Оcнoвoпoлaгaющиe школы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:29, реферат

Описание работы

В их состав, в первую очередь, входит «Нaучнaя шкoлa упpaвлeния» (1885-1920 гг.), связанная c имeнeм Фpeдepикa Уинcлoy Тeйлopa. Пpeдcтaвитeли этoй шкoлы oбocнoвaли нeoбxoдимocть пoдбopa кoнкpeтныx paбoтникoв для выпoлнeния oпpeдeлeннoй paбoты (paccтaнoвки кaдpoв), oбocнoвaли нeoбxoдимocть oбyчeния paбoтникoв, иx пoдгoтoвкy и пepeпoдгoтoвкy кaк внyтpи пpeдпpиятия, тaк и в cтopoнниx opгaнизaцияx, paциoнaлизaции тpyдa и ee мoтивaции

Работа содержит 1 файл

мен кр.docx

— 47.60 Кб (Скачать)

По мере развития математики и экономико-математических методов, теории систем и управления, кибернетики, вычислительной техники с начала 1950-х гг. стала постепенно формироваться «новая школа» управления, в которую входили Л. Берталанфи, Д. Форрестер, А. Рапопорт, К Боулдинг, С. Бир, Е. Арноф, Р. Аккоф, Д. Экман, Р. Калман, Л. Заде, М. Месарович, Я. Типберген, Л. Клейн, А. Гольдбергер, В. Леонтьев и др.

Внимание представителей «новой школы» было сфокусировано на:

    •   сетевом планировании;

•     планировании расписаний (поступлении и расходовании ресурсов, запасов, ходе технологических процессов);

•      оптимизации и распределении ресурсов организации (линейные, нелинейные и динамические методы);

    •   управлении и оптимизации запасов ресурсов;

    •   использовании «теории игр» при принятии решений в условиях неопределенности и рисков (которая в дальнейшем переросла в самостоятельную область математики — «теорию принятия решений»);

    •   прогнозировании;

    •   использовании «теории массового обслуживания» для вычисления вероятности очередей и их минимизации;

    •   системном анализе (с помощью «дерева» целей, критериев значимости целей и вероятностей их достижения);

    •   эконометрике (построении инструментами математики различных макроэкономических моделей и моделей типа «затраты—выпуск»);

    •   исследовании операций как отдельной научной дисциплиной для решения задач планирования принятия решений, оптимизации и прогнозирования;

    •   статистических методах анализа и оценки различных ситуаций (однофакторный, двухфакторный, кластерный, корреляционный анализ и др.).

Наибольшую значимость приобрел системный подход к управлению. Цель системного анализа заключается в оценке эффектов деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов. Основные этапы системного анализа включают в себя:

    • формулирование целей (как правило, в показательной  форме);

    если необходимо, строится дерево целей с коэффициентами значимости всех целей;

    • разработка альтернативных вариантов реализации цели(ей);

    • оценки альтернатив  решений (в цифровой форме);

    • оценки эффектов и затрат для каждой альтернативы;

  • выборе лучшего варианта, обеспечивающего минимум затрат при максимуме эффекта.

Таким образом, все учения об управлении можно разбить  на две большие группы, одномерные и синтетические.

Одномерные учения исследуют отдельно процессы труда, человека, администрирование и др.

Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.

К синтетическим  учениям относятся, например:

• «школа социальных систем»;

• системный  подход;

управление по целям П. Друкера (МВО);

ситуационные теории (методы управления меняются в зависимости от ситуации, а поэтому управление является искусством);

теория «7-S» (Т. Питерс, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос). Эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести: стратегии управления, структуры организации, процессов организации, штатов, стиля руководства, квалификации персонала, разделенных ценности. Основная задача менеджмента — гармонизация этих семи составляющих;

теория Z. На основе анализа японского опыта управления У. Оучи вывел формулу успеха функционирования организации: долгосрочный наем кадров, групповое принятие решений, индивидуальная ответственность, оценка кадров и их умеренное продвижение, формализация методов контроля, неспециализированная карьера, всесторонняя забота о работниках. Теория Z является альтернативой бихевиористской концепции Д. Мак-Грегора (выделявшего в зависимости от взглядов руководителя на подчиненных два типа управления: Х и Y). Руководствующийся теорией Х руководитель считает, что человек по природе своей ленив, склонен к принуждению, избегает ответственности, что требует применения авторитарного стиля руководства. Руководствующийся теорией Y руководитель считает, что в благоприятных условиях человек стремится к творчеству, с готовностью принимает на себя ответственность, осуществляет самоконтроль, а значит, наиболее адекватным стилем руководства является либерально-демократический стиль. Д. Мак-Грегор считал, что более эффективным является управление типа Y.

 

1.5. Неожиданные изменения  среды (с начала 90-х  годов ХХ века)

В этом подпункте, по преимуществу, охарактеризуем современную  нам внешнюю среду деятельности предприятий – мы сейчас находимся  в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

Еще с середины ХХ века для деятельности предприятий  все более важное значение приобретают международные факторы. К концу ХХ века усилился международный характер управления, что привело к созданию крупных международных компаний со сложными организационными структурами. Для того, чтобы как-то предугадать и минимизировать отрицательное воздействие неожиданных изменений среды на организацию, фирмы применяют все новейшие достижения научно-технического прогресса, опыт, знания.

В конце ХХ –  начале ХХI века при разработке стратегии управления упор делается на тип структуры организации. Управление осуществляется на основе гибких экстренных решений, так как времени на раздумье просто не бывает. В таких условиях важно, чтобы фирма придерживалась предпринимательского стиля поведения, а управляющий этой организацией имел творческий тип мышления.

 

Научное управление (1885-1920 гг.). Работы Ф.У. Тейлора, Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет, Г. Гантта по совершенствованию и стимулированию труда.

Классическая  или административная школа в  управлении (1920-1950 гг.). Работы А. Файоля, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда, Л. Гьюлика, Д. Муни и других об эффективности управления организацией в целом. Универсальные принципы управления: выделение функций управления, построение структуры организации. Работы О. Шелдона и Д. Макгрегора по развитию философии менеджмента и обоснованию его принципов. Академик С.Г. Струмилин и его фундаментальные работы по математической статистике, управлению и прогнозированию экономики.

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) и поведенческие  науки (1950 год - по настоящее время). Работы М. Фоллетт и Д. Мейо. Движение за человеческие отношения и развитие поведенческих наук. Представители бихевиористского направления - К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг и другие исследователи.

Наука управления или количественный подход (1950 год - по настоящее время). Наиболее видные представители школы науки управления или «новой школы»: Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л. Клейн, Р. Люс, Д. Форрестер и другие. Формирование главных принципов количественного подхода на основе кибернетики, общей теории систем и исследования операций.

 

2.1. Школа научного  управления 

    Возникновение современной науки  управления относится к началу  XX  в.  и

связано с именами Ф.У.Тейлора,  Френка  и Лилии Гилбрет  и Генри Гантта.

Важной  заслугой этой  школы  было  положение  о  том,  что  управлять  можно

«научно», опираясь на экономический, технический  и  социальный  эксперимент,

а также  на научный анализ явлений и фактов  управленческого  процесса  и  их

обобщение.

    Этот  метод  исследования  впервые  был  применен  к   отдельно   взятому

предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором,  которого  следует  считать

основоположником  научного управления производством.

    Термин  «научное  управление»   впервые   был   предложен   в   1910   г.

Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее  признание

применительно к его концепции.

    Метод исследования Тейлора заключался  в расчленении процесса физического

труда и его организации на составные  части  (труд  исполнительский  и  труд

распорядительский) и последующем анализе этих  частей.  Целью Тейлора было

создание  системы  научной  организации  труда,   базирующейся   на   основе

экспериментальных  данных  и  анализе  процессов  физического  труда  и  его

организации.

    Создавая  свою  систему,  Тейлор  не  ограничивался   только   вопросами

рационализации  труда рабочих. Значительное внимание  Тейлор  уделял  лучшему

использованию    производственных     фондов     предприятия.     Требование

рационализации  распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

    Функции  осуществления  взаимодействия   элементов   производства   были

возложены на плановое или распределительное  бюро  предприятия,  которому  в

системе Тейлора отводилось центральное  место.

    Важным вкладом Тейлора было  признание того, что работа по  управлению  –

это определенная специальность. Основной  задачей  предложенной  им  системы

Тейлор  считал сближение интересов всего  персонала предприятия.

    Философскую основу системы Тейлора  составила концепция  так   называемого

экономического  человека, получившая в тот период широкое распространение.  В

основе  этой концепции лежало утверждение  о том,  что  единственным  движущим

стимулом  людей  являются  их  потребности.  Тейлор  считал,  что  с  помощью

соответствующей   системы   оплаты   труда   можно   добиться   максимальной

производительности  труда. Другой ложный принцип системы  Тейлора  заключался

в провозглашении единства  экономических  интересов  рабочих  и  менеджеров.

Цели  не были достигнуты.

    Идеи Ф.Тейлора были развиты  его последователями, среди которых  в  первую

очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика.  Гантт

внес  значительный вклад в разработку теории лидерства.

    Френк  Гилбрет  и его супруга Лилиан  Гилбрет  занимались   вопросами

рационализации  труда  рабочих  и  исследованием   возможностей   увеличения

выпуска продукции за счет роста производительности труда.

    Значительный вклад в развитие  системы Тейлора  внес  Г.Эмерсон.  Эмерсон

исследовал   принципы   трудовой   деятельности   применительно   к   любому

производству  независимо от рода его деятельности.

    Генри Форд продолжил идеи  Тейлора в области организации  производства.  В

системе Тейлора центральное место занимал  ручной труд. Форд  заменил  ручной

труд  машинами, т.е. сделал дальнейший шаг  в развитии системы Тейлора. 

Информация о работе Оcнoвoпoлaгaющиe школы менеджмента