Определение и сущность менеджмента как науки и практики управления человеческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть основные аспекты сущности менеджмента, как науки и постараться продемонстрировать возможность использования определенных принципов и концепций менеджмента.
Объектом моей курсовой работы является определение сущности и разновидности менеджмента, теоретическое и практическое применение менеджмента в повседневной жизни.

Содержание

Введение
Глава 1
1.1.Менеджмент – как наука управления (история возникновения).
1.2.Сущность менеджмента.
1.3. Основное содержание общих целей и ограничений.
1.4. Классификация и виды целей.
1.5. Функции менеджмента.
1.6. Организационная структура и ее виды.
1.7. Система стимулирования.
1.8. Этапы принятия управленческих решений.
1.9.Методы менеджмента, их состав и особенности.
Глава 2
2.1.Оценка эффективности управления.
2.2.Характерные черты современного менеджмента.
2.3.Особенности российского менеджмента.
4.Заключение.
5.Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

осн.мен.курс.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Российский  Государственный  Социальный Университет

Факультет социального управления

Кафедра социального менеджмента  и туризма

Специальность менеджмент организации (музыкальный  менеджмент, менеджмент кино и телевидения, СМИ) 080507.65 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

«Основы менеджмента»

     на  тему:

     «Определение  и сущность менеджмента как науки  и практики управления человеческой деятельности» 
 
 

                                       Выполнил работу: студентка 2 курса

                                                                                                        Группы МОМ-Д-2-2

     Заусаева  Е.А.

Научный руководитель: кандидат  экономических  наук, профессор, Мясоедов В. П. 
 
 
 
 
 

Москва 2011

Содержание:

  1. Введение
  2. Глава 1

1.1.Менеджмент  – как наука управления (история  возникновения).

1.2.Сущность менеджмента.

1.3. Основное  содержание общих целей и ограничений.

1.4. Классификация  и виды целей.

1.5. Функции менеджмента.

1.6. Организационная  структура и ее виды.

1.7. Система стимулирования.

1.8. Этапы принятия  управленческих решений.

1.9.Методы менеджмента, их состав и особенности.

  1. Глава 2

2.1.Оценка эффективности управления.

2.2.Характерные  черты современного менеджмента.

2.3.Особенности  российского менеджмента.

4.Заключение.

5.Список используемой литературы.

 

Введение

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало нередким и другое – «менеджмент организации или предприятия». В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые.

Содержание понятия  «менеджмент» раскрывается широко и  многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления  или контроля; это искусство управления и руководства; это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал. Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.

Актуальность  темы работы заключается в том, что, во-первых, в условиях рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм менеджмента, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.

Во-вторых, одна из главных задач предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления хозяйственным процессом, обеспечивающих активизацию всех факторов и достижение наилучших производственных результатов.

Цель  данной работы: раскрыть основные аспекты сущности менеджмента, как науки и постараться продемонстрировать возможность использования определенных принципов и концепций менеджмента.

            Объектом моей курсовой работы является определение сущности и разновидности менеджмента, теоретическое и практическое применение менеджмента в повседневной жизни.

              Предметом же то, каким образом осуществляется применение теорий менеджмента на практике.

Первая часть  моей работы посвящена рассмотрению теоретической сущности менеджмента, его вариации и основных принципов. Вторая же часть неотъемлемо связана с теоретическим курсом, а так же показывает практическое применение менеджмента в современном мире, в частности, менеджмента в России.

 

Глава 1

1.1.Менеджмент  – как наука  управления (история  возникновения).

Понятие об управлении как искусстве, т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда  границы мира искусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь отчетливо. Понимание менеджмента  как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, – это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников. 

В конце XX  века  в  нашей  стране  произошли  серьезные  экономические

преобразования: изменились отношения собственности, а вместе с ними  –  цели

деятельности  организаций,  механизмы  их  взаимодействия.  Административно-

командная система  управления  ушла  в  прошлое.  Существенно  возросла  роль

управляющих структур. Поэтому  знание  менеджмента  сегодня  необходимо  для

управленцев разных уровней. Но, прежде  чем  начать  изучать  его  различные

направления необходимо разобраться в содержании термина.

Можно ли одной  фразой определить, что такое менеджмент? Это  ничуть  не

проще, чем определить, например, что такое “любовь”. Менеджмент  –  необычно

сложное явление, которое охватывает  огромный   спектр  самых разных  видов

человеческой  деятельности от  промышленности  до  политической  борьбы,  от

спорта до социальных движений. Термин трактуется очень  широко. Дело в  том,

что как социально-экономическое  учение  менеджмент  возник  только  в  конце

прошлого века. Промышленная революция  XVII-XIX  веков  сделала  необходимым

научный подход к управлению. Но сама теория управления – относительно  новое

явление в истории  бизнеса.  Первые  попытки  привести  в  систему  имеющиеся

знания в сфере  управления экономикой  и  производством  связывают  с  именем

Генри Р. Тауна, основателя и президента “Эйле  энд  Таун  Манифактуринг”.  В

1886 году он  писал, что менеджмент является  областью  изучения,  равной  по

важности инженерному делу.  Таун  отмечал,  что  у  менеджеров  нет  научной

дисциплины, в  рамках  которой  накопленный  опыт  систематизировался  бы  в

 Рассматривая  развитие теории и практики  управления, выделяют несколько  исторических периодов.

I. Древний период 9-7 тыс. лет до н. а, примерно до XVITI в.

II. Индустриальный  период (1776-1890 IT.).

III. Период систематизации (1856-1960 гг.).

IV. Информационный  период (1960 г. - по настоящее время).

В истории менеджмента  выделяют три основных школы  теории

управления:

-Классическая  школа (представители - Ф.  Тейлор,  Ф.  и  Л.  Гилбретт,  А.

Файоль и М. Вебер).

-Школа человеческих  отношений (М.П. Фоллетт, Э. Мэйо, О. Шелдон и др.).

-Школа науки  управления (Барнард Ч.И. и др.).

Эти школы возникли в разные исторические периоды. Все они первоначально

были   ориентированны   только   на   производственно-хозяйственную    сферу

деятельности, их открытия использовались в текущей  управленческой  практике.

Но сегодня  принципы  научного  управления  применяют  далеко  за  пределами

производства. Произошла  интеграция понятия “менеджмент”. 

1.2. Сущность менеджмента

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для  побуждения действий, соответствующих  достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис.1).   

Рис. 1. Кольцо управления

Управление включает три аспекта: 
- «кто» управляет «кем» (институциональный аспект); 
- «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект); 
- «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

Пожалуй, центральным  моментом роли менеджера в управлении является понимание им своей общей компетенции. Ясно, что общая компетенция менеджера не может представлять из себя простую сумму частных компетенций сотрудников. Однако эти компетенции безусловно связаны друг с другом. Менеджер должен обладать той суммой знаний из частных компетенций, которая позволяет принимать ему оперативные и стратегические решения, т.е. знать основы взаимозависимости частных компетенций, их значимость в бизнес-процессе, ключевые ресурсные ограничения и риски¨, связанные с ними.

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения, они выполняющие следующие основные задачи в управлении: 
- сопоставление существующего состояния с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»); 
- формирование руководящих требований к действиям («Что надо сделать?»); 
- критериев принятия решений («Какой путь лучший?»); 
- инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.2).

Рис. 2. Сущность менеджмента

1.3. Основное содержание  общих целей и  ограничений

Цели и ограничения  по смыслу очень близки друг другу.

Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения.

Ограничение - конкурирующая главной цель из разряда второстепенных, противоречащая ей, достижение которой нежелательно.

Классификация целей может осуществляться: 
- по охватываемой сфере (общая, частная цели); 
- по значению (главная, промежуточная, второстепенная); 
- по количеству переменных (одно- и многоальтернативная); 
- по предмету цели (рассчитана на общий или частный результат).

Типичные результативно-хозяйственные  цели: 
- стремление к доходу; 
- стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи); 
- стремление к увеличению оборота; 
- стремление к снижению расходов.

Кроме того, могут  иметь место общественные, социальные цели.

Ограничения могут  задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов).

Формулировка  целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При  этом следует четко определить: 
- содержание цели; 
- ее размер (максимум, минимум, уровень); 
- временные параметры; 
- пространственные характеристики; 
- персональную привязку; 
- ранг в иерархии целей.

Пример. Зам. руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 2005г. (временная привязка) на территории Ростовской обл. (пространственная привязка) путем продажи продукции (содержание) увеличить оборот фирмы (содержание) не менее чем на 20% (размер цели).

Как правило, цель ставится не одна, а в группе с  многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).

Горизонтальные связи могут быть: 
- идентичными (реализация одной приводит к реализации другой); 
- комплементарными (гармония - осуществление одной способствует осуществлению другой); 
- индифферентными (нейтралитет - между целями нет связи); 
- конкурентными (конфликт); 
- антагонистичными (взаимоисключение).

Информация о работе Определение и сущность менеджмента как науки и практики управления человеческой деятельности