Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 15:32, курсовая работа
Предметом исследования является понятие, цели, критерии, факторы оценки результатов деятельности.
Объективные и субъективные критерии.
Наиболее
широкое распространение
Интегральные и простые критерии.
Практически для любого работника не составляет труда собрать информацию об уровне его производительности, о качестве его работы и об основных особенностях его рабочего поведения, таких как трудовая дисциплина, уровень конфликтности. Кроме того, с помощью экспертов, в качестве которых могут выступить непосредственный руководитель оцениваемого или его коллеги, может быть оценена степень выраженности у него тех или иных деловых качеств, важных для работы: ответственность, инициативность, самостоятельность в принятии решений и т.п.
Если
при оценке эффективности работы
сотрудника в одном показателе учитывается,
комбинируется или сочетается информация,
полученная в результате оценки различных
характеристик работы и рабочего
поведения оцениваемого, то такой
показатель является интегральной оценкой.
Если же оцениваются отдельные аспекты
работы или рабочего поведения, например,
такие, как уровень производительности
или отсутствие опозданий на работу,
то данные показатели могут рассматриваться
как простые критерии. Совокупность
простых критериев дает возможность
получить дифференцированную оценку работы
и рабочего поведения данного
сотрудника, которая в некоторых
случаях оказывается
Еще один
вопрос, связанный с использованием
интегральных и простых показателей,
- это компенсаторные возможности
различных оцениваемых
Критерии
оценки работы персонала призваны оценить
вклад работника в достижение
целей организации, что дает возможность
руководству организации
Глава
2.Методы оценки деятельности
персонала в организации
2.1. Методы оценки факторов результативности труда руководителей и специалистов
Для оценки факторов результативности труда руководителей и специалистов чаще всего используется бальный метод (хотя он также используется и для оценки труда персонала).
Например, при оценке сложности и качества труда интерпретация баллов будет следующей:
Пример балльной оценки сложности труда
Степень сложности | Оценка в баллах |
Выполненная
работа по сложности:
Существенно
превышает должностную Несколько
превышает должностную Соответствует должностной инструкции Несколько ниже, чем в должностной инструкции Существенно ниже, чем в должностной инструкции |
5 4 3 2 1 |
Пример балльной оценки качества труда
Степень качества | Оценка в баллах |
Работа
выполнена:
На высоком уровне На хорошем уровне Удовлетворительно Ниже среднего уровня неудовлетворительно |
5 4 3 2 1 |
Процедура оценки результативности труда будет эффективной при соблюдении обязательных условий:
2.2.
Методы оценки результативности
труда персонала организации
Основные методы оценки результативности труда
Наименование метода | Краткая характеристика метода. |
Управление по целям | Основан
на оценке достижения работником целей,
намеченных совместно руководителем
и его подчиненным на конкретный
период. Предусматривает |
Метод шкалы графического рейтинга | Основан на проставлении соответствующей оценки (от 4 до 0) каждой черте характера оцениваемого работника: количество и качество работы, инициативность, надежность и др. Для повышения эффективности шкалы оценок составляются более четко разграниченные описания полноты проявления той или иной черты характера. |
Вынужденный выбор | Основан
на отборе наиболее характерных для
данного работника |
Описательный метод | Оценщик описывает преимущества и недостатки поведения работников по критериям: количество и качество работы, личные качества, инициативность и др. с помощью графической шкалы рейтинга, используя заранее составленные стандарты результативности труда |
Метод оценки по решающей ситуации | Основан на использовании списка “правильного” и “неправильного” поведения работника в отдельных, так называемых “решающих” ситуациях. Оценщик ведет журнал, в котором эти описания распределены по рубрикам в зависимости от характера работы. Используется в оценках, выносимых руководством, а не коллегами или подчиненными. |
Метод анкет и сравнительных анкет | Включает в себя набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик проставляет отметку напротив описания той черты характера, которая по его мнению, присуща работнику, в противном случае – оставляет пустое место. Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника. Используется для оценки руководством, коллегами и подчиненными. |
Метод
шкалы рейтинговых |
Основан
на использовании решающих ситуаций
(5-6) из которых выводятся |
Метод шкалы наблюдения за поведением | Аналогичен предыдущему, но вместо определения поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным специфическим образом ранее. Метод трудоемкий и требует материальных затрат! |
Методы оценки (при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель) являются традиционными для большинства современных компаний. Они эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды. В тоже время, этим методам присущ ряд недостатков, делающих их неадекватными для современных динамичных компаний, которые функционируют в условиях глобальной конкуренции. Итак, посмотрим, так ли уж эффективны традиционные методы:
Неудовлетворенность многих организаций традиционными методами аттестации побудила начать активные поиски новых подходов к оценке персонала, в большей степени соответствующих реалиям сегодняшнего дня. Можно выделить несколько направлений в развитии нетрадиционных методов.
Во-первых, новые методы аттестации рассматривают рабочую группу (подразделение, бригаду, временный коллектив) в качестве основной единицы организации, делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе. Так, например, некоторые компании, широко использующие метод проектных временных коллективов, проводят аттестацию его членов по завершении проекта, а не регулярно через определенные периоды времени (раз в год);
Во-вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей группы производится с учетом результатов всей организации;
В-третьих, во внимание принимается не только (а во многих случаях и не столько) успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков.
Нетрадиционные методы аттестации начали распространяться достаточно недавно, всего 10-15 лет назад, поэтому их до сих пор часто называют экспериментальными. Тем не менее, некоторые из них уже нашли широкое применение и прочно утвердились в качестве “стандартных” методов оценки персонала многих компаний. К числу таких методов, безусловно, относится “360° аттестация”.
При “360° аттестации” сотрудник оценивается своим руководителем, своими коллегами и своими подчиненными. Конкретные механизмы аттестации могут быть различными (все аттестующие заполняют одну и ту же форму оценки, каждая категория заполняет особую форму, аттестация коллегами и подчиненными проводится с помощью компьютера и т.д.), однако суть этого метода четко отражена в его названии, а именно - получение всесторонней оценки сотрудника.
Нетрадиционные методы аттестации позволяют преодолеть присущие традиционной системе недостатки, однако их использование так же может создавать определенные проблемы для организации. Прежде всего, расширение состава сотрудников, оценивающих аттестуемого, может стать причиной целого ряда конфликтов между ним и его коллегами или подчиненными, связанных с объективностью оценки и восприятием этой оценки как объективной самим аттестуемым. Смещение акцента в сторону потенциала, который достаточно сложно оценить и, самое главное, объяснить оцениваемому человеку, также может стать источником обид и конфликтов. Поэтому новые методы аттестации должны быть тщательно продуманы специалистами и хорошо поняты всеми остальными сотрудниками организации.
психологические методы оценки являются своеобразной разновидностью нетрадиционных методов аттестации. Профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника. В отличие от традиционной аттестации оцениваются не результаты (эффективность работы в занимаемой должности), а потенциал сотрудника. Психологические методы позволяют добиться высокой степени точности и детализации оценки, однако значительные издержки, связанные с необходимостью привлечения профессиональных психологов, ограничивают область их применения. В современных организациях эти методы используются в основном для определения сотрудников с лидерским потенциалом - будущих руководителей. Крупные компании создают специальные программы оценки потенциала своих сотрудников с помощью психологических методов, получивших название Центров оценки потенциала
Организации
периодически оценивают своих сотрудников
с целью повышения
Информация о работе Оценка результатов деятельности персонала