Определение менеджмента и его задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:40, реферат

Описание работы

Выполнение управленческих функций является необходимым условием для организации, собирающейся добиться определенного успеха. Дошедшая до наших дней история свидетельствует о существовании мощных древних организаций и достаточно умелом управлении ими. Характерно, что до начала ХХ века практически никто не задумывался о системном управлении организацией. В первую очередь людей интересовали меркантильные интересы, а не проблемы развития и успешного функционирования организации

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

           Выживание каждой  из них зависит  от внешнего мира. Даже для монастыря  необходимо, чтобы  туда приходили  люди, поступали продукты, поддерживался контакт  с основавшей его  церковью.

           Любая сложная  система состоит из подсистем. Подсистемами считаются социальные и технические составляющие организации. Подсистемы также могут состоять из своих подсистем. В силу этой взаимосвязи неправильное функционирование даже маленькой подсистемы может привести к сбою в работе

всей  организации.

           Модель организации  как открытой системы  состоит из трех  компонентов: 

а) вход; б) преобразования и в) выход. Под  входом (а) понимаются информация, материалы, капитал, трудовые ресурсы. Обработка и преобразование входов (б) зависит от эффективности управления. Если организация управления эффективна, то на выходе (в) процесса преобразования образуется продукция или услуги, добавочная стоимость. В результате появляются дополнительные выходы: социальная ответственность, доля рынка, рост организации, удовлетворенность работников.

           Однако, теория систем  сама по себе  не говорит руководителям,  какие же именно  элементы организации  как системы особенно  важны. Она не  определяет основные  переменные, влияющие  на функцию управления, не говорит, как окружающая среда влияет на результаты деятельности организации. Очевидно, что руководители должны это знать для того, чтобы применять теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, который явился логическим продолжением подхода системного.

  Ситуационный подход.

Ситуационный  подход внес большой  вклад в теорию менеджмента за счет создания возможности  прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Его центральным понятием является ситуация как конкретный набор обстоятельств, максимально влияющих на организацию в данное время. Исследование конкретной ситуации позволяет руководителю лучше понять, какие приемы будут наиболее эффективны при достижении цели организации. Сама идея ситуации впервые введена в менеджмент Мэри Фоллет, которая еще в 20-е годы говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что различные ситуации требуют различных типов знаний, а человек, обладающий знаниями применительно только к одной к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, халифом на час.

          Как и системный,  ситуационный подход  признает, что хотя  общий процесс  одинаков, специфические  приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьироваться. Например, все организации должны создавать структуры, чтобы добиться своих целей. Существует множество различных способов построения организационных структур, а структура организации является логическим завершением функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации.

           Ситуационный подход  стремится связать  конкретные приемы  и концепции с  реальной ситуацией для того, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации. Он концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций, пытается определить значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

            Методологию ситуационного  подхода можно  рассмотреть как  четырехшаговый процесс:

Руководитель  должен быть знаком со средствами профессионального  управления, которые  доказали свою эффективность. Это подразумевает  понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решения.

Каждая  из управленческих концепций  и методик в  конкретной ситуации имеет свои сильные  и слабые стороны  или сравнительные характеристики. Руководитель обязан уметь предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные) от применения данной методики или концепции.

Руководитель  должен уметь правильно  интерпретировать ситуацию. Для этого нужно  определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

Руководитель  должен уметь увязывать  конкретные приемы с  конкретной ситуацией, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным в условиях существующей обстановки путем.

  Успех ситуационного  подхода в значительной  мере зависит от  правильности выполнения 3-го  шага. Иначе невозможно  полностью оценить  сравнительные характеристики  или приспособленность  метода к ситуации. Менеджеры в состоянии рассмотреть только те факторы, которые наиболее значимы для организации, которые скорее влияют на ее успех.

Достоинства и недостатки этих подходов.

Практика  управления имеет  древнюю историю, но научной дисциплиной  управление стало лишь в ХХ веке. Школа научного управления (видные представители – Ф.У.Тейлор, Френк и Лилия Гилбрст, Г. Гант) сконцентрировала свое внимание на проблеме изменения организации работ для повышения производительности труда на конкретном рабочем месте. Классическая или административная школа управления – 1920 – 1950 гг. – пыталась определить более широкие и универсальные принципы управления организацией (видные представители – Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни). Точка зрения бихевиаристской школы (или школы человеческих отношений, видными представителями которой в 1930 – 50 гг. были Мери Паркер Фолетт и Элтон Мэйо, позднее – Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг, а исследования Абрахама Маслоу и других психологов помогли им понять причины основных проблем) заключается в том, что понимание человеческих потребностей и социальное взаимодействие имеет ключевое значение для достижения успеха организацией.

    Эти школы внесли ощутимый вклад в развитие менеджмента, но, отстаивая «единственный лучший способ», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду. Ни одна из них не гарантировала полного успеха.

     Школа науки управления (1950 г. и по н.в.), использующая количественные методы, никогда не претендовала на свою исключительность и ставила цель оказать помощь в принятии решения. В настоящее время ощущается возрастание ее влияния на управленческую мысль

    Процессный подход в управлении, возникший в рамках классической школы, применим для всех организаций. Основными функциями в процессном подходе считаются функции планирования, организации, мотивации и контроля. Основной недостаток – полная зависимость организации от личности руководителя и полноты информационного поля, сосредоточение внимания только на каком-либо одном важном элементе, неумение видеть целое за частным.

    Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителю понять взаимосвязь между отдельными частями организации, между организацией и средой. Эта теория помогла также интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления. Основной недостаток – теория систем не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления, не говорит о влиянии окружающей среды на результаты деятельности организации.

   Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию. Он утверждает, что методики и концепции управления должны быть адекватны конкретной ситуации. Основной недостаток данного подхода –  в расчет могут быть взяты только те факторы, которые наиболее значимы для организации и ее руководителя. Но, как известно, идеальных людей, так же, как и идеальных отношений, не существует. Поэтому возможны проблемы морального плана.  
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  По моему мнению, менеджмент –  это синтез науки  (теории, концепции,  принципы) и искусства  (опыт и навыки). Зачем отрицать  достижения науки  и «изобретать  велосипед», используя  уже устаревший  метод проб и  ошибок. Молодому  руководителю всегда  необходимо начинать с анализа, отбора и применения на практике знаний, а умение и опыт – при желании – дело наживное. Метод проб и ошибок допустим только при инновациях, но при этом всегда должен быть оправдан с точки зрения целеполагания. Конечно, есть гении, которые чисто интуитивно выходят на действенные результаты, но в основном искусство управления – умение выбирать единственно правильное решение и прогнозировать результаты деятельности – приходит с годами, на основе применения достижений науки и практического опыта. Американский менеджмент создал двенадцать заповедей хорошего руководителя, которые можно найти в любом практическом руководстве по менеджменту. Природные данные, личный опыт, большая или меньшая приверженность той или иной менеджерской заповеди, оптимальный стиль своей деятельности – это те элементы мозаики, из которой строится неповторимый облик незаурядного управленца.

            Моему руководителю  в своей работе  приходится выполнять  множество функций.  Ему необходимо  спланировать, организовать, скоординировать, проконтролировать и дать оценку определенному виду работы. Все это можно выполнить более качественно, если применить функции мотивации, коммуникации и подбора персонала. На каждом этапе работы необходимо принять решение, представить проект и провести переговоры, при необходимости заключить сделку. Для того чтобы выполнить все эти функции качественно и в срок, моему руководителю необходимо иметь «семь голов» и работать 25 часов в сутки. Поправить такое положение можно при условии делегирования части своих прав и ответственности наиболее подготовленным сотрудникам.

Например, при составлении  бюджета руководитель прогнозирует уровень  объема доходов и  расходов, анализирует  и проверяет предложения  по бюджету, распределяет ресурсы внутри организации.

Отделы  занимаются подготовкой  оперативных смет и корректируют их после анализа  и проверки руководством, готовят итоговые бюджеты с постатейным  учетом ресурсов и  использованием фондов. Окончательно эти  подробные расчеты  сопоставляются с  производительностью конкретного работника или отдела, чтобы определить возможности руководства выполнить контрольные показатели.

Практически все функции менеджмента  в той или иной степени применяются  для решения поставленной задачи.

             Системный подход  к управлению в  моей организации,  надеюсь, строится  на научной основе  и может быть  понятен из нижеприведенной  схемы:

Информация о  возможностях и опасностях для организации (конкуренты, потребители, законы, политика, технология, социокультурные изменения).

Руководители         Общаются  и принимают решения  
чтобы

выпол-нять

Функции планирования, организации, мотивации и контроля для

того,   чтобы

Координировать  усилия людей и  использование ресурсов  
Чтобы достичь
Целей организации

 
 

Информация о силе и слабости организации
 

Здесь приведен процесс  управления с точки  зрения открытой системы, которой и является организация. Структура  организации, состоящая  из отделов (подсистем), поведение руководителя и типы поведения в группах позволяют прогнозировать функционирование всей организации.

Информация о работе Определение менеджмента и его задачи