Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:44, лекция
Термины «управление операциями», «операционный менеджмент», «управление производством», и «производственный менеджмент» равнозначны и взаимозаменяемы.
Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы.
Производство это целенаправленная деятельность по созданию чего-либо полезного.
Производственная система это целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию.
Понятия
операционного менеджмента
Термины «управление операциями», «операционный менеджмент», «управление производством», и «производственный менеджмент» равнозначны и взаимозаменяемы.
Любое производство связанно с операцией.
Всякая полезная деятельность связана с переработкой чего-либо. Например, переработка информации в финансовой сфере, издательском бизнесе, при оказании услуг (парикмахерских, медицинских). В процесс переработки вовлекаются даже покупатели.
Операционный менеджмент это все виды деятельности, связанные с преднамеренным преобразованием, перетрансформацией материалов, информации или покупателей. Операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении любыми операциями. Степень участия в них физических товаров по большому счету не важна. Теория одинаково применима как для больничной палаты, или страховой конторы так и для заводского цеха или фабрики.
Операционный менеджмент заключается как в эффективном, так и в рациональном управлении любыми операциями.
Повышение эффективности увеличивает доход за счет большей конкурентоспособности организации. Повышение рациональности, несомненно, сокращает затраты, но это никогда на должно делаться в ущерб эффективности.
Без правильного
применения принципов операционного менеджмента
организация может быть прибыльной лишь
благодаря счастливой случайности.
Функции
управления организацией
Управление производством и услугами являются ключевой функцией общего управления организацией. К другим функциям управления относятся: управление маркетингом, управление финансами, управление человеческими ресурсами, управление информационными ресурсами.
Управление
производством и услугами обеспечивает
согласованность между
Операционная
функция это основа основ любой организации.
Она взаимодействует со всеми остальными
ее функциями. Кадры и закупки можно рассматривать
как сервисные функции по отношению к
основным операциям, т.е. как услуги. В
то время как финансы не только представляют
собой услугу, но и выполняют контролирующую
функцию.
Структура
производственного
процесса.
Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных основных вспомогательных и обслуживающих процессов труда и орудий труда в целях создания потребительских стоимостей, полезных предметов труда, необходимых для производственного или личного потребления.
Основные производственные процессы это та часть процессов, в ходе которых происходит непосредственное изменение форм, размеров, свойств внутренней структуры предметов труда и превращение их в готовую продукцию. Например, на станкостроительном заводе это процессы изготовления деталей и сборки из них узлов, под-узлов и изделий в целом. К вспомогательным производственным процессам относятся такие процессы, результаты которых используются либо непосредственно в основных процессах, либо для обеспечения их бесперебойного или эффективного осуществления. Примерами таких процессов являются: изготовление инструментов, приспособлений, штампов, средств механизации и автоматизации собственного производства, запасных частей для ремонта оборудования, производства на предприятии всех видов энергии.
Обслуживающие производственные процессы это процессы труда по оказанию услуг, необходимых для осуществления основных и вспомогательных производственных процессов. Например, транспортировка материальных ценностей, складские операции всех видов, технический контроль качества продукции, и др.
Основные
вспомогательные и
Изготовительная стадия предназначена для производства заготовок деталей. Она характеризуется весьма разнообразными методами производства. Например, раскрой или резка заготовок деталей из материала, изготовление заготовок методами литья, штамповки и т.д. Основная тенденция развития технологических процессов на этой стадии заключается в приближении заготовок к формам и размерам готовых изделий. Орудиями труда на этой стадии являются отрезные станки, прессово-штамповочное оборудование и другие.
Обрабатывающая стадия – вторая в структуре обработочного процесса, включает механическую обработку. Предметом труда здесь являются заготовки деталей, орудиями труда на этой стадии в основном являются различные металлорежущие станки, печи термической обработки, аппараты для химической обработки в результате выполнения этой стации деталям придаются размеры соответствующие заданному классу точности.
Сборочная стадия это производственный процесс, в результате которого, получаются сборочные единицы, под узлы, узлы, блоки или готовые изделия. Предметом труда на этой стации являются детали и узлы собственного изготовления, а также полученные со стороны комплектующие изделия. Различают две основные организационные формы сборки: стационарную и подвижную.
Стационарная сборка это когда изделие изготавливаются на одном рабочем месте, а детали подаются. При подвижной сборке изделие создаются в процессе его перемещения от одного рабочего места к другому. Орудия труда здесь не так многообразны как в обрабатывающей стации. Основными из них являются всевозможные верстаки, стенды, транспортирующие и направляющие устройства. Сборочные процессы, как правило, характеризуются значительными объемами работ, выполняемыми вручную, поэтому механизация и автоматизация – их главная задача это совершенствования технологического процесса.
Регулировочно-настроечная
(последняя) стадия проводится с целью
получения необходимых технических параметров
готового изделия. Предметом труда здесь
являются готовые изделия или их отдельные
сборочные единицы. Орудия труда – универсальная
контрольно измерительная аппаратура
специальные стенды для испытаний.
Составными элементами стадий основного и вспомогательного процесса являются технологические операции. Деление производственного процесса на операции, а далее на приемы и движение, необходимо для разработки технически обоснованных норм времени выполнения операции. Операция это преобразование потребляемых ресурсов, товаров и услуги. Часть производственного процесса, которая как правило, выполняется на одном рабочем месте без переналадки и одним или несколькими рабочими (бригадой).
В
зависимости от степени технического
оснащения производственного
Как основные, так и вспомогательные ххххххххххххххх ……. (тут меня Клоков отвлек =)) ….. состоят из основных и вспомогательных элементов операций. К основным относятся операции непосредственно связанные с изменением размеров, форм, свойств, внутренней структуры предметов труда или превращение одного вещества в другое, а также изменение местоположение предметов труда относительно друг-друга. К вспомогательным относятся операции, выполнение которых способствует протеканию основных, например перемещение предметов труда, контроль качества, снятие и установка, хранение и другие.
В
организационном отношении
Виды
моделей производства
и предоставления услуг
Процессы
производства и предоставления услуг
могут быть описаны различными моделями.
К числу базовых моделей следует отнести:
Каноническая модель описывает взаимосвязи процесса производства и предоставление услуг с внешней средой.
Рис. 1. Каноническая модель процесса производства (сервиса)
Каноническая
модель включает процесс (производственная
или сервисная операция) внешнюю среду,
входы (ресурсы) и выходы (продукция). К
числу основных ходов производственного
или сервисного процесса относятся 4 вида
потребляемых ресурсов:
Параметры производственного или сервисного процесса определяются его потенциалами. В случае отсутствия стартового потенциала. Технологического или кадрового, к ресурсам добавляются технологические или трудовые ресурсы, используемые в течении нескольких производственных циклов. К выходам процесса относятся продукция, т.е. товары или услуги.
Объект управления управляемой системы может быть представлен в виде канонической иерархической или сетевой модели. Каноническая модель определяет внешнюю структуру объекта управления и характеризует его связи со средой, которые осуществляются через входы и выходы управляемой системы. Входы и выходы можно рассматривать как связи производства (или сервиса) с внешней средой: потоки ресурсов на входе и продукции и услуг на выходе – регулярные, а возмущающие воздействия на входе и выходе – случайные связи.
Объектом
управления являются операционные подразделения,
ответственные за выпуск товаров
и предоставление услуг. Это структурные
элементы производства, цехи отделы, группы
исполнителей, а также процессы исследования,
разработка, испытания, сбыт продукции
и услуг, обеспечение организации ресурсами.
Объект управления включает перерабатывающую
подсистему, выполняющую производительную
работу, связанную с превращением ресурсов
в продукцию и подсистем обеспечения,
выполняющую функции обеспечения перерабатывающей
подсистемы. В этой модели производственный
или сервисный процесс рассматривается
как черный ящик, т.е. как объект, внутренняя
структура которого нам не известна. Внешняя
среда включает все проявления, которые
непосредственно связаны с исследуемым
объектом. Центральными элементами внешней
среды, взаимодействующими с производственными
или сервисными операциями, являются поставщики
(входы) или потребители (выходы). Внешняя
среда в этой модели не структурируется.