Общие функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является теоретическое изучение природы и состава функций менеджмента. Объект работы: теоретические аспекты функций менеджмента.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть специфику понятий управления и менеджмента;
2. провести теоретический анализ системы функций менеджмента.

Содержание

1. Введение. 3
2. Общие функции менеджмента. 4
3. Заключение. 10
Список литературы. 11

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Пермский  институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования 

Российский  государственный торгово-экономический  университет 
 
 
 
 

Кафедра менеджмента и права 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине: «Менеджмент» 

Вариант № 7 «Общие функции  менеджмента» 
 
 
 
 
 

              Выполнил:                                         

              студентка группы БЗ-24

              Глумова Марина Ивановна 
               

              Проверил:

              преподаватель

              Волков  Владислав Иванович 
               
               
               

  

Пермь 2011

План  работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Введение.

      В процессе развития общества появляются потребности в новых товарах  и услугах. Для их производства необходимо выполнение различных работ, которые часто требуют совместных усилий многих работников. Возникает необходимость согласования этой совместной деятельности.

     С развитием рыночной экономики, в  частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". 

      Но  прежде чем говорить о менеджере  и его функциях, надо ввести понятие "менеджмента". Этот термин пошел от американского «management» - управление. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

      Если  немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит: изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование; производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью; управление персоналом, следовательно знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

      Ведь  основная функция менеджмента - это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.

      Для успешного управления организацией необходимо выполнение всех функций  в комплексе, следовательно, вопрос изучения их состава и природы  всегда актуален.

     Целью контрольной работы является теоретическое изучение природы и состава функций менеджмента. Объект работы: теоретические аспекты функций менеджмента. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

     1. рассмотреть специфику понятий  управления и менеджмента;

     2. провести теоретический анализ  системы функций менеджмента. 
 
 

     2. Общие функции менеджмента.

     Любой вид человеческой деятельности может  быть представлен как совокупность отдельных операций, выполняемых  участниками этой деятельности. А  управленческой деятельности такие операции принято называть функциями, которые своей целью имеют обеспечение работы организации в целом или ее подразделения в заданном режиме. Понятие «функция» тесно связано с такой управленческой категорией, как задача, задание в совокупности с технологией ее выполнения. В бизнесе они образуют функции менеджмента и аппарата управления.

     Функции управления многообразны. Существуют различные подходы к их классификации. Одним из таких подходов может  быть разделение функций на общие и специализированные. К общим принято относить:

     - планирование,

     - организация,

     - мотивация,

     - контроль.

     Иногда  к этим функциям относят и координацию, но чаще ее считают подфункцией, обеспечивающей согласование и взаимодействие остальных  функций. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

     Рис.1 Взаимосвязь общих функций менеджмента.

     

     Специализированные  функции включают в себя управление:

     - производством;

     - экономикой и финансами;

     - персоналом;

     - маркетингом;

     - технической политикой и инновациями.

     Рассмотрим  подробнее природу и состав каждой из функций менеджмента.

     1. Планирование (стратегическое) - это одна из важнейших функций управления, обеспечивающая основу всех управленческих функций. Экономическое прогнозирование – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации. Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством. Другие функции: организация, мотивация и контроль ориентированы на выполнение стратегических планов (3).

     Наиболее  существенным при планировании является выбор цели организации. Для того чтобы цели способствовали эффективной  деятельности организации, они должны соответствовать ряду требований. Во-первых, они должны быть конкретными и  измеримыми.

     Началом выполнения функции планирования является постановка целей. Она включает следующие  этапы:

     1. Выбор цели.

     2. Определение исходных предпосылок  для предстоящего принятия решений.

     3. Поиск и определение альтернатив  для принятия решений.

     4. Выбор наилучшей альтернативы среди имеющихся.

     5. Исполнение плана.

     При выполнении функции планирования, как  правило, принимаются эффективные  решения. В основе принятия таких  решений лежит действие двух факторов:

     а) выбор наилучшей альтернативы,

     б) учет возможностей исполнителей принимаемого решения.

     Этими факторами определяется качество решения. Эффективное решение может быть выражено условно формулой:

     Эффективность решения = Качество решения x Принятие его исполнителями

     Планирование  исключает выполнение незапланированных действий, поскольку они могут быть неадекватны поставленной цели.

     При осуществлении функции планирования учитываются следующие требования:

     1. Устранить отрицательный эффект  неопределенности и измерения.

     2. Сосредоточить внимание на основных  задачах этого этапа.

     3. Составить бюджеты

     4. Облегчить контрольную функцию  управления.

     При выполнении функции планирования реализуется  принцип принятия обязательств, который  рассматривается с учетом гибкости самого планирования для уменьшения риска потерь (финансовых, материальных и др.)

     Остановимся на некоторых характерных признаках, проблемах, связанных с планированием. Во-первых, планирование всегда опирается  на данные прошлого и настоящего, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в будущем. Поэтому его надежность зависит от точности фактических показателей прошлого. Для этого служат разного рода отчеты (производственные, статистические и т.д.), при этом самыми достоверными из них являются бухгалтерские отчеты. Во-вторых, планирование следует начинать от так называемых «узких» мест, таких сфер, в которых возможность влияния на развитие дел более ограничена. Чаще всего это сфера финансов и сбыта. В-третьих, из-за недостаточной опорной информации приходится вводить так называемые резервы («коэффициенты безопасности»), что может привести к неточности, частым корректировкам. В-четвертых, качество планирования во все большей степени зависит от компетенции сотрудников, их глубоких знаний и интуиции. Планирование - это выражение воли руководителей, менеджеров. И, наконец, в-пятых, системы планов снижают риски, но не являются гарантией достижения цели. Необходимо помнить, что строгое планирование душит новые идеи, так как не может дать вдохновения, подсказывающего следующий шаг.

     2. Функция организации. А.Файоль говорил об организации как об одной из функций управления: «Организовать предприятие - значит снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом» (3).

     Управление  является динамическим, изменяющимся процессом, что касается организации, то это есть статика дела, или «анатомия» предприятия (по В.И.Терещенко).

     По  П.Друкеру, организационная деятельность - это процесс, посредством которого руководитель устраняет неразбериху, конфликты между людьми и создает внутриорганизационную среду, пригодную для осуществления совместной деятельности.

     Исходными предпосылками выполнения функции  организации являются следующие  факторы:

     а) учет руководителем своих возможностей (потенциальных и реальных), а  также имеющихся резервов (материальных, людских);

     б) учет возможностей своих исполнителей;

     в) правильная расстановка персонала.

     Смыслом организационной работы менеджера  является установление и поддержание  определенного порядка в деятельности. Организация в сфере управления - это работа с персоналом, создание организационных систем, маркетинговая, информационная и экономическая деятельность коллектива и т.п.

     Деятельность  по координации работы других людей  составляет сущность управления. Для того чтобы организация могла выполнить свои цели, ее задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. По этой причине управление является важнейшей деятельностью в организации.

     Общее для всех организаций - это то, что  они нуждаются в управлении. Большинство  организаций имеют горизонтальное разделение труда. Классический пример которого: производство, финансы и маркетинг. Это основные виды деятельности, которые необходимы для успешной работы организации.

     3. Функция мотивации. В жизни поведение человека всегда мотивировано. Под мотивом понимают активные движущие силы, определяющие поведение людей, мотивация - система факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи.

     Мотивация - это процесс побуждения себя и других работников к активной деятельности для удовлетворения личных потребностей и для достижения целей организации. С другой стороны, мотивация как создание внутреннего побуждения к желательным действиям является сложным психологическим процессом. Цепочка взаимосвязи основных факторов, обуславливающих поступки человека, выглядит следующим образом: внешняя среда - потребности - интересы - побуждение - решение действовать - установка - поступок (действие). Упрощенную модель процесса мотивации можно представить состоящей из трех элементов: Потребности - Целенаправленное поведение - Удовлетворение потребностей. 

Информация о работе Общие функции менеджмента