Оценка работы библиотечного персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Оценка персонала — это система выявления определенных характеристик сотрудников, которые необходимы для принятия дальнейших управленческих решений, направленных на увеличение результативности персонала.
Под оценкой работы обычно понимают:
процесс сбора, анализа и оценки информации о качестве выполнения специалистами своих должностных обязанностей (или иной порученной им работы);
выяснение степени соответствия трудового поведения персонала и показателей труда требованиям организации и руководства;
определение степени эффективности работы сотрудников.

Работа содержит 1 файл

otsenka_personala.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Оценка работы библиотечного персонала

Консультация в помощь проведению аттестации

Оценка персонала  — это система выявления определенных характеристик сотрудников, которые необходимы для принятия дальнейших управленческих решений, направленных на увеличение результативности персонала.

Под оценкой работы обычно понимают:

    • процесс сбора, анализа и оценки информации о качестве выполнения специалистами своих должностных обязанностей (или иной порученной им работы);
    • выяснение степени соответствия трудового поведения персонала и показателей труда требованиям организации и руководства;
    • определение степени эффективности работы сотрудников.

Оценка персонала – широкое  понятие. Оценка может быть формальной и неформальной (например, ежедневная оценка руководителем подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и разово, в зависимости от конкретных потребностей организации. Оценка может проводиться для решения разных задач, иногда не связанных со стандартами работы (психологическая оценка, сравнение между собой деятельности работников для принятия административных решений и т. п.).

Обычно оценка проводится по трем направлениям:

    • оценка квалификации сотрудника - когда выявляются характеристики эталона и сравниваются с конкретным человеком;
    • анализ результатов работы - здесь оценивают качество выполненных работ;
    • оценка сотрудника как личности - выявляются личностные характеристики и сравниваются с идеальными для данного места.

Одной из форм оценки персонала является аттестация. Аттестация персонала - процедура систематической оценки соответствия деятельности конкретного работника четким стандартам выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности за определенный период времени согласно заданным критериям. Критерии - это те показатели, те характеристики (рабочие, поведенческие, личностные), основываясь на которых можно судить о том, насколько хорошо работник выполняет свою работу. Для проведения аттестации выделяют несколько групп критериев.

Общеорганизационные и  специализированные. Общеорганизационные (корпоративные): наличие и соответствие им одинаково для всех сотрудников. Например: качество, своевременность, полнота выполнения обязанностей и др. Специализированными называют критерии, соответствующие определенному рабочему месту, виду деятельности. Эта группа критериев закрепляется в отдельных документах - методиках оценки деятельности, разработанных для каждой отдельной должности.

Количественные и качественные критерии. В зависимости от того, что будет предметом оценки в первую очередь, можно выделить количественные и качественные критерии или показатели эффективности деятельности того или иного сотрудника.

Количественные показатели являются наиболее распространенными критериями оценки работы персонала. Это самый понятный, самый объективный и самый прямой способ оценки, при котором работники оцениваются на основе достигнутых результатов. При проведении оценки следует учитывать действие факторов, оказывающих влияние на оцениваемые рабочие результаты.

К качественным критериям оценки относят:

  • качество работы;
  • индивидуальные характеристики работника – они оцениваются с помощью различных оценочных шкал, вопросников или тестов, позволяющих оценить личные и деловые качества, а также особенности рабочего поведения, оказывающие влияние на эффективность работы.

При оценке личных качеств работника  на первый план выходят те качества, которые имеют наибольшее значение для достижения высоких результатов: коммуникабельность, личностная зрелость, эмоциональная устойчивость и др. При оценке деловых качеств, как правило, определяется степень проявления у работника качеств, характеризующих его отношение к порученной работе: самостоятельность, ответственность, инициативность, надежность, настойчивость и др.

Оценка рабочего поведения призвана определить, в какой степени работнику свойственны те виды поведения, которые способны внести позитивный вклад в достижение высоких рабочих результатов: поведение в трудных ситуациях, особенности рабочего поведения при взаимодействии с руководителем, коллегами по работе и клиентами.

Объективные и субъективные критерии. Наиболее широкое распространение получили объективные критерии оценки рабочих показателей: стандарты, нормативы качества и производительности. К субъективным критериям относятся такие показатели и характеристики, которые оцениваются на основании мнений и оценок экспертов.

Интегральные и простые  критерии. Если при оценке эффективности работы сотрудника в одном показателе учитывается, комбинируется или сочетается информация, полученная в результате оценки различных характеристик работы, то такой показатель является интегральной оценкой. Если же оцениваются отдельные аспекты работы, например, уровень производительности или отсутствие опозданий на работу, то данные показатели могут рассматриваться как простые критерии. Совокупность простых критериев дает возможность получить дифференцированную оценку работы данного сотрудника, которая в некоторых случаях оказывается предпочтительнее интегральной.

Выбор критериев для оценки персонала библиотеки – один из самых сложных и проблемных моментов при проведении аттестации, так как в теории библиотечного дела методика оценки библиотечных специалистов не разработана. Поэтому в каждой библиотеке определяются свои критерии оценки в соответствии со спецификой работы структурных подразделений, вида, сложности решаемых задач и должностей. Каждая должность предъявляет к работнику определенные требования. Оценка сотрудников, занимающих разные должности, должна базироваться на разных критериях и стандартах. Выбор конкретных критериев оценки (личностные качества, рабочее поведение или рабочие результаты) зависит от категорий оцениваемых работников и от того, как предполагается использовать получаемые результаты.

При оценке работы руководителей необходимо разработать критерии, которые будут учитывать специфику управленческой работы. Например: лидерство, принятие решений, взаимодействие с подчиненными.

Таким образом, аттестация включает в себя оценку профессиональных навыков, индивидуально-личностных качеств, необходимых для успешной работы, а также поведенческих особенностей. Для оценки каждой из этих позиций могут быть использованы различные методы.

Матричный метод

Один из самых простых и распространенных описательных методов. Его суть заключается в сравнении фактических качеств работников с набором качеств, необходимых для работы в занимаемой должности. Большую помощь при применении этой методики могут оказать должностные инструкции и профессиограммы.

Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования к профессии, видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста. Это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области.

Профессиограммы библиотечных специалистов разрабатываются по единой структурной схеме, включающей следующие разделы:

  1. Общая характеристика профессии. Ее социальное значение;
  2. Содержание и формы трудовой деятельности. Производственные операции, взаимосвязи;
  3. Санитарно-гигиенические условия труда;
  4. Профессиональные требования к специалисту;
  5. Профессионально-личностные качества (качества внимания, мыслительные, волевые, речевые, коммуникативные, эмоциональные);
  6. Подготовка кадров, повышение квалификации.

 

Примерная профессиограмма  заведующего отделом ЦБС

 

Статус и основные требования к  руководящей деятельности

заведующего отделом ЦБС

 

    1. Место, занимаемое в организационной структуре ЦБС: линейный руководитель среднего звена.
    2. Объект руководства: отдел.
    3. Производственно-управленческие связи: вертикальные – вышестоящее звено (директор и зам. директора ЦБС); горизонтальные – отделы непосредственного взаимодействия.
    4. Основные функции заведующего отделом.

 

    1. Организация управления:
      1. Планирование и отчетность: планирование основных показателей конкретного направления работы в рамках ЦБС (обслуживание читателей, комплектование фондов и их организация и т.д. в зависимости от того, какой функциональный отдел возглавляет руководитель); составление перспективных, годовых, месячных планов работы отдела, участие в разработке плана развития персонала ЦБС; составление отчетов и справок как по конкретному направлению работы ЦБС, так и о работе руководимого отдела.
      2. Учет и контроль: учет конкретного направления работы в целом по ЦБС, работы отдела; контроль за качеством выполняемых работ, устранением выявленных недостатков как в отделе, так и по конкретному направлению работы ЦБС, выполнением принятых решений и т.д.
      3. Регламентирование деятельности: организационно-правовое регламентирование деятельности сотрудников отдела (разработка должностных инструкций), участие в разработке инструктивно-технологической документации.
      4. Анализ: анализ работы ЦБС по конкретному направлению работы отдела за год, месяц: использование результатов анализа при планировании работы отдела, конкретного направления работы в целом по ЦБС.
      5. Внедрение НОТ: организация нормирования труда сотрудников отдела, участие в разработке норм на управленческие работы, внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда сотрудников отдела, научная организация управленческого труда.
    2. Работа с кадрами: участие в подборе кадров для отдела, их расстановка, обеспечение продвижения; проведение мероприятий по поддержанию трудовой дисциплины в отделе, моральное стимулирование сотрудников, представление к материальному поощрению сотрудников администрацией ЦБС; создание нормального психологического климата в коллективе; участие в организации и проведении профессиональной аттестации сотрудников отдела, участие в формировании резерва руководящих кадров ЦБС; обеспечение повышения квалификации сотрудников, составление заявок на повышение квалификации сотрудников.
    3. Административная работа: составление графиков работы и отпусков сотрудников отдела, прием и сдача дел, проведение деловых совещаний в отделе.
    4. Делопроизводство: написание деловых писем и других документов, подготовка организационно-распорядительных документов по отделу.
    5. Хозяйственная работа: составление заявок на оборудование, канцелярские товары, библиотечную технику, транспорт; участие в проведении инвентаризации в отделе, в перераспределении оборудования; организация и проведение санитарных дней в отделе.

 

Права и ответственность заведующего  отделом

Заведующий отделом  имеет право:

  1. Действовать от имени отдела и представлять его по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
  2. Давать директору ЦБС предложения о приеме, увольнении или переводе в другое структурное подразделение ЦБС сотрудников отдела в соответствии с трудовым законодательством.
  3. Определять права и обязанности сотрудников отдела, согласовывая их с дирекцией ЦБС.
  4. Налагать на нарушителей производственной и трудовой дисциплины взыскания в соответствии с трудовым законодательством и правилами трудового распорядка ЦБС, а в случае необходимости передавать материалы в дирекцию.
  5. Предоставлять директору ЦБС предложения о премировании сотрудников отдела.

 

Заведующий отделом несет ответственность:

  1. За содержание и качество работы руководимого отдела.
  2. За расстановку и использование кадров.
  3. За соблюдение трудового законодательства, производственной и трудовой дисциплины, правил охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии в отделе.
  4. За нарушение исполнительской и технологической дисциплины перед вышестоящим руководством.

 

Наиболее типичные формы и методы реализации функций

 

Административные: подготовка и принятие перспективных решений, оформление их в виде планов, распоряжений и т.д.; принятие текущих решений (оперативно-распорядительная деятельность); дача поручений; контрольная деятельность (за выполнением решений, соблюдением трудовой и технологической дисциплины, качеством выполняемых работ и т.д.); применение административных санкций и поощрений.

Социально-психологические, педагогические: индивидуальные беседы с сотрудниками отдела с определенной целью (выявление возможностей работника, его сильных и слабых сторон, свойств характера), индивидуальный подход к выбору методов воспитания сотрудников.

 

 

Метод аттестационного  собеседования

Во время собеседования происходит обсуждение результатов работы аттестуемого за истекший период, дается оценка этой работы непосредственным руководителем и самим сотрудником, задаются вопросы, заранее разработанные аттестационной комиссией.

Существуют различные варианты собеседования, например, можно попросить  специалиста подготовить доклад (сообщение, отчет) по следующим пунктам:

Информация о работе Оценка работы библиотечного персонала