Общие законы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:32, реферат

Описание работы

Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное - это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.

Работа содержит 1 файл

Общие законы организации.docx

— 25.89 Кб (Скачать)
 
 

Введение 

     Каждая  организация представляет собой  маленькое общество со своими населением и территорией, экономикой и целями, материал ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свою историю, культуру, технологию и персонал. Существуют формализованные коммуникации и  неформальные отношения человека с  другими людьми, их соотношение должно заранее определяться руководителем.

     Среди элементов, влияющих на формализованные  коммуникации и неформальные отношения  можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в  организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные  виды нормативной документации. Особенное - это колорит отношений, который  в отдельных случаях может  иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и  особенного в отношениях людей существенно  влияет на общее и особенное в  деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или  иного закона.

     Понятие «организация» следует рассматривать  с двух сторон: статической и динамической. В первом случае термином «организация»  можно описать состояние внутренней упорядоченности, согласованности  и взаимодействия частей целого. В  этой трактовке понятие «организация»  тождественно понятию «система».

     Для управления изменениями на каждом направлении  необходимо назначить руководителя, который по своим знаниям способностям, опыту и авторитету в состоянии  обеспечить достижение поставленных целей  в указанные сроки и с помощью  выделенных средств. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основополагающие  законы организации

1.1 Закон синергии 

     Любая организация характеризуется следующими элементами: производительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к  внешней среде, микроклимат в  коллективе, кадровый потенциал, технический  потенциал, перспективы развития, имидж. Они определяют потенциал организации, ее способность к деятельности. Процесс  существенного усиления или ослабления потенциала материальной системы называется синергией.

     Закон: Для любой организации существует такой набор элементов, при котором  ее потенциал всегда будет либо существенно  больше простой суммы потенциалов  входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше.

     Задача  руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный  характер. Заранее спроектировать условия  достижения синергии достаточно трудно. Также трудно оценить возможное  увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта  пока не производится. Однако проводятся накопления статистических данных о  влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.

     Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в  организационном исполнении, его  реализация может быть частично формализована  с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций. Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь  мало общего. Основные принципы данного  метода: число участников 4-12; запрещаются  насмешки, критика, даже позитивная; для  обсуждения формулируются 1-2 зависимые  друг от друга задачи; продолжительность  конференции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе  и абсурдных. В США распространен  метод «мозговой атаки», в его  основе лежит стимулирование подсознания, который является неиссякаемым источником человеческого духа, появления блестящих  идей.

     Все методы должны быть направлены на усиление действий закона синергии.

1.2 Закон самосохранения 

     Теоретической основой для анализа общего состояния  организации является закон самосохранения.

     Закон: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить  себя (выжить) и использует для этого  весь свой потенциал (ресурс).

В аналитическом  виде данный закон имеет следующий  вид: 

У Ri > У (V1i + V2i); 

где Ri - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и так  далее), способствующий ее развитию.

V1i - ресурс  внешнего разрушительного воздействия. 

V2i - ресурс  внутреннего воздействия, стремящегося  ликвидировать организацию или  нанести ей ощутимый вред. 

     Таким образом, общая сумма созидательных  ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

Левая часть  в формуле называется “энергией  удержания”, а  правая - “энергией ликвидации”. Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.

     Для анализа положения организации  очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР). Он вычисляется  по формуле: разность ресурсов удержания  и ликвидации поделить на суммарный  объем ресурсов удержания.  

УР= (У-Л / У) * 100%.  

     Представляют  практический интерес 7 уровней самосохранения. (В них встречаются такие характеристики как: «организацию следует немедленно ликвидировать» или же «Нормальная, благоприятная ситуация в рыночной экономике».) 

     Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный  ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4 стратегии.

     Пассивно-индивидуальная. Основана на ожидании партнеров и  предложений для заполнения свободных  ниш в деятельности сторонних  организаций. Эта стратегия предполагает проведение умеренной рекламной  кампании.

     Основная  особенность такой стратегии - предпринимательский  риск. Ведь, по сути, руководитель просто сидит и ждет, потребуются ли кому-нибудь услуги или товары его организации. Эту стратегию стоит применять, когда у предпринимателя уже  есть иной стабильный источник доходов, ведь здесь довольно велик риск быть невостребованным и обанкротиться.

     Пассивно-коллективная. Основана на заинтересованности государства  или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны.

     Активно-индивидуальная. Стратегия постоянного поиска фирмы  своей ниши в науке, технологии и  информации.

     Активно-коллективная. Предполагает создание руководителем  собственной инфраструктуры под  собственную организацию.

     Удержаться  на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации  на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала.

     Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может  существенно увеличить страховое  поле и уменьшить количество конечных рисков. Для комплексного страхования  юридического лица необходимо реализовать 9 отраслей страхования (среди них  такие как страхование имущества, транспортное страхование, страхование  профессионализма персонала, страхование  интеллектуальной собственности.) 
 
 
 
 
 

1.3 Закон развития 

     Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Две формы развития - эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход  от одного состояния материи к  другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения  базиса). Выделяют также прогрессивное  и регрессивное развитие. 

     Развитие  организаций обусловлено следующими факторами: 

-  изменение  внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.) 

- изменение  внутренней среды (перемещения  работников, переход на новые  технологии и др.) 

- потребности  и интересы человека и общества (потребность в самовыражении  человека, потребность в прибавочном  продукте общества и др.) 

- старение  и износ материальных элементов  (оборудования, человека, технологии) 

-  изменение  экологии 

-  технический  прогресс 

-  глобальное  состояние мировой цивилизации 

     Закон развития: каждая материальная система  стремиться достичь наибольшего  суммарного потенциала при прохождении  всех этапов жизненного цикла.

     Закон развития опирается на принципы: 

- инерции  - изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое  время после начала воздействий  изменений во внешней или внутренней  среде и продолжается некоторое  время после их окончания;

- эластичности - скорость изменения потенциала  зависит от самого потенциала.

На практике эластичность системы оценивают  в сравнении с другими системами  исходя из статистических данных или  классификаций. В чем состоит  значение эластичности. Например, для  организации обладающей высокой  эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники  в короткие сроки освоили и  стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;

- непрерывности  - процесс изменения потенциала  системы идет непрерывно, меняются  лишь скорость и знак изменения;

     Стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности. 

     Успешное  развитие и рост организации могут  привести к синдрому большого бизнеса, который характеризуют следующие  признаки: 

-   крайне  централизованный и разбухший  аппарат управления; 

- всеохватывающая  система специальных форм и  процедур для принятия повседневных  решений; 

-  рост  числа всякого рода совещаний  для выработки таких решений; 

- передача  решений и ответственности из  одного отдела в другой.

     Снять синдром большого бизнеса позволяют  методы регрессивного развития путем  движения назад к более простым  структурам.

     Бизнес-план - это основа эффективной реализации закона развития. Он является правопреемником  известного среди многих поколений  экономистов бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического плана). Бизнес-план - это соединение фоновой (пояснительной) информации со строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем  интересующую его информацию.

1.4 Закон информированности-упорядоченности

     Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и  хранении данных. Данные - это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и  назначения. Управленческая информация - это данные, несущие в себе новизну  и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается  как часть данных.

     Обычно  информацию разделяют на 2 больших  класса: объективную (овеществленную в  товаре (например, о работнике - диплом об образовании, трудовая книжка)) и  субъективную (отраженную, организованную людьми).

     Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и  ее получатель (информант).

     Информация  обладает такими характеристиками, как  объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

     Информатизация  управления вносит коррективы в существующие формы управленческого труда  и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов  и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон соотносительности управляющей  и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон  экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления.

Информация о работе Общие законы организации