Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:29, реферат
В их состав, в первую очередь, входит «Нaучнaя шкoлa упpaвлeния» (1885-1920 гг.), связанная c имeнeм Фpeдepикa Уинcлoy Тeйлopa. Пpeдcтaвитeли этoй шкoлы oбocнoвaли нeoбxoдимocть пoдбopa кoнкpeтныx paбoтникoв для выпoлнeния oпpeдeлeннoй paбoты (paccтaнoвки кaдpoв), oбocнoвaли нeoбxoдимocть oбyчeния paбoтникoв, иx пoдгoтoвкy и пepeпoдгoтoвкy кaк внyтpи пpeдпpиятия, тaк и в cтopoнниx opгaнизaцияx, paциoнaлизaции тpyдa и ee мoтивaции
2.2.
Классическая (административная)
школа в управлении
Классическая или
времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри
Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из
основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном
вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением
эффективности производства, представители классической школы занялись
разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов
управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому
часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления
на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические,
относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его
доктрины, являются Линдал Урвик, Л.Гьюлик, М. Вебер, Д.Муни, Алфред
П.Слоун, Г.Черч.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась
классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
. четкое
функциональное разделение
. передача команд и распоряжений сверху вниз;
. единство распорядительства («никто не работает более чем на одного
босса»);
. соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным
числом подчиненных).
Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для
настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них
определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической
деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между
органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки
информации.
В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование
человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются
справедливой
критике со стороны теоретиков и
практиков менеджмента.
2.3
Школа психологии
и человеческих
отношений
Одним из недостатков школы
научного управления и
то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора,
который в конечном счете является основным элементом эффективности
организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая
устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической
школой.
Первая попытка применить
производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г.
Мюнстербергом.
В 20–30-е годы нашего
в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины
«человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых
Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области
социологии производственных отношений.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений
является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.
Одним из основателей школы
психологии и человеческих
профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.
Представители школы «
серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке
формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к
тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей».
Это – не простая задача, а «социальное искусство».
К недостаткам школы
игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в
производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с
помощью
социально-психологических
Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и
человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение
в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и
человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К
числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание,
следует отнести: А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера.
Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным
представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы
менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес
значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов,
сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства,
поведения
людей в организациях.
2.3.
Школа науки управления (колическтвенная
школа)
Становление школы науки управления связано с развитием математики,
статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний.
Наиболее известными представителями этой школы являются Р.Акофф,
Л.Берталанфи, С.Бир, А.Гольдбергер, Д.Фосрестер, Р.Люс, Л.Клейн,
Н.Джорджеску-Реган.
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно
функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два
главных направления:
Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием
системного, процессного и ситуационного подходов.
Исследование проблем управления на основе системного анализа и
использования кибернетического подхода, включая применение математических
методов и ЭВМ.
Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих
систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный подход
управления зависят друг от друга.
Ситуационный подход
подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в
определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор
обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в
определенное время.
Заслуга школы науки
определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на
организацию.
Второе направление школы
наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые
называют это направление новой школой.
Начало применения
XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801–1877).
Возможность использования
вызвала большой интерес в России.
Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман,
Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-
математических методов (ЭММ).
Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по
теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал
статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала
большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет
эта статья получила мировое признание.
Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была
создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.
В 1930 г. в г. Кливленде (США)
была образована ассоциация «
общество для развития экономической теории в связи со статистикой и
математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И.Шумпетер,
И.Фишер, Р.Фриш, М.Калецкий, Я.Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать
журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным
моментом создания математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления является использование
моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо