Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:46, контрольная работа
Оценка персонала — это система выявления определенных характеристик сотрудников, которые необходимы для принятия дальнейших управленческих решений, направленных на увеличение результативности персонала.
Под оценкой работы обычно понимают:
процесс сбора, анализа и оценки информации о качестве выполнения специалистами своих должностных обязанностей (или иной порученной им работы);
выяснение степени соответствия трудового поведения персонала и показателей труда требованиям организации и руководства;
определение степени эффективности работы сотрудников.
Одним из вариантов этого метода может служить представление портфолио как наглядный отчет о работе за определенный период.
Рейтинговый метод
Суть его заключается в том, что работники получают оценку по заданным критериям в соответствии с выбранной шкалой. Существуют два варианта - введение рейтинговых шкал, когда оценка ставится от 1 до 3 баллов, от 1 до 4 баллов, от 1 до 5 или 10 баллов - на усмотрение разработчиков шкалы. Второй вариант - это «список», когда выбирается ответ «да» или «нет».
Примеры оценочных анкет
Графическая рейтинговая шкала
Предмет оценки – руководство
почти никогда 12345 почти всегда
почти никогда 12345 почти всегда
почти никогда 12345 почти всегда
почти никогда 12345 почти всегда
почти никогда 12345 почти всегда
Список
Предмет оценки — руководство
да нет
да нет
да нет
да нет
да нет
Оценка эффективности сотрудник
Оцениваемые качества:
результат работы/скорость работы 12345
Тщательность работы - точность/безошибочность
Равномерность работы - работа без значительных колебаний 12345
Подвижность мышления — способность быстро перестроиться в новой ситуации 12345
Самостоятельность - самостоятельность при выполнении заданий 12345
Инициативность - личный стиль при выполнении заданий; применение неординарных решений в нестандартных ситуациях 12345
Выдержка - готовность планомерно работать до завершения задания 12345
Надежность - правильное и в срок выполнение заданий 12345
Многосторонность - временное исполнение других работ 12345
Обмен полученной информацией - устный
и письменный обмен информацией сотрудниками
Работа в команде - готовность к сотрудничеству для совместного решения задачи 12345
Убедительность - ясное изложение сути дела и защита личного мнения 12345
Контактность - готовность к контакту с сотрудниками, тактичность и дипломатичность 12345
Метод заданной группировки работников
Суть метода – группировка сотрудников на несколько групп – от тех, кто работает отлично, и до тех, чья работа неудовлетворительна на фоне остальных.
Тестирование
Тесты – самые известные и распространенные из оценочных процедур. Следует помнить, что они хорошо оценивают относительно простые психологические факторы - формальный уровень интеллекта, эмоциональную устойчивость, коммуникабельность. И очень плохо измеряют сложные факторы - лидерство, инновационность, открытость к обучению, ориентацию на результат. Поэтому тесты чаще всего применяются для оценки персонала на низших позициях, требований к которым немного. В оценке руководителей высшего звена тесты не применяются, либо используются только как вспомогательные инструменты, так как для оценки сложных управленческих компетенций необходимы другие методы.
Оценка персонала с помощью тестов предполагает включение в состав аттестационной комиссии психолога.
Ранговый метод
Несколько руководителей составляют рейтинг сотрудников, потом рейтинги сверяют.
Кейс-оценка
Одна из новых методик оценки персонала - кейс-оценка, или решение ситуационных задач. Существуют два основных методических подхода: кейс «расскажи» и кейс «сделай». В первом случае задается ситуация из библиотечной практики и для анализа предлагается 3-4 варианта ее развития. Выбранный вариант необходимо обосновать.
Кейс «сделай» напоминает деловую или ролевую игру, при которой сотрудник в режиме реального времени должен что-либо сделать. Можно придумать множество различных заданий, адаптируя их к тому, в каких ситуациях может оказаться сотрудник и какие компетенции (а не теоретические знания) ему нужны.
Метод управления по целям
Управление по целям - метод, получивший в последнее время наибольшее признание и развитие не только как метод аттестации, но и как метод управления, как философия менеджмента.
Основная идея заключается в достижении целей организации через постановку целей каждому сотруднику и их согласование. Это позволяет перейти от простого ежедневного выполнения должностных обязанностей (ориентации на процесс) к осознанной работе, нацеленной на важный для организации результат. Этот метод подходит в тех случаях, когда другие методы не работают или могут применяться ограниченно. В первую очередь это касается управленческого персонала, особенно высокого уровня, аттестация которого с использованием других методов дает ограниченные результаты. Управление по целям подходит для творческих видов работ, которые трудно описать количественными и качественными показателями. Руководитель совместно с сотрудником заполняет специальную форму, в которой фиксируются цели сотрудника на следующий период (год, полгода, квартал). Оптимальное количество целей – 7, из них 1-3 обязательно должны касаться развития и профессионального роста и совершенствования сотрудника (например, приобретения конкретных навыков, повышения квалификации и т.д.), остальные – рабочих результатов, то есть тех критериев, которые характеризируют непосредственную работу сотрудника.
Метод «360 градусов»
Неудовлетворенность многих организаций традиционными методами аттестации побудила их начать активные поиски новых подходов к оценке персонала, в большей степени, на их взгляд, соответствующих реалиям сегодняшнего дня. К числу таких методов относится «360° аттестация».
Суть методики - всесторонняя оценка сотрудника - руководителем, коллегами и подчиненными, а иногда и клиентами, однако, поскольку данный метод потенциально конфликтен и пока не проверен в библиотечной практике (и в женском коллективе), высказываться о его преимуществах по сравнению с другими преждевременно.
Завершающий этап аттестации – анализ результатов. Результаты зависят от того, с какой целью проводилась аттестация, и какие методы оценки использовались.
Для конкретного работника по результатам аттестации можно сделать обоснованные выводы о потребности в обучении и развитии, его месте в библиотеке, планировании карьеры, дисциплинарных действиях.
Можно оценить, что происходит в библиотеке в целом и в структурных подразделениях, насколько обоснованно распределяется работа, как планировать человеческие ресурсы, можно ли с имеющимися ресурсами осуществить планы, повысить производительность труда, что нужно для внедрения новых технологий и изменения условий работы, соответствуют ли законодательству нормы и правила, в частности, нормы охраны труда. Также аттестация предоставляет возможность:
Не менее важно по итогам аттестации разработать план действий. Например, если целью было выявление потребности в обучении сотрудников, необходимо разработать план такого обучения; если аттестация проходила для того, чтобы оценить соответствие деятельности сотрудников предъявляемым требованиям, следует составить план действий по приведению деятельности и требований в соответствие.
Планы не обязательно должны быть большими. Можно даже назвать их не планами, а действиями. Главное, чтобы результаты анализа (аттестации) не пропали зря.
Согласно Федеральному закону «О библиотечном деле» (ред. от 03.06.2009 №119-ФЗ), аттестация для библиотечных специалистов является обязательной. Согласно Ст. 26 «…работники библиотек подлежат периодической аттестации». Процедура аттестации должна быть оформлена в соответствии с законодательными требованиями и локальными нормативными документами.
Литература:
Консультацию составила Т. В. Артемьева,
методист научно-методического отдела
СОУНБ им. В. Г. Белинского