Определение стандартизации, её задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:10, реферат

Описание работы

Целью данной работы является формирование основополагающих знаний, умений и навыков, отражающих динамику современных преобразований в указанных областях деятельности.
Работа состоит из введения, основной части и списка используемой литературы.

Содержание

Введение
1. Сущность и задачи стандартизации. Виды стандартизации
2. Основные понятия стандартизации
3. Испытание и контроль качества товаров
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

стандартизации.docx

— 93.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

 
 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ФИЛИАЛ  В Г. ПАРТИЗАНСКЕ

 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Экономическая теория»

специальность 080507.65 менеджмент организаций

 

на тему «Определение стандартизации, её задачи»

 
 
 
 
 
 
 
              Выполнил  студент гр.  4 (5) МО  
              Я.В. Пак
                

                Проверил

               
               
               
              Е.А. Баранов
 
 

                                   

 
 
 
 

                                                         

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Партизанск

2011

 
 
 

Содержание

 

Введение

1. Сущность  и задачи стандартизации. Виды стандартизации

2. Основные  понятия стандартизации

3. Испытание  и контроль качества товаров

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

Введение

 

Комфортность  сферы жизни человека определяется качеством окружающих его товаров, работ и услуг. Качество стало  определяющим для потребителей во всех странах мира. Именно качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Однако потребительские  требования, предъявляемые к качеству продукций, постоянно изменяются в  зависимости от покупательной способности  населения, уровня конкуренции, климатических  условий, культурных традиций и многих других факторов. Поэтому для обеспечения  успешного бизнеса необходимо управлять  качеством продукции и услуг, уметь количественно оценивать  и анализировать их показатели, прогнозировать влияющие на них процессы.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг. Знание основ этих трех областей деятельности и умение применять эти знания в практической жизни позволяют  иметь достоверную, обоснованную и  объективную информацию, а также  обеспечивают возможность повышения  качества товаров, работ и услуг  в рамках современных технологий и уровня научного потенциала человеческого  разума.

Целью данной работы является формирование основополагающих знаний, умений и  навыков, отражающих динамику современных  преобразований в указанных областях деятельности.

Работа  состоит из введения, основной части  и списка используемой литературы.

 

 

1. Сущность стандартизации. Виды стандартизации

 

Стандартизация – работа по установлению и применению правил с целью упорядочения деятельности в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии, принимая во внимание рабочие условия и требования техники безопасности.

     Объект стандартизации (согласно ГОСТ Р 1.0) – продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации (рис. 1).

 

     Рисунок 1. – Классификация объектов стандартизации

 

     В процессе трудовой деятельности специалисту  приходится решать систематически повторяющиеся  задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач.

     Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

     Выделяют  четыре этапа работ по стандартизации: отбор объектов стандартизации; моделирование объекта стандартизации; оптимизация модели; стандартизация модели. Рассмотрим механизм стандартизации на примере (рис. 2)

     1. Отбор объектов стандартизации. Существует определенная совокупность  объектов и действий с ними: А; Б; В; Г; Д; Ж; 3; И; К... Допустим, в учреждении используется определенный набор типов организационно-распорядительных документов – приказов, докладных записок и т.д. Некоторые из них составляются систематически, другие – в разовом порядке: А; Б; В; Г; Б; Д; А; Ж; Б; 3; А; Б; Объектом стандартизации становятся повторяющиеся объекты – Б и А, в нашем примере – отдельные типы документов.

     2. Моделирование объекта стандартизации (например, объекта Б). Нужно учесть, что процессу стандартизации  подвергаются не сами объекты  как материальные предметы, а  информация о них, отображающая  их существенные стороны (признаки, свойства), т. е. абстрактная модель  реального объекта. Например, для  организационно-распорядительного  документа такими признаками  являются: состав реквизитов 1) наименование  организации, 2) наименование документа...; оформление реквизитов 1) форма, 2) содержание... п, месторасположение; требования к документу 1) к учету, 2) к использованию... п, к хранению.

     3. Оптимизация модели. В разных  организациях варианты исполнения  объекта, т. е. документа Б, могут быть разными: Б1, Б2, Б3... БП. В частности, возможны разный состав реквизитов, различное их оформление, использование разных бланков и т.д. Задача стандартизаторов – унифицировать документ, отобрав наилучший вариант состава реквизитов, необходимый уровень оформления, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение достигается общенаучными методами и методами стандартизации (симплификация, типизация и пр.). В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизируемого объекта.

     4. Стандартизация модели. На заключительном  этапе осуществляется собственно  стандартизация – разработка  нормативного документа на базе  унифицированной модели.

 

     

     Рисунок 2. – Механизм стандартизации

 

     Из  рассмотренного механизма становится понятна сущность стандартизации, которая  отражена в следующем определении: «стандартизация – это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач (ИСО/МЭК 2).

     Непосредственным  результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ Р 1.0).

     Применение  нормативного документа является способом упорядочения в определенной области, отсюда нормативный документ –  средство стандартизации.

     Термин  «нормативный документ» является родовым, охватывающим такие понятия, как  стандарты и иные нормативные  документы по стандартизации – правила, рекомендации, регламенты, общероссийские классификаторы.

     В зависимости от сферы действия различают  стандарты разного статуса или  категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный  стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт отрасли, стандарт научно-технического или инженерного общества, стандарт предприятия.

     К международным стандартам относятся стандарты Международной организации по стандартизации – ИСО, Международной электротехнической промышленности – МЭК, Международный союз электросвязи – МСЭ, Европейская экономическая комиссия – ЕЭК ООН, Международный союз по атомной энергии – МАГАТЕ.

     В практике международной стандартизации основное значение при разработке стандартов на продукцию придается установлению единых методов ее испытаний, требований к маркировке, терминологии. Международными стандартами также устанавливаются требования к продукции с точки зрения безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.

     В рамках ЕС действует техническое  законодательство, представленное постановлениями  и директивами Совета ЕС, а также  евростандартами. Евростандарт направлен на обеспечение конкретной директивы, имеет обязательный характер и называется гармонизированным стандартом и маркируется знаком СЄ.

     Стандарты СНГ – это региональные стандарты – ГОСТ, существующие как категория нормативных документов с 1992 г. В рамках крупных государств функционируют национальные стандарты: BSI Британского института стандартов, NF Французской ассоциации по стандартам, DIN Немецкого института стандартизации и т.д. К нормативным документам по стандартизации в России согласно закону «О техническом регулировании» относятся: национальные стандарты; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; нормы, правила и рекомендации по стандартизации; стандарты организаций. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы представляют собой национальную систему стандартизации.

 

2. Основные понятия  стандартизации

 

     Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

     Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

     Правила – документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.

     Рекомендации – документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.

     Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

     Технические условия – нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.

     Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)

     К техническим регламентам относятся:

     законодательные акты, постановления Правительства  Российской Федерации, содержащие требования, нормы, технические характеристики;

     государственные стандарты РФ и межгосударственные стандарты в части устанавливаемых  в них обязательных требований;

     нормы и правила федеральных органов  исполнительной власти, в компетенцию  которых (в соответствии с законодательством  РФ) входит установление обязательных требований (например, Строительные нормы  и правила – СНиП Госстроя России;

Информация о работе Определение стандартизации, её задачи