Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 10:45, доклад
Олигополия-это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.
Олигополитическая конкуренция
Олигополия-это
тип рынка несовершенной
Каким может быть число участников олигополического рынка? Если рынок разделен между двумя производителями, тот такой тип рынка называется дуополией. Дуополия - частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Собственно же олигополия же насчитывает от трех участников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополический тип производства, что особенно характерно для обрабатывающей промышленности. Причем в условиях олигополии производятся как однородные, так и дифференцированные товары. Например, в США, по данным министерства торговли страны, между четырьмя крупными производителями разделен весь рынок первичного свинца; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стиральных машин;64% производства первичного алюминия и продукции самолетостроения. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находятся в руках трех производителей. Во Франции все 100% сигарет и холодильников производится тремя крупными фирмами. В обувной промышленности концепция значительно ниже: три крупных производителя в Великобритании контролируют 17% рынка, в Германии 20%,а во Франции- всего 13% рынка обуви. Таким образом, в условиях олигополии либо весь рынок поделен между несколькими производителями, либо часть рынка делят крупные фирмы, а остальное рыночное производство занимает множество мелких производителей (монополистических конкурентов).[1,стр165].Как мы видим, концентрация производства в различных отраслях не одинакова. Чем меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополистической власти в отрасли.
Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля (Herfindall index).Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:
H=S12+S22+…+Sn2
Где Н – индекс Герфиндаля;S1,S2,…,Sn –доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания (на первом месте – самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка. Например, если предложение, какого либо товара обеспечивает четыре фирмы с рыночными долями, скажем 60%,20%,10% и 10%,то Н=3600+400+2*100=4200.[1,стр. 166].
Если бы мы подсчитывали индекс концентрации для 50 наиболее крупных фирм отрасли, то мы бы воспользовались индексом Герфиндаля - Хиршмана (Н-Н index).По данным Министерства торговли США, этот индекс для рынка мужской обуви составляет всего около 380,а женской – 429.Очень высока концентрация рынков алюминия, меди и искусственного волокна, определяемая индексами 2564,2673 и 2970 соответственно.
Важно подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Вкратце можно сказать, что неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.п.
От чего же зависит количество олигополистов на рынке? Почему рынок автомобилей всей страны заполняется продукцией не более, чем четырех-пяти крупных производителей, в то время как оптимальное количество бензозаправочных станций для небольшого городка может быть не менее пятнадцати?
Прежде всего, от технологии, которая определяет минимальный масштаб производства, начинающего давать прибыль. Если технология производства в отрасли такова, что положительный эффект масштаба (т. е. постепенное снижение долгосрочных средних издержек по мере наращивания выпуска) сохраняется при гораздо большом объеме выпуска, чем в условиях конкурентного производства, но все же меньшим, чем в условиях монополии, то эта отрасль олигополистическая. Спрос на продукцию данной отрасли смогут удовлетворить несколько крупных производителей лишь совместно. При такой технологии продукция большого числа мелких фирм была бы слишком дорогой и убыточной. Размер мелкой фирмы не позволит использовать эффект масштаба и понизить средние издержки до уровня, приносящего прибыль. В то же время, может оказаться неэффективным и слишком малое количество крупных фирм в отрасли. Для удовлетворения общего спроса они должны будут расширить объем производства за пределы оптимального. В результате крупные фирмы столкнутся с отрицательным эффектом масштаба (когда расширение выпуска повысит средние издержки), что также приведет к убыткам. Мы видим, что именно технология производства определяет размер фирмы, а, значит, и количество олигополистов в отрасли. Таким образом, технология производства, связанная с эффектом масштаба, служит причиной возникновения олигополии и одновременно является естественным барьером для вступления в отрасль.
К
другим барьерам, ограничивающим
доступ на олигополический
Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты – не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме - олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска цен, установленных другими олигополистами. Например, если фирма - олигополист произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участников олиполистического рынка. Если, наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены будут ниже уровня цен в отрасли, то это может вызвать агрессивную реакцию других олигополистов. В обоих случаях фирма сталкивается угрозой падения прибыли. Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью.
Олигополисты
как бы находятся в «одной
лодке», они слишком крупны и
несогласованные телодвижения
Аналогичные
ситуации исследуются в теории
игр. Поведение участников
Два
заключенных, например, мистер Икс
и мистер Игрек, обвиняются
в совместном преступлении, которое
карается десятью годами
Дилемма заключенного
Заключенный Игрек Сознался 5; 5 3; 10
Конечно
же, каждый хочет, чтобы его
отпустили на свободу, но для
этого оба заключенных не
В данной ситуации существует
два равновесных решения. Одно
(как оба заключенных не
Подобная
ситуация характерна и для
олигополистов, так как они
тоже осуществляют
Стратегия ценообразования олигополий
Фирма «Аполлон» Низкие цены 70; 70 130; 10
Итак,
фирма «Аполлон» и фирма «
В
экономической теории
Ломаная
кривая спроса. Идея ломаной кривой
принадлежит американскому
Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой - олигополистом, изменяя цены в ту же сторону. Тогда изменение цены существенно не отразится на объеме спроса на продукцию «Аполлона»: при повышении цены рынок фирмы лишь немного сократится, а при понижении – может слегка увеличиться, так как сокращение или увеличение объемов продаж равномерно распределяется на всех участников олигополистического рынка. В этом случае кривая спроса «Аполлона» будет иметь низкую эластичность по цене, что отражено на графике (рис. 1 б, кривая D1). Однако, не зная, какую линию поведения выберут конкуренты, логично предположить следующее.