсионные права, приобретенные
до 2002 г., проиндексированы на 10% плюс 1%
дополнительной индексации за каждый
год стажа, заработанный до 1991 г.3
Основная часть
Начало реформы пенсионной системы относится к периоду системной трансформации (90-е годы) и продолжается до настоящего времени.
Тип политической системы – бюрократическая с чертами согласительной.
Одной из причин принятия
Первые попытка системного пенсионного реформирования была предпринята в 1995 году. В августе 1995 года правительством России была одобрена “Концепция реформы пенсионного обеспечения”. В ней было выделено пять основных принципов пенсионной реформы: всеобщность пенсионного обеспечения, то есть охват системой всех нетрудоспособных членов общества; обязательность государственного пенсионного страхования для работающих по найму; установление трудовой пенсии в зависимости от стажа и заработка (трудового вклада); солидарность поколений, ответственность бюджета за пенсионное обеспечение незастрахованных.
Первый вариант реформы имел своей целью не разрушение, а сохранение и укрепление сложившейся государственной распределительной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.
Из намеченных в Концепции мер практическое воплощение получила в то время лишь одна идея - система индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных взносов.
В 1997 году Министерством труда и социального развития России была представлена «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации». Суть новаций Программы сводилась к внедрению в практику пенсионного обеспечения страховых механизмов в различных формах: индивидуальных именных накопительных и условно накопительных счетов, профессиональных и добровольных накопительных схем.
Эти предложения были подвергнуты критике, прежде всего за чрезмерный радикализм. Программа критиковалась за отсутствие идеологии реформы, позволяющей учесть и согласовать интересы подавляющего большинства населения, за недостаточную проработку финансовых механизмов и пенсионных технологий и за ряд других положений.
Результатом дальнейших дискуссий и согласований интересов различных ведомств и институтов стал третий вариант пенсионной реформы, реализация которого началась с 1 января 2002 года.
Суть новой пенсионной схемы заключается в том, что вводится новая формула расчета пенсии и формирование ее из трех составляющих: базовой части, страховой части, накопительной части.
Российский вариант пенсионной системы близок к шведскому варианту - многоукладной модели со смешанным финансированием, сочетающей элементы перераспределительной и накопительной систем социального и личного страхования. Основные проблемные узлы российской пенсионной системы находятся вне ее организационной структуры. Отметим лишь основные причины, влияющие на реализацию реформы.
Пенсионная реформа не решает основной задачи - обеспечение даже не достойного, а более или менее приемлемого уровня жизни пенсионеров. В отличие от других стран мира, подавляющее большинство пенсионеров в России попадает в категорию бедного населения.
Вполне очевидно, что решить проблемы повышения жизненного уровня пенсионеров нельзя даже самой совершенной в организационном плане пенсионной реформой. Главный путь решения — в изменении экономических условий.
В ходе пенсионной реформы даже не ставится задача смягчить переход к рынку для поколений, которые в прошлом были лишены возможности достичь материального благосостояния, достаточного для обеспечения старости, и тем более не имеют такой возможности сегодня. Напротив, вся тяжесть переходного периода возлагается на население пенсионного и предпенсионного возраста.
Пенсионные реформы имеют цену, и вопрос заключается в том, кто и когда платит, насколько открыто или, напротив, замаскированно они проводятся. Всегда встает вопрос “кто должен платить за переход”, поскольку введение в том или ином размере накопительной части всегда означает вычет из пенсионных средств текущего периода, определенное время необходимо финансировать и содержание нынешних пенсионеров, и накопительные взносы.
Почти во всех пенсионных реформах, там, где осуществляется переход к накопительным схемам, защищаются права более старых работников и пенсионеров. В России этот вопрос даже не ставится.
Несмотря на провозглашение страховых принципов, государство полностью оставляет за собой определение величины пенсий. Сам порядок перерасчета накопленных пенсионных прав предполагает сокращение пенсионных обязательств государства перед нынешними пенсионерами и лицами предпенсионного возраста.
Обязательства государства по выплате пенсий четко не определены. Полномочия по установлению пенсий сегодня делегируются Правительству, поэтому будущую пенсию нынешним пенсионерам предвидеть невозможно. В современных пенсионных системах зарубежных стран обязательства государства установлены законодательно.
Пенсионная реформа в России широко не обсуждалась, не разъяснялась и не пропагандировалась. Как показывает мировой опыт, успешные пенсионные реформы всегда являются результатом общественного согласия по поводу распределительных отношений, а также по формам и способам проведения реформ. Перестроить пенсионную систему, не затрагивая всего круга фундаментальных социально-экономических составляющих жизни общества, невозможно. Пенсионная реформа должна быть связана с реформой всей сферы распределительных отношений, прежде всего, оплаты труда.