Оcнoвoпoлaгaющиe школы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:29, реферат

Описание работы

В их состав, в первую очередь, входит «Нaучнaя шкoлa упpaвлeния» (1885-1920 гг.), связанная c имeнeм Фpeдepикa Уинcлoy Тeйлopa. Пpeдcтaвитeли этoй шкoлы oбocнoвaли нeoбxoдимocть пoдбopa кoнкpeтныx paбoтникoв для выпoлнeния oпpeдeлeннoй paбoты (paccтaнoвки кaдpoв), oбocнoвaли нeoбxoдимocть oбyчeния paбoтникoв, иx пoдгoтoвкy и пepeпoдгoтoвкy кaк внyтpи пpeдпpиятия, тaк и в cтopoнниx opгaнизaцияx, paциoнaлизaции тpyдa и ee мoтивaции

Работа содержит 1 файл

мен кр.docx

— 47.60 Кб (Скачать)

2.2. Классическая (административная) школа в управлении 

    Классическая или административная  школа в  управлении  занимает  отрезок

времени с 1920  по  1950  гг.  Родоначальником  этой  школы  считается  Анри

Файоль, французский горный инженер,  выдающийся  менеджер-практик,  один  из

основоположников  теории управления.

    В отличие от школы научного  управления, которая  занималась  в  основном

вопросами рациональной организации труда  отдельного  рабочего  и  повышением

эффективности  производства,  представители  классической   школы   занялись

разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

    Целью  классической  школы   было   создание   универсальных   принципов

управления. Файоль и другие относились к администрации организаций,  поэтому

часто классическую школу называют административной.

    Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления

на  общие,  относящиеся  к  любой  сфере  деятельности,   и   специфические,

относящиеся непосредственно к управлению промышленным  предприятием.

    Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его

доктрины,  являются  Линдал  Урвик,  Л.Гьюлик,  М.  Вебер,  Д.Муни,   Алфред

П.Слоун, Г.Черч.

    На  основе  разработок  Файоля  и его   последователей   сформировалась

классическая  модель организации, базирующейся на четырех  главных принципах:

. четкое  функциональное разделение труда;

. передача  команд и распоряжений сверху  вниз;

. единство  распорядительства  («никто  не  работает  более  чем  на  одного

 босса»);

. соблюдение  «диапазона контроля»  (осуществление   руководства  ограниченным

 числом  подчиненных).

    Все вышеуказанные принципы  построения  организации  справедливы   и  для

настоящего  времени, несмотря на то,  что  достижения  НТП  наложили  на  них

определенный  отпечаток.   Так,   широкое   использование   в   практической

деятельности  электронно-вычислительной  техники   упростило   связи   между

органами (звеньями) управления в организации  за  счет  ускорения  обработки

информации.

    В целом же для классической  школы менеджмента  характерно  игнорирование

человека  и  его  потребностей.  За  это  представители  школы  подвергаются

справедливой  критике со стороны теоретиков и  практиков менеджмента. 

2.3 Школа психологии  и человеческих  отношений 

    Одним из недостатков школы  научного управления и классической  школы было

то, что  они до конца не осознавали роли и  значения  человеческого  фактора,

который  в конечном  счете является   основным   элементом   эффективности

организации. Поэтому школу  психологии  и  человеческих  отношений,  которая

устранила недостатки  классической  школы,  часто  называют  неоклассической

школой.

    Первая попытка применить психологический  анализ к  практическим  задачам

производства  была предпринята  профессором Гарвардского университета США  Г.

Мюнстербергом.

    В 20–30-е годы нашего столетия  зародилась школа человеческих  отношений,

в  центре  внимания  которой находится человек.   Возникновение   доктрины

«человеческих отношений» обычно  связывают  с  именами  американский  ученых

Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями  в области

социологии  производственных отношений.

    Одним из главных  отличий   школы  психологии  и  человеческих  отношений

является  внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.

    Одним из основателей школы  психологии и человеческих отношений   является

профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.

    Представители  школы  «человеческих   отношений»  рекомендовали   уделять

серьезное  внимание  изменению  неформальной   структуры   при   перестройке

формальной  структуры организации. Формальный менеджер  должен  стремиться  к

тому, чтобы  стать и неформальным лидером,  завоевав  «привязанности  людей».

Это –  не простая задача, а «социальное  искусство».

    К недостаткам школы психологии  и человеческих  отношений   можно  отнести

игнорирование  вопросов   самоуправления   и   самоорганизации   рабочих   в

производстве, учеными был явно завышен  уровень  воздействия  на  рабочих  с

помощью социально-психологических методов.

    Однако, несмотря на критику, которой   подвергалась  школа  психологии  и

человеческих  отношений, основные ее положения нашли  впоследствии  отражение

в новых, более сложных и современных  концепциях менеджмента.

    Большое место в исследованиях  ученых, примыкающих к школе   психологии  и

человеческих  отношений, занимают проблемы мотивации  людей в  организации.  К

числу  исследователей,  уделивших  этим  проблемам  значительное   внимание,

следует отнести: А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера.

    Наиболее   последовательно   концепция    мотивации    развита    видным

представителем  школы психологии и человеческих отношений, профессором  школы

менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором.  Макгрегор  внес

значительный  вклад  в  развитие  содержания  теории  человеческих  ресурсов,

сосредоточив  свое  внимание  на  вопросах  лидерства,  стиля   руководства,

поведения людей в организациях. 

2.3. Школа науки управления (колическтвенная школа) 

    Становление школы  науки   управления  связано  с  развитием   математики,

статистики, инженерных  наук  и  других  смежных с ними  областей  знаний.

Наиболее   известными   представителями   этой   школы   являются   Р.Акофф,

Л.Берталанфи,   С.Бир,   А.Гольдбергер,   Д.Фосрестер,    Р.Люс,    Л.Клейн,

Н.Джорджеску-Реган.

    Школа науки управления  сформировалась  в  начале  50-х гг.  и успешно

функционирует и в настоящее время. В школе  науки  управления  различают  два

главных направления:

    Рассмотрение производства  как   «социальной  системы»  с   использованием

системного, процессного и ситуационного  подходов.

    Исследование  проблем  управления  на  основе   системного   анализа   и

использования кибернетического подхода,  включая  применение  математических

методов и ЭВМ.

    Системный подход предполагает, что  каждый  из  элементов,  составляющих

систему (рассматриваемую организацию), имеет  свои определенные цели.

    Процессный подход основывается  на  положении  о  том,  что  все  функции

управления  зависят друг от друга.

    Ситуационный подход непосредственно   связан  с  системным  и процессным

подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается  в

определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный  набор

обстоятельств,   переменных,   оказывающих   влияние   на   организацию    в

определенное  время.

    Заслуга школы  науки  управления  заключается  в  том,  что   она  сумела

определить  основные внутренние и внешние переменные (факторы),  влияющие  на

организацию.

    Второе направление школы науки  управления  связано  с  развитием   точных

наук  и, прежде всего,  математики.  В  современных  условиях  многие  ученые

называют  это направление новой школой.

    Начало применения математических  методов в экономических исследованиях  в

XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801–1877).

    Возможность использования математики  для решения  экономических   проблем

вызвала большой интерес в России.

    Ряд  крупных  специалистов,  таких   как   В.К.Дмитриев,   Г.А.Фельдман,

Л.В.Канторович, внесли большой вклад  в  разработку  и  развитие  экономико-

математических  методов (ЭММ).

    Особое место принадлежит Д.Е.  Слуцкому, известному  своими  работами  по

теории  вероятности и математической статистике. В  1915  г.  он  опубликовал

статью  «К теории сбалансированности бюджета  потребителя»,  которая  оказала

большое влияние на развитие экономико-математической теории.  Через  20  лет

эта статья получила мировое признание.

    Первая  в  стране  Лаборатория   экономико-математических  методов   была

создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.

    В 1930 г. в г. Кливленде (США)  была образована ассоциация «Международное

общество  для  развития  экономической  теории  в  связи  со  статистикой  и

математикой», в которую входили известные  буржуазные экономисты  И.Шумпетер,

И.Фишер, Р.Фриш, М.Калецкий, Я.Тинберген и др.  Ассоциация  стала выпускать

журнал  «Эконометрика».  Образование  этой  ассоциации  послужило  отправным

моментом  создания математической школы экономистов.

    Отличительной  особенностью  науки  управления  является   использование

моделей. Модели  приобретают  особенно  важное  значение,  когда необходимо

Информация о работе Оcнoвoпoлaгaющиe школы менеджмента