Олигополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 10:45, доклад

Описание работы

Олигополия-это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Работа содержит 1 файл

курсавая.docx

— 28.46 Кб (Скачать)

   В ответ на повышении  цены «Аполлоном»  другие фирмы скорее  проявят вялую  реакцию и не  последуют примеру  этой фирмы. Напротив, в ответ на снижение  цены, другие фирмы,  скорее всего,  последуют за ней,  желая сохранить  свои доли на  рынке. Таким образом,  в сложившихся  условиях олигополисту  не выгодно менять  объем Qf и установившуюся цену Pf, что и обусловливает жесткость цен на олигополистическом рынке. Кривая спроса на продукцию такого олигополиста учитывает оба варианта реакции конкурентов на отклонение от текущей цены, которая изображена рис. 1 б на уровне Pf.Конкуренты не реагируют, когда олигополист устанавливает цену выше текущей, и, наоборот, реагируют, когда цена опускается ниже текущей. Этим и объясняется ломаная конфигурация кривой спроса фирмы - олигополиста (рис.1 б, кривая D2PfD1). Она состоит из участка пологой кривой D2Pf до пересечения ее с линией текущей цены Pf и участка кривой PfD1 с более крутым наклоном после пересечения ее с линией текущей цены. Следовательно, ломаная конфигурация и у кривой предельного дохода (рис. 1 б, кривая MR2MR1). Однако, в отличие от кривой спроса, кривая предельного дохода MR2MR1 имеет разрыв, или вертикальный пунктирный отрезок, лежащий на перпендикуляре, опущенном из точки Pf на ось абсцисс. Величина данного разрыва показывает, в каких рамках могут изменяться предельные издержки, не нарушая равновесного объема производства фирмы - олигополиста.

   Тайный сговор (картель). Фирмы - олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение. Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен, либо закрепление долей поставок продукции на рынок. Допустим, что в условиях тайного сговора фирмы - олигополисты производят однородную продукцию и выравнивают цены, как в случае понижения, так и в случае их повышения, а также имеют одинаковые предельные издержки. В таком случае они могут максимизировать прибыль подобно чистой монополии. Тогда объем производства картеля будет меньшим, чем он был бы в условиях совершенной конкуренции, а цена, которую устанавливают участники картеля, большей, чем при совершенной конкуренции. Яркий пример международного картелирования - соглашение стран- членов ОПЕК, которым неоднократно удавалось поднять цены на нефть посредством относительно небольшого ограничения выпуска.

   При картельном сговоре каждая фирма получает свою квоту выпуска продукции, которую она, согласно условиям договора, не должна превышать, чтобы не подорвать монопольную цену Pn (рис. 2).

На  рисунке 2 LMC и LAC означают соответственно предельные и средние издержки в долгосрочном периоде.Qn  - объем производства картеля, состоящий из квот входящих в него фирм.Pc- цена, которая установилась бы в условиях совершенной конкуренции, а Qc  - объем производства, соответствующий условиям совершенной конкуренции. Сговор облегчается в том случае, если фирмы - олигополисты, входящие в картель, имеют приблизительно одинаковый уровень издержек производства и производят однородную продукцию.

   Проблема устойчивости картеля зависит от того, насколько сильны стимулы его участников, соблюдать условия сговора. Если один из участников попытается в обход других увеличить свою квоту выпуска, то, при условии, что все остальные соблюдают условия договора, «обманщик» получит большой доход. Ведь его доля на рынке недостаточно велика, чтобы повлиять на монопольно установленную цену. Таким образом, нарушитель сможет продать больше продукции по монопольно высокой цене. Но если и другие участники картеля попытаются обмануть своих партнеров и поступят аналогично нарушителю, то объем их совместного предложения на рынке так увеличится, что монопольная цена рухнет, упав до конкурентного уровня. Проблема «нарушать - не нарушать» аналогична рассмотренной ранее «дилемме заключенного».

   Однако картельные  объединения недолговечны. Почему? Во-первых, тайный  сговор противоречит  антитрестовскому  законодательству, и  высок риск его  раскрытия. Во-вторых, олигополистам тяжело  договориться по  цене и объемам  долей рынка, так  как, выпуская  даже однородную  продукцию, они  на практике имеют  различные предельные  издержки и кривые  спроса. В- третьих,  как  мы заметили выше, участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью максимизации своей и только своей прибыли. И, наконец, четвертая причина. Жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сократить выпуск. Из-за недоиспользования мощностей средние издержки фирм - олигополистов возрастут. В таких условиях картельные соглашения, как правило, разрушаются.

    Лидерство в ценах. В данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Такая модель поведения олигополистов в странах с развитой рыночной экономикой особо распространена в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. Следуя и за понижением, и за повышением цены лидера, ведомые фирмы являются «ценополучателями». Фирма- лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в его фарватере. Ведь успех олигополистов заключается в максимизации совместной прибыли. Например, в США лидер сигаретной промышленности «Рейнольдс» в течение двадцати лет только шесть раз изменяла цены на продукцию отрасли. Весомой причиной для установления новой цены является изменение издержек на единицу продукции (повышение или понижение цен факторов производства, изменение налоговых ставок и т.д.).

   Ценообразование  по принципу «издержки  плюс». Модель  ценового поведения  «издержки плюс»  используется как  в случае раздела  рынка несколькими  крупными производителями,  так и при наличии  олигополиста - лидера. Ее привлекательность заключается в просторе и универсальности.

   Данная модель  связана с планированием  выпуска и прибыли.  Цена на продукцию  устанавливается  по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек. Но какую прибыль и какие средние издержки закладывать в цену? Ведь размер средних издержек зависит от объема выпуска, а прибыль - от вечно колеблющегося объема продаж. Поэтому фирмы планируют средний объем выпуска, например, 75-80% от полной загрузки производственных мощностей. «Плюс», или надбавка, планируется как минимальная экономическая прибыль, исходя из средней нормы прибыли отрасли последних лет. Формула «издержки плюс» составляет основу стандартного ценообразования, вокруг которой, в зависимости от текущей конъюнктуры, цена может колебаться. Используя такую модель, олигополисты с почти одинаковыми средними издержками, смогут автоматически выравнивать цены и максимизировать совместную (общую) прибыль.

   У олигополистической  структуры рынка есть свои  плюсы и минусы. Находясь в  условиях взаимозависимости, олигополисты  устанавливают цены очень взвешенно,  пересматривая их весьма редко  и осторожно. Олигополистическая власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно, олигополии приносят обществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства (вспомним «мертвый убыток») по сравнению с монополией. Однако технологические и другие барьеры вступления в олигополистическую отрасль все же высоки. Создавая условия для технологически статичного развития, они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий, к удешевлению продукции, серьезно ограничивают конкуренцию, со стороны новых фирм.

Информация о работе Олигополистическая конкуренция