Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 23:52, реферат
Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами.
Во многом это связано с историей США, которые, в отличие от большинства крупных стран, были образованы лишь в 1776 г. Иммигранты и их потомки сформировали в американском обществе психологию человека, который, чтобы выжить в новых для себя условиях существования, вынужден был надеяться только на себя.
В 1997 году произошло
слияние «МОРГАН СТЕНЛИ» –
одного из крупнейших американских инвестиционных
банков, занимающегося в основном
корпоративными клиентами, с инвестиционным
банком Дин Виттерс, специализирующимся
на частных клиентах, в результате довольно
крупная компания еще более расширилась. Источник: ''
Автор: Татьяна Базарнова, глава администрации московского представительства компании ''МОРГАН СТЕНЛИ ДИН ВИТТЕР''
Дата публикации: 29.03.2001 http://www.hrm.ru
Результативность индивидуального труда зависит не только от компетентности сотрудника. Известный американский психолог В. Врум (Victor Vroom) предложил следующую формулу:
Индивидуальная |
Эта формула
позволяет менеджерам получить гораздо
больше информации о том, что же,
собственно, происходит на рабочем
месте, какие факторы в большей
степени определяют показатели результативности
конкретного работника. Почему эта
формула так важна? Два человека
с различным уровнем
Сегодня уже разработаны достаточно надежные методики для объективного измерения уровней компетентности и мотивации. Для того чтобы проанализировать полученные данные, построим матрицу, осями которой будут компетентность и мотивация. Поскольку результативность зависит от обоих параметров, то мы можем получить четыре различных ситуации (рис. 1):
Рис. 1. Матрица оценки результативности
Представление
итоговых оценок результативности в
виде матрицы помогает менеджерам не
только более объективно оценить
ситуацию в подразделении, но и выявить
тенденции ее изменения, наметить пути
улучшения положения — то есть,
собственно управлятьрезультати
http://www.hr-portal.ru
Опыт
США показал, что распространенными
стали методы собеседований (4/5 фирм),
(2/3 фирм) пользуются наведением справок
и около (1/3 фирм) услугами центров
оценок.
Выделяются следующие этапы замещения
вакантной должности специалиста или
руководителя:
• разработка требований к должности;
в результате дальнейший поиск ограничивается
претендентами, имеющими необходимую
квалификацию для указанной работы;
• широкий поиск претендентов; ставится
задача привлечь для участия в конкурсе
как можно больше кандидатов, отвечающих
минимальным требованиям;
• проверка претендентов с использованием
ряда формальных методов в целях отсева
худших, проводимая кадровой службой;
Отбор на должность из числа нескольких
лучших кандидатур обычно осуществляется
руководителем с учетом заключения кадровых
служб и данных различных проверок и испытаний.
В проведении отбора участвуют линейные
руководители и функциональные службы.
Эти службы должны быть укомплектованы
профессиональными психологами, чтобы
использовать самые современные методы.
Непосредственный руководитель, а иногда
и более широкий круг руководителей участвуют
в отборе на начальном и заключительном
этапах. Им принадлежит решающее слово
при установлении требований к должности
и выборе конкретного работника из числа
отобранных кадровой службой.
Найму работника предшествует четкое
представление о функциях, которые он
будет исполнять, задачах и должностных
обязанностях, правах и взаимодействиях
в организации. Исходя из заранее сформулированных
требований, выбирают подходящих людей
на конкретную должность, и их соответствию
этим требованиям придается большое значение.
В этом отношении философия отбора персонала
на американских фирмах отличается от
философии современной японской системы
управления. В известном смысле, в японских
фирмах организацию приспосабливают к
человеку. При отборе работников в меньшей
степени, чем в США, обращают внимание
на специальные знания, навыки и практический
опыт, необходимые для немедленного вхождения
в должность, сосредоточивая внимание
на личностном потенциале и качестве образования.
Объясняется это тем, что японский рабочий
или служащий принимается в организацию,
как правило, на очень длительный срок.
Даже выпускники лучших вузов в Японии
первоначально зачисляются на рядовые
должности. Специальное обучение в части
приобретения конкретных производственных
навыков и опыта происходит на самой фирме.
Отбор в высшее и среднее звено управления
также проводится преимущественно из
работников самой фирмы и с учетом принципа
старшинства. Вся система работы с кадрами
в крупных фирмах приспособлена к пожизненному
найму.
При всей перспективности японской модели
очевидно, что за редким исключением она
не может быть рекомендована и реализована
в нынешней ситуации экономического кризиса
и неопределенности условий хозяйственной
деятельности отечественных организаций.
В практике работы с кадрами руководителей
выделяют четыре принципиальные схемы
замещения должностей: замещение опытными
руководителями и специалистами, подбираемыми
вне организации, замещение молодыми специалистами,
выпускниками вузов; продвижение на вышестоящую
должность собственных сотрудников, имеющее
целью заполнение образовавшейся вакансии,
а также сочетание продвижения с ротацией
в рамках подготовки резерва руководителей.
При отборе на должности руководителей
исходят из необходимости поиска кандидатов,
в наибольшей степени отвечающих всем
предъявляемым требованиям. Организации
сегодня предпринимают серьезные усилия
по развитию собственных сотрудников,
повышению их квалификации и практической
подготовке к воспитанию у них большей
ответственности. Однако при этом в организации
возможна нехватка квалифицированных
кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую
работу с резервом) считается необходимым
замещение должностей руководителей и
специалистов проводить на конкурсной
основе, т.е. рассмотрением нескольких
кандидатур на место, желательно с участием
внешних кандидатов.
При отборе на должность из числа работников
организации важно иметь в виду, что оценка
их деятельности не дает полной информации
о возможностях работника при продвижении
на вышестоящую должность или переводе
на какую-то иную. Многие работники теряют
эффективность при перемещении с одного
уровня на другой или с работы функционального
характера на должность линейного руководителя
и наоборот. Переход от работы с однородными
функциями на работу с функциями разнородными,
от работы, ограниченной главным образом
внутренними отношениями, на работу с
многочисленными внешними связями, все
эти перемещения предполагают значительные
изменения, которые ослабляют ценность
итогов оценки деятельности как показателя
будущих успехов.
В американской практике признано, что
правильные кадровые решения не могут
быть найдены до тех пор, пока требования
к должности не определены настолько хорошо,
что отдельные кандидаты могут быть соизмеримы
относительно установленных нормативов.
При определении требований к кандидатам
на должность руководителей в американских
фирмах базируются на правилах, которые
можно сформулировать следующим образом.
1. Всякий выбор должностного лица есть
неизбежный компромисс даже лучшие работники
имеют недостатки, ключом к отбору должно
служить ясное представление о том, какие
качества являются действительно необходимыми
для данной должности, а какими при необходимости
можно пренебречь.
2. Разные комбинации качеств могут быть
равноценными для исполнения должности.
3. Руководители и специалисты должны обратить
внимание на часто допускаемую ошибку
и при установлении требований к должности
проводить четкое различие между качествами,
которые нужно обязательно иметь перед
поступлением на работу, и теми, которые
можно приобрести уже после поступления.
Не следует вводить без необходимости
дополнительных требований к квалификации.
В отношении должности, на которую мало
претендентов, это особенно нежелательно.
В таких случаях требования к должности
надо ограничить качествами, при отсутствии
которых кандидат не сможет выполнять
работу.
4. Повышение требований к качествам сегодня
может сказаться на недооценке общего
потенциала работника и квалификации,
на которую будет предъявлен спрос в будущем.
5. Четкое определение требований к должности
должно исключить неизбежный субъективизм
оценок.
6. Чем большее число, в разумных пределах,
кандидатов рассматривается на каждую
должность, тем больше вероятность того,
что отбор даст позитивные результаты;
чем меньше кандидатов, тем вероятнее
придется пойти на серьезный компромисс
по ряду важных качеств.
7. При определении квалификационных требований
для должности, входящей в состав высшего
руководства или другой команды руководителей,
можно попытаться компенсировать отдельные
слабые стороны этой команды, обусловленные
профессиональными и личностными характеристиками
ее членов, сформулировав соответствующие
дополнительные требования к кандидату.
Исследования показывают, что климат организации,
характеры других членов руководства
также обусловливают специфические черты,
необходимые кандидатам на должность.
Отбор кандидатов на вакантную должность
осуществляется из числа претендентов
на вакантную должность руководителя
или специалиста управления с помощью
оценки деловых и личностных качеств кандидатов.
При этом используются специальные методики,
которые учитывают систему деловых и личностных
характеристик, охватывающих следующие
группы качеств:
1) общественно-гражданская зрелость;
2) отношение к труду;
3) уровень знаний и опыт работы;
4) организаторские способности;
5) умение работать с людьми;
6) умение работать с документами и информацией;
7) умение своевременно принимать и реализовывать
решения;
8) способность увидеть и поддержать передовое;
9) морально-этические черты характера.
Первая группа включает следующие качества:
способность подчинять личные интересы
общественным; умение прислушиваться
к критике, бьпъ самокритичным; активное
участие в общественной деятельности;
обладание высоким уровнем политической
грамотности.
Вторая группа объединяет следующие качества:
чувство личной ответственности за порученное
дело; чуткое и внимательное отношение
к людям; трудолюбие; личная дисциплинированность
и требовательность к соблюдению дисциплины
другими; уровень эстетики работы.
Третья группа включает такие качества:
наличие квалификации, соответствующей
занимаемой должности; знание объективных
основ управления производством; знание
передовых методов руководства; стаж работы
в данной организации (в том числе в руководящей
должности).
В четвертую группу входят следующие качества:
умение организовать систему управления,
свой труд; владение передовыми методами
руководства; умение проводить деловые
совещания; способность к самооценке своих
возможностей и своего труда; способность
к оценке возможностей и труда других.
Пятая группа включает такие качества,
как умение работать с подчиненными; умение
работать с руководителями разных организаций;
умение создавать сплоченный коллектив;
умение подобрать, расставить и закрепить
кадры.
В шестую группу входят качества: умение
коротко и ясно формулировать цели; умение
составлять деловые письма, приказы, распоряжения,
четко формулировать поручения, выдавать
задания; знание возможностей современной
техники управления и умение использовать
ее в своем труде, умение читать документы.
Седьмая группа представлена следующими
качествами: умение своевременно принимать
решения; способность обеспечить контроль
за исполнением решений; умение быстро
ориентироваться в сложной обстановке,
разрешать конфликтные ситуации; способность
к соблюдению психогигиены, умение владеть
собой; уверенность в себе.
Восьмая группа объединяет качества: умение
увидеть новое; распознавать и поддерживать
новаторов, энтузиастов и рационализаторов,
распознавать и нейтрализовать скептиков,
консерваторов, ретроградов и авантюристов;
инициативность; смелость и решительность
в поддержании и внедрении нововведений;
мужество и способность идти на обоснованный
риск.
В девятую группу входят такие качества,
как честность, добросовестность, порядочность,
принципиальность; уравновешенность,
выдержанность, вежливость; настойчивость;
общительность, обаятельность; скромность,
простота; опрятность и аккуратность внешнего
вида, хорошее здоровье.
В каждом конкретном случае из этого списка
выбираются (при помощи экспертов) те позиции,
которые важнее всего для конкретной должности
и организации, и добавляются к ним специфические
качества, которыми должен обладать претендент
на эту конкретную должность. Отбирая
важнейшие качества для определения требований
к кандидатам на ту или иную должность,
следует отличать качества, которые необходимы
при поступлении на работу, и качества,
которые Можно приобрести достаточно
быстро, освоившись с работой после назначения
на должность.
После этого экспертами проводится работа
по определению наличия качеств у кандидатов
на вакантную должность и оценке степени
обладания ими каждым кандидатом (по каждому
качеству). Кандидат, в наибольшей степени
обладающий всеми необходимыми для вакантной
должности качествами, занимает эту должность.
Чтобы правильно определить критерии
отбора, следует ясно сформулировать качества
работника, необходимые для соответствующего
вида деятельности. Критерии следует формировать
так, чтобы они всесторонне характеризовали
работника: опыт, здоровье и личные характеристики.
Эталонные уровни требований по каждому
критерию разрабатываются исходя из характеристик
сотрудников организации, хорошо справляющихся
со своими обязанностями.
Большинство нанимателей отбирают работников,
оценивая их по полученному ими образованию.
При равных показателях работодатели
предпочитают большее образование меньшему.
Однако эти характеристики должны быть
увязаны с успехами на работе, а критерии
образованности должны непременно сравниваться
с требованиями выполняемой работы. Работодатель
должен изучить продолжительность и содержание
образования, его соответствие предполагаемой
деятельности.
Практический опыт является важнейшим
критерием уровня квалификации работника.
Поэтому большинство работодателей отдают
предпочтение работникам с опытом. Одним
из способов измерения опыта работы в
организации является установление трудового
стажа, отражающего время, на протяжении
которого человек работал в данной организации.
Трудовой стаж измеряется различными
способами: общим временем работы в данной
организации, временем работы на определенной
должности и т.д.
Существуют многие виды работ, требующие
от исполнителя определенных физических
качеств, обычно сводящихся к выносливости,
силе, здоровью. С этой целью следует выявить
физические и медицинские характеристики
преуспевающих работников и использовать
эти данные как критерии, но только в том
случае, если все или большинство работников
им соответствуют.
Одной из важнейших личностных характеристик
работника является его социальный статус.
Семейный, степенный работник способен
на более высококачественную работу, чем
холостяк.
Второй важной личностной характеристикой
претендента является его возраст. Любой
конкретный критерий отбора работников,
основанный на возрасте, должен быть тщательно
изучен в отношении преуспевающих работников,
занятых в организации. Слишком молодые
и старые по возрасту работники должны
подвергаться тщательному отбору.
Работодатели могут предпочитать определенные
типы личности для выполнения различных
работ. Например, предпочитать общительных
людей замкнутым. Выдающиеся личностные
качества особенно необходимы работникам,
общающимся с клиентами.
Одним из способов отбора претендентов,
соответствующих всем требованиям, и выбора
наиболее подходящих из кандидатов является
тестирование заявителей в условиях, максимально
приближенных к рабочим. Для доказательства
соответствия работника условиям работы
необходимо быть уверенным, что тест действительно
измеряет ту или иную черту характера
и что данная черта характера действительно
необходима в деятельности рассматриваемого
работника. Доказать такое соответствие
бывает очень сложно.
Поэтому практикой выработаны схемы по
отбору персонала, широко использующие
три обязательных требования для доказательства
такого соответствия:
• анализ рабочего процесса должен выявить
тот стиль работы и те показатели, которые
наиболее подходят для высокого качества
выполнения данной работы;
• с помощью теста нужно измерить только
один из таких показателей;
• необходимо доказать, что данная черта
характера действительно связана с качеством
работы и важна для занятия данного поста.
Соответствие метода отбора каким-либо
конкретным требованиям или условиям
определяет степень точности, с которой
метод отбора выявляет конкретные способности
претендента, соответствующие отдельным
важным элементам стиля работы. Качество
выполняемой при тестировании работы
оценивается в соответствии с требованиями
к настоящей и последующей работе.
Используются два вида показателей соответствия
критериям показатели предполагаемого
и действительного соответствия.
Определить предполагаемое соответствие
можно с помощью тестов. Например, предложить
заявителям на место страхового агента
выполнить серию операций (большое число
тестов дается с целью получить по меньшей
мере один достаточно обоснованный результат).
Результаты тестов сохраняют в тайне.
Решение по найму принимается без их просмотра.
Они не оглашаются до тех пор, пока принятый
работник не накопит минимальный опыт
работы, чтобы они не могли повлиять на
оценку ее качества. Предположим, что страховой
агент становится опытным, умелым работником
через 15 месяцев. Оценка качества его работы
проводится лишь по истечении этого времени,
а затем результаты оценки сравниваются
с результатами тестов, до тех пор державшимися
в тайне. В дальнейшем для принятия решения
по отбору будут использоваться лишь те
тесты, с помощью которых в наибольшей
степени получено совпадение с показателями
работника, уже приобретшего опыт. Именно
эти тесты для оценки предполагаемого
соответствия кандидатов и будут применяться
ко всем желающим занять место страхового
агента, а результаты тестов будут существенно
помогать при вынесении решений по набору.
Итак, проанализировав
все вышеизложенное, можно сделать
следующие выводы и предложения:
Американская модель управления персоналом
предполагает первоначальное определение
профессионально-
При приеме
на работу все кандидаты проходят
тестирование для выявления профессиональной
подготовки. Обычно каждая фирма разрабатывает
свои критерии отбора и порядок найма
работников. После приема на работу
проводится процедура введения в
должность, когда работника знакомят
с его обязанностями по инструкциям,
соответствующим его узкой
В американских
фирмах увольнение персонала, включая
менеджеров, всегда сопровождается серией
оценочных и воспитательных приемов,
за исключением экстремальных