Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:44, лекция
Термины «управление операциями», «операционный менеджмент», «управление производством», и «производственный менеджмент» равнозначны и взаимозаменяемы.
Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы.
Производство это целенаправленная деятельность по созданию чего-либо полезного.
Производственная система это целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию.
Ее можно
рассматривать как образец неэффективного
управления – простаивающие ресурсы и
ожидающие в очереди покупатели. Тем не
мене эта модель моделирует работу большинства
сервисных операций в краткосрочном периоде.
Для большинства услуг характерны
быстрые и значительные колебания спроса
(рестораны, отделения травматологии при
больницах пользуются большим спросом
на выходных, на общественном транспорте
характерны перегрузки в рабочие дни с
8:30 до 9:30 и т.д.) поскольку добавить мощности
с такой же быстротой невозможно. Руководству
не остается иного выбора кроме как создать
подобие очереди в периоды пиковой
нагрузки и мириться с некоторым переизбытком
ресурсов в остальное время. Снижение
платы на проезд и скидки для пенсионеров
в часы наименьшей нагрузки - это примеры
попытки хоть как-то использовать простаивающий
транспорт.
Основные различия между производством и сферой услуг
Характеристика | Производство | Сфера услуг |
1. Конечный результат | Осязаемый (материальный) | Неосязаемый (материальный) |
2. Уровень контакта с потребителем | Низкий | Высокий |
3. Трудоемкость | Низкая | Высокая |
4. Измерение производительности | Легко | Трудно |
5. Возможность исправить неполадки | Высокая | Низкая |
Рис. 8.
Основные различия между
производством и сферой
услуг
К категории производства относятся все виды деятельности по созданию материального продукта.
К
категории услуг относятся торговля,
культура, здравоохранение, образование
бытовые услуги, деловые услуги, финансовые
услуги, административные услуги. Многие
виды работ на большинстве предприятий
относятся к сфере обслуживания производства
и прямо зависят от него. Если производственный
сектор имеет тенденцию к сокращению,
то связанная с производством сфера услуг
(например, технический сервис, финансовые
услуги) тоже уменьшится. Производство
и обслуживание часто совпадают в том,
что сделано, но различаются в том, как
сделано. В действительности большинство
производств и сервисных систем представляют
собой смешанный тип. Например, обслуживание
и ремонт техники и оборудования - это
услуги, которые предоставляют практически
каждая производственная организация.
Одновременно большинство предприятий
сферы обслуживания обычно продают товары,
дополняющие их услуги. В настоящее время
темпы роста сектора обслуживания во много
раз опережают темпы роста производства.
Типы
производства
В зависимости от степени стандартизации и объема услуги различают следующие типы производства и сервиса:
Единичная крупномасштабная - проект запуска космической станции (услуга), проект строительства океанского лайнера (продукт), процесс переработки нефти (непрерывный процесс).
Штучное производство - изготовление на заказ мебели, производство специализированных машин и оборудования, ремонт автомобилей.
К мелкосерийному можно отнести изготовление красок.
К массовому – изготовление автомобилей, ПК, бытовых приборов и т.д.
Единичное производство предполагает разработку крупного индивидуального проекта и производства по нему небольших партий продукции. Проект может потребоваться при разработке нового наукоемкого изделия, установки новой производственной линии и т.д.
Проект – производство или услуга, направленная на достижение масштабов единичной цели в ограниченные временные рамки. Существуют услуги, которые носят масштабный характер и нуждаются в составлении проекта. Это, например запуск космического объекта, доставка уникального груза на выставку, прием главы иностранного государства и т.д.
Особенность всех этих проектов состоит в том, что у них есть определенные временные рамки. Небольшие партии изделий или продукции на заказ производятся в специальных мастерских и цехах. В этих мастерских выполняют работу по спецификациям заказчика, рабочие процессы обычно изменяются с его потребностями. Т.е мастерские выполняют определенные рабочие операции. Но, как правило, не отвечают в целом за производство определенно изделия. Пример таких мастерских – предприятия по производству ремонтных работ (ремонт бытовой техники, автомобилей).
Серийное производство – предполагает производство не очень большого объема инородных изделий. Производство продовольствия обычно осуществляется партиями, например, хладокомбинат производит серию мороженного одного типа, затем другого и т.д. Условия обработки и оборудование одни и те же, но некоторые ингредиенты в каждой парии изменяются. Выпуск серии может быть стандартизированным или специализированным (журналы, газеты, учебники).
Серийное производство, в зависимости от размера серии, бывает мелко и крупно серийным. При массовом производстве работа и конечный продукт обычно бывают высокостандартизированны. Имеется возможность для автоматизации производства при использовании специализированного оборудования. Непрерывное производство применяется, кода создается товар или услуги высокой степени однородности. К этому типу производства относятся химические процессы, изготовление бумаги и фотопленки, нефтепереработка и т.д.
Примеры непрерывных услуг – отопление, системны непрерывной очистки, автоматический контроль. В реальных производственных и сервисных процессах как правило используются сочетания различных типов производства.