Операционный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:44, лекция

Описание работы

Термины «управление операциями», «операционный менеджмент», «управление производством», и «производственный менеджмент» равнозначны и взаимозаменяемы.
Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы.
Производство это целенаправленная деятельность по созданию чего-либо полезного.
Производственная система это целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию.

Работа содержит 1 файл

lecture01o (1).doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Ее можно рассматривать как образец неэффективного управления – простаивающие ресурсы и ожидающие в очереди покупатели. Тем не мене эта модель моделирует работу большинства сервисных операций в краткосрочном периоде. Для большинства услуг  характерны быстрые и значительные колебания спроса (рестораны, отделения травматологии при больницах пользуются большим спросом на выходных, на общественном транспорте характерны перегрузки в рабочие дни с 8:30 до 9:30 и т.д.) поскольку добавить мощности с такой же быстротой невозможно. Руководству не остается иного выбора кроме как создать подобие очереди  в периоды пиковой нагрузки и мириться с некоторым переизбытком ресурсов в остальное время. Снижение платы на проезд и скидки для пенсионеров в часы наименьшей нагрузки - это примеры попытки хоть как-то использовать простаивающий транспорт. 
 

Основные  различия между производством и сферой услуг

Характеристика Производство Сфера услуг
1. Конечный  результат Осязаемый (материальный) Неосязаемый (материальный)
2. Уровень  контакта с потребителем Низкий  Высокий
3. Трудоемкость Низкая  Высокая
4. Измерение  производительности  Легко Трудно 
5. Возможность  исправить неполадки Высокая Низкая 

Рис. 8. Основные различия между производством и сферой услуг 

    К категории производства относятся все виды деятельности по созданию материального продукта.

    К категории услуг относятся торговля, культура, здравоохранение, образование бытовые услуги, деловые услуги, финансовые услуги, административные услуги. Многие виды работ на большинстве предприятий  относятся к сфере обслуживания производства и прямо зависят от него. Если производственный сектор имеет тенденцию к сокращению, то связанная с производством сфера услуг (например, технический сервис, финансовые услуги) тоже уменьшится. Производство и обслуживание часто совпадают в том, что сделано, но различаются в том, как сделано.  В действительности большинство производств и сервисных систем представляют собой смешанный тип. Например, обслуживание и ремонт техники и оборудования - это услуги, которые предоставляют практически каждая производственная организация. Одновременно большинство предприятий сферы обслуживания обычно продают товары, дополняющие их услуги. В настоящее время темпы роста сектора обслуживания во много раз опережают темпы роста производства. 

Типы  производства 

    В зависимости от степени стандартизации и объема услуги различают следующие типы производства и  сервиса:

Единичная крупномасштабная - проект запуска космической станции (услуга), проект строительства океанского лайнера (продукт), процесс переработки нефти (непрерывный процесс).

Штучное производство - изготовление на заказ мебели, производство специализированных машин и оборудования, ремонт автомобилей.

К мелкосерийному можно отнести изготовление красок.

К массовому – изготовление автомобилей, ПК, бытовых приборов и т.д.

Единичное производство предполагает разработку крупного индивидуального проекта и производства по нему  небольших партий продукции. Проект может потребоваться при разработке нового наукоемкого изделия, установки новой производственной линии и т.д.

    Проект – производство или услуга, направленная на достижение масштабов единичной цели в ограниченные временные рамки. Существуют услуги, которые носят масштабный характер и нуждаются в составлении проекта. Это, например запуск космического объекта, доставка уникального груза на выставку, прием главы иностранного государства и т.д.

    Особенность всех этих проектов состоит в том, что у них есть определенные временные рамки. Небольшие партии изделий или продукции на заказ производятся в специальных мастерских  и цехах. В этих мастерских выполняют работу по спецификациям заказчика, рабочие процессы обычно изменяются с его потребностями. Т.е мастерские выполняют определенные рабочие операции. Но, как правило, не отвечают в целом за производство определенно изделия. Пример таких мастерских – предприятия по производству ремонтных работ (ремонт  бытовой техники, автомобилей).

    Серийное  производство – предполагает производство не очень большого объема инородных изделий. Производство продовольствия обычно осуществляется партиями, например, хладокомбинат производит серию мороженного одного типа, затем другого и т.д. Условия обработки и оборудование одни и те же, но некоторые ингредиенты в каждой парии  изменяются. Выпуск серии может быть стандартизированным или специализированным (журналы, газеты, учебники).

Серийное  производство, в зависимости от размера серии, бывает мелко и крупно серийным. При массовом производстве работа и конечный продукт обычно бывают высокостандартизированны. Имеется возможность для автоматизации производства при использовании специализированного оборудования. Непрерывное производство применяется, кода создается товар или услуги высокой степени однородности. К этому типу производства относятся химические процессы, изготовление бумаги и фотопленки, нефтепереработка и т.д.

Примеры непрерывных услуг – отопление, системны непрерывной очистки, автоматический контроль. В реальных производственных и сервисных процессах как правило используются сочетания различных типов производства.

Информация о работе Операционный менеджмент