Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа
В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса.
Глава 1.
Общие принципы формирования
стратегии развития
предприятия и
осуществления стратегического
управления.
1.1 Понятие и назначение стратегии предприятия
В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Однако стратегии, единой для всех фирм и организаций не существует, так же как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
Но существует ряд обобщенных принципов выработки стратегии поведения фирмы и осуществления стратегического управления.
Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения, и позволяющие ,добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности и в результате позволяет организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Хотя стратегическое
управление является важнейшим фактором
успешного выживания в
Отсутствие стратегического управления , выражается прежде всего в следующих двух формах:
1. Во-первых, организации
планируют свою деятельность
исходя из того, что окружение
вообще не будет меняться или
в нем не будет происходить
качественных изменений.
Стратегическое
управление в каждый данный момент
фиксирует, что организация должна
делать в настоящем, чтобы достичь
желаемых целей в будущем. Учитывая
то, что окружение и условия
жизни организации будут
2. Во-вторых, при
нестратегическом управлении
В целом, стратегическое
управление - это симбиоз интуиции
и искусства высшего
Необходимы огромные усилия и большие затраты на то, чтобы в организации начал осуществляться процесс - стратегического управления. Требуется создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов ,обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и реагировать на любые изменения внутри и вне организации. А для этого требуется гораздо больше затрат. Службы маркетинга, общественных отношений приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.
Одной из ключевых
составляющих стратегического управления
является стратегия. Отечественные
и международные аналитики
Растет понимание важности для каждого предприятия наличия гибких долговременных целей, планирования целенаправленного развития в долговременной перспективе. Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Необходимо сознательное управление изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
Понятие «стратегия» («наука и искусство развертывания войск для боя») вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение.
По своему существу стратегия - комплексный план для принятия управленческих решений, определяющий границы возможных действий организации. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
Стратегия организации
- взаимосвязанный комплекс долгосрочных
мер по укреплению жизнеспособности
и мощи организации по отношению
к ее конкурентам. Стратегия поведения
организации в рыночной экономике
должна нести в себе возможность
получения преимуществ от изменений
и порождаемых ими
Стратегия организации
по существу - набор правил для принятия
решений, которыми организация руководствуется
в своей деятельности. Правила
устанавливают границы
Экономическая
сущность стратегии организации
состоит в следующем: стратегия -
это процесс, определяющий последовательность
действий организации по разработке
и реализации стратегии. Процесс
выработки стратегии включает анализ
внешней и внутренней среда организации,
постановку целей, выработку стратегии,
и не завершается каким-либо немедленным
действием. Обычно он заканчивается
установлением общих
Как только в
процессе поиска открываются конкретные
альтернативы, появляется и более
точная информация. Однако она может
поставить под сомнение обоснованность
первоначального
На последнем этапе фирма подготавливает окончательный стратегический план исходя из ранее проведенных разработок, предложений нижестоящих уровней.
С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде можно выделить следующие виды планов:
Стратегический
план - долговременный план, как правило,
охватывающий период десять - пятнадцать
лет, в котором формулируются
главные цели предприятия на перспективу,
конкретные задачи, привязанные по
времени и ресурсам, общая стратегия
достижения поставленных целей. Не используя
преимущества стратегического планирования,
организация в целом и
Долговременные планы - разрабатываются на несколько лет и нацелены ,на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются как составная часть стратегического плана.
Текущие планы - детальные планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги.
Оперативные планы - детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации, характеризуются большим разнообразием используемых методов и приемов.
Инвестиционные проекты - долговременные планы капитальных вложений, направляемые на создание новых производственных площадей.
Бизнес - план - план создания новой фирмы, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.
Стратегическое управление и планирование определяют цель движения вперед.
Стратегическое
планирование - одна из функций управления,
которая представляет собой процесс
выбора целей и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает
основу для всех управленческих решений,
функционирования организации, мотивации
и контроля. Не используя преимущества
стратегического планирования, организация
в целом и отдельные ее члены
будут лишены четкого способа
оценки и направления работы предприятия.
Процесс стратегического
Стратегический план - документ, выражающий миссию предприятия, его долгосрочные цели и задачи, стратегию их достижения с учетом внешней среды и внутренних особенностей предприятия.
Роль стратегического
плана для предприятия в
1.2 Этапы стратегического планирования
Стратегическое планирование включает следующие этапы:
Анализ внешней и внутренней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы, и выработку стратегии поведения, позволяющую фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Одной из ключевых ролей управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:
получение ресурсов из внешней среды (вход);
превращение ресурсов в продукт (преобразование);
передача продукта во внешнюю среду (выход).
Управление призвано
обеспечивать баланс входа и выхода.
Как только в организации нарушается
этот баланс, она встает на путь умирания.
Современный рынок резко усилил
значение процесса выхода в поддержании
этого баланса. Это как раз
и находит отражение в том,
что в структуре