Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 06:05, курсовая работа
В связи с этим возрастает актуальность использования в деятельности руководителя обязательной оценки эффективности управления, разработки показателей эффективности, которые характеризовали бы состояние управления на конкретном предприятии или участке работы.
Целью настоящей работы является изучение понятий эффективности и способов ее оценки. Задачи работы: изучение существующих подходов к понятию эффективности, видов эффективности управления, методов исследования оценки персонала, а также понятий результативности работы сотрудников.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 4
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 4
2. ПОКАЗАТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ 6
3. ОЦЕНКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ И УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ 7
4. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА 11
5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 18
Эм = МЗ/ВП,
где: МЗ – материальные
затраты; ВП – стоимость выпущенной
продукции.
Снижение материалоемкости продукции
– одно из главных направлений повышения
эффективности в промышленности и строительстве,
так как затраты на материалы составляют
более половины затрат на производство
продукции этих отраслей. Как правило,
это достигается внедрением новых ресурсосберегающих
технологий, заменой дорогостоящих материалов
более дешевыми.
Эф = ВП/ОФ,
где: ОФ – стоимость основных производственных фондов; ВП – стоимость выпущенной продукции. К основным производственным фондам относятся: средства труда (производственные здания и сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные средства и тому подобные) которые участвуют в производстве. Важнейшими направлениями повышения эффективности использования основных фондов являются: повышение коэффициента сменности работы предприятия, сокращение потерь рабочего времени оборудования и др.
Эп = К/∆П,
где: К – объем капитальных вложений; ∆П – прирост прибыли, вызванный этими капитальными вложениями за год. Как известно, оптимальный срок окупаемости капитальных вложений не должен превышать двух лет.
Эт = ВП/ЧР,
где: ЧР – среднегодовая численность работников, занятых на предприятии.
Кроме того, производительность
труда определяется выработкой продукции в единицу времени.
Повышение производительности труда зависит
от ряда факторов: технического уровня
производства, квалификации работников,
качества и наличия в необходимом количестве
материалов и т.д.
Материалоемкость, фондоотдача, окупаемость
капиталовложений – это показатели, характеризующие
экономическую эффективность использования
отдельных ресурсов.
Между тем, на каждом
предприятии необходимо определить
обобщающий показатель, позволяющий
оценить эффективность работы предприятия
в целом. В условиях рынка таким показателем
служит рентабельность, как отношение
полученной прибыли к издержкам:
Эр = П/С*100%,
где: П – расчетная
прибыль, т.е. прибыль оставшаяся в
распоряжении предприятия; С – издержки,
связанные с созданием и
Приведенные показатели
экономической эффективности
Динамический показатель эффективности
менеджмента можно представить следующим
образом:
Эмд = (По – Пб)/ (Ро – Рб),
где: По,Пб – конечные показатели (прибыль) предприятия, соответственно, в данном и базисном годах; Ро, Рб – расходы, соответственно, в данном и базисных годах. Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 руб. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента. Динамику экономической эффективности менеджмента характеризует также сравнение этих показателей за два или более периода, дающее показатель относительного изменения эффективности менеджмента, выраженный в процентах:
∆Э = (Э2 – Э1)*100/Э2
где: Э1 и Э2 – экономическая
эффективность управления предприятием,
соответственно, в базисном и данном годах.
Приведенные динамические показатели
целесообразно рассчитывать также при
осуществлении коренных изменений системы
управления организацией, при сравнении
различных вариантов совершенствования
системы управления. Оценка реальной взаимосвязи
конкретных показателей эффективности
менеджмента и перечисленных характеристик
системы управления позволяет диагностировать
систему управления, вскрывать ее потенциальные
возможности, определять пути совершенствования.
Удовлетворенность работника трудом – один из показателей социальной эффективности управления, это состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценке возможностей реализации этих запросов. Существует целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении.
Наибольший интерес представляет знание ситуационных факторов в организации, определяющих установки личности. Приведем основные факторы, влияющие на чувство удовлетворенности работой.
1. Оплата труда. Сумма денежного вознаграждения (заработная плата и льготы) за работу, воспринимаемая с учетом социальной справедливости (соотнесенная с вознаграждениями других работников) и соответствующая персональным ожиданиям.
2. Собственно работа. Мера, в которой трудовые задания воспринимаются интересными, интеллектуальными и предоставляют возможность успешного обучения и принятия ответственности, дают определенный статус и не ведут к чрезмерному психофизическому утомлению.
3. Личностный
интерес к работе как таковой.
Труд как осознанная и
4. Возможности продвижения по службе. Наличие возможности для роста и различных форм карьерного продвижения с учетом субъективной ценности вознаграждения.
5. Стиль руководства, лидерства. Способность руководителя проявлять интерес и заботу о подчиненном, оказывать техническую и моральную поддержку, помогать ослабить ролевой конфликт и неоднозначность ситуации, создавать обстановку вовлеченности сотрудников в процесс принятия решений.
6. Коллеги, сослуживцы
по работе. Степень компетентности
сослуживцев, уровень их
7. Условия работы,
сравнимые с индивидуальными
физическими потребностями,
Для воздействия
на мотивацию работников и для
повышения их готовности напряженно
работать в интересах организации
необходимо не только исключить те
внешние факторы, которые могут
снижать удовлетворенность
Учитывая влияние удовлетворенности трудом на рабочее поведение человека, для руководителя важно знать основные источники удовлетворенности, то есть факторы, оказывающие влияние на степень удовлетворенности трудом его подчиненных, и, следовательно, выбрать оптимальные направления мотивации трудовой деятельности.
Оценка удовлетворенности персонала трудом способствует принятию руководством взвешенных, обоснованных решений, для чего необходимо обладать достоверной, своевременной, полной информацией о состоянии трудовых ресурсов в организации.
Источниками информации о мнениях работников могут быть групповое (например, обследование отдельной категории персонала) и индивидуальное интервью, анкетирование и др.
Причины неудовлетворенности,
выявленные с помощью оценки, могут
быть устранены с помощью доступных
организации управляющих
Для повышения уровня удовлетворенности персонала (и, тем самым, достижения значительных преимуществ компании перед конкурентами) через внедрение системы оценки удовлетворенности организации необходимо предпринять следующие основные шаги.
Шаг 1. Оценить
текущий уровень
Шаг 2. Организация системы регулярного мониторинга удовлетворенности персонала трудом и использование информации для принятия обоснованных управленческих решений в области управления персоналом. Проведение обследований уровня удовлетворенности персонала с определенной регулярностью поможет на ранней стадии предупреждать возникновение возможных проблем. Таким образом, это позволит организации удержать ключевых сотрудников. Затраты на проведение обследований окупаются существенной экономией денежных средств и времени на подбор, обучение и адаптацию новых работников.
На этом этапе
основной акцент в работе целесообразно
перенести на службу персонала самой
организации, отдавая на аутсорсинг
лишь некоторые функции или бизнес-
Шаг 3. Совершенствование
системы регулярного
Принимая во внимание изменения, происходящие во внешней среде и в самой организации, необходимо совершенствовать методологию оценки (например, изменять анкету опроса, выборку и т. д.), методы анализа информации и др. Это позволит привести используемый инструментарий оценки удовлетворенности в соответствие актуальным требованиям организации для получения более точных результатов.
Различают три вида эффективности:
Можно выявить взаимосвязь между функциями управления и различными видами эффективности (табл. 1).
Таблица 1
Взаимосвязь между функциями управления и индивидуальной,
групповой и организационной эффективностью
Функции управления |
Эффективность | ||||||
личности |
группы |
организации | |||||
Общие функции управления |
планирование
|
четкое понимание задачи |
четкое понимание цели |
четкое понимание миссии | |||
организация |
проектирование работ |
функции и размер отделов |
интегрированные методы и процесс | ||||
контроль |
индивидуальная результативность |
групповая результативность |
организационная эффективность | ||||
мотивация |
индивидуальная |
групповая |
организационная | ||||
координация |
межличностная |
межгрупповая |
внутриорганизационная | ||||
Функции управления персоналом |
формирование |
обязанностей и полномочий |
структуры подразделений |
структуры организации | |||
использование |
потенциала личности |
потенциала группы |
организационных ресурсов | ||||
развитие |
индивидуальных компетенций |
навыков группового взаимодействия |
образовательных программ |
Информация о работе Оценка эффективности управления персоналом