Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:13, доклад
Швейцария (полное официальное название страны — Швейцарская Конфедерация) — сравнительно небольшое по площади (41,3 тыс. км2) и населению (7,5 млн в июле 2007 г.) государство, расположенное в центре Западной Европы. Швейцарская Конфедерация была основана 1 августа 1291 г., когда кантоны Ури, Швиц и Унтервальден подписали между собой «вечный союз», касающийся совместной оборонительной политики. Число кантонов, присоединившихся к альянсу трех первокантонов — основателей Швейцарской Конфедерации, с каждым столетием увеличивалось. На сегодняшний день в состав Швейцарии входят 23 кантона, три из которых делятся на полукантоны, что в общей сложности составляет 26 полноправных субъектов конфедерации.
Необходимо также особо подчеркнуть швейцарский стиль ведения переговоров, основанный на стремлении к достижению консенсуса между участниками процесса путем соблюдения баланса интересов, готовности пойти на уступки и компромиссы во имя выгоды конечного решения.
Характеризуя культуру бизнеса в Швейцарии, необходимо подчеркнуть изначально присущий швейцарцам индивидуализм как на личностном уровне, так и на уровне предпринимателей и предприятий. В подобных условиях очень важной становится интеграция работников-индивидуалистов, осуществляемая в условиях децентрализации, так характерной для швейцарцев.
Между
работником швейцарского предприятия
и его работодателем
Швейцарцы по своей сути необычайно прагматичны, им присущ реализм. Это
не люди слова, это люди дела. Для них выдумки и фантазии не стоят ничего, но четкая и своевременная реализация задуманного ценится очень дорого. Швейцарцы не решают грандиозных задач и не берутся за реализацию несбыточных дел. Они действуют по принципу: нет грандиозных проектов — нет фандиозных проблем от их реализации.
Если швейцарцы и берутся за реализацию каких-либо сложных работ, то только в том случае, если считают поставленную задачу выполнимой и верят в то, что ими задумано
Швейцарцы конкретны, четки и определенны в деталях. Они не любят теоретизировать, ими особенно почитается опыт. Поэтому нередко специалисты-практики на предприятиях предпочтительнее теоретиков-интеллектуалов. При этом необходимые управленческие и технические кадры (до 2/3 персонала швейцарских компаний), как правило, воспитываются в швейцарских же университетах и политехнических школах.
На вопрос, чему самим швейцарцам стоило бы поучиться у иностранцев, они
неизменно отвечают: умению на широкую ногу отмечать годовщины и праздники, беззаботно смеяться и веселиться, радоваться жизни. Однако серьезность и основательность швейцарцев создают им отличную репутацию в тех сферах деятельности, где подобное считается позитивными факторами. Здесь можно отметить великолепную репутацию швейцарских школ, клиник, гостиниц, горнолыжных курортов и банков. Качество товаров, сделанных в Швейцарии, не подлежит сомнению именно из-за великолепной репутации их производителей, которым присущ перфекционизм во всем.
Интересно также, что швейцарцы по своей сути являются еще и закоренелыми пессимистами. Они всегда рассчитывают на самый худший исход и любят жаловаться на катастрофы, войны, агрессивное давление со стороны иностранцев.
Вместе с тем они не готовы терять с легкостью то, что было ими заработано с таким
трудом. Вот почему в Швейцарии граждане застрахованы лучше всех в мире на все случаи жизни. Традиционные для многих стран полисы медицинского и пенсионного страхования дополняют полисы страховок риска гражданской отвественности, страховки от пожара, несчастного случая, кражи, безработицы, смерти, инвалидности, природных катастроф, аварий. Поэтому швейцарцы готовы ко всему, даже к началу ядерной войны или возникновению эпидемии сверхопасных заболеваний (система гражданской обороны страны гарантирует каждому швейцарцу место в специально оборудованном бомбоубежище, и на каждого жителя страны уже создан запас вакцины и медикаментов от птичьего гриппа).
Готовы ко всему худшему и швейцарские предприятия, которые заинтересованы в том, чтобы минимизировать любые риски. В данном контексте стратегией швейцарских предприятий в отличие от американских является вовсе не максимизации прибыли, а минимизация рисков. Швейцарские предприятия в обязательном порядке, гарантированном законом, обязаны располагать стратегическими запасами — резервными активами, составляющими 20% расходов прошлого периода. Подобная предусмотрительность швейцарцев наряду с безусловно положительным стремлением минимизировать риски, в какой-то степени вредит динамике развития национальной экономики, поскольку воспитывает в гражданах страны скорее не потребителей с растущими запросами, а очень осторожных накопителей — консервативных инвесторов.
Индивидуализм, автономия и независимость швейцарцев приводят к особому священству частной собственности. В Швейцарии достаточно повесить табличку Prive, чтобы обезопасить парковочное место, лужайку либо жилище от непрошеного и несогласованного вторжения. Это позволяет каждому швейцарцу обладать своим собственным неприкосновенным местечком, в том числе отведенным пространством на работе, на которое коллеги никогда не будут посягать (а тем более любопытствовать о содержимом чужого рабочего стола или компьютера).
Чувство автономии, индивидуальности и частной собственности определяет
желания многих швейцарских компаний оставаться независимыми в современном мире глобальных слияний и поглощений.
При характеристике швейцарской модели менеджмента достаточно часто выделяют такие ее особенности, как мужской характер стиля управления, аналитический склад директоров, безличностный подход к делам, упор на индивидуализм, отсутствие чувств, ориентированность на процесс. Однако это лишь поверхностное мнение. Фактически форма управления в швейцарских компаниях, как мы уже отмечали, напоминает пирамиду, т. е. вертикальную иерархичную структуру со значительным уровнем субординации на местах. Подобное делегирование полномочий сверху вниз дает возможность не только следовать распоряжениям из центра, но и уточнять и обсуждать отдаваемые приказы. Швейцарцев отличает прагматизм в управлении, высокое чувство ответственности и субординация. Особенность швейцарских предприятий такова, что каждый работник со своим профессиональным опытом и индивидуальностью вносит вклад в общее дело компании. Таким образом, швейцарское предприятие представляет собой совокупность работников-индивидуалистов, делаюших обшее дело.
Иерархия на швейцарских предприятиях — не только концепция организации;
она никоим образом не подавляет индивидуальность и низшие по уровню звенья.
В швейцарских компаниях даже уборщица является достойным и уважаемым членом трудового коллектива. Это важно, поскольку для швейцарских руководителей необходимо хорошо знать людей, чтобы принимать правильные управленческие решения. Швейцарский шеф не должен играть в начальника, он точно такой же человек, как и его подчиненные. Этому не мешает даже то, что в Швейцарской Конфедерации до 80% директоров — выходцы из высших слоев или верхушки среднего класса (в США и Германии этот показатель составляет менее 75%). Соответственно дистанция между шефом и его подчиненными не слишком велика, даже с точки зрения социальной иерархии.
В Швейцарии нет ни системы классов, ни каст. Всех граждан страны уравнивают школа и обязательная армейская служба (как регулярная, так и нахождение в резервистах), соседские отношения, церковная община и членство в различных политических объединениях и профессиональных ассоциациях. Швейцарский шеф должен быть прост в общении с сослуживцами, доступен, и даже рукопожатия с подчиненными становятся для него негласной обязанностью. Руководитель и даже просто старший по должности должен уважать своих сотрудников, поддерживать благоприятную атмосферу в трудовом коллективе, быть компетентным. Он должен много и продуктивно работать, подавая положительный пример всему коллективу.
Особенности принятия решений в Швейцарии таковы, что на федеральном,
кантональном и муниципальном уровнях все решают референдумы, а на предприятиях до момента принятия окончательного решения ведется предварительная разъяснительная работа, учитываются альтернативные подходы. Именно так достигается необходимый консенсус, и сюрпризы в поведении руководства чрезвычайно редки. Фактически в процессе принятия решений осуществляются вертикальные консультации — неформальное общение с членами трудового коллектива. Достигается также компромисс среди управленческих и политических элит. И все швейцарцы — как в трудовом коллективе, так и в масштабах всей страны — осознают при этом свою долю ответственности за принятое решение.
Несмотря на консерватизм, изначально присущий швейцарцам, они довольно
открыты для изменений и перемен, легко адаптируются ко всему новому, приспосабливаясь к быстро меняющейся внутренней и внешней организационной среде.
Выводы
Швейцарская
экономика является одной из самых
диверсифицированных в мире, с
большим количеством
Многие успехи Швейцарии объясняются ее небольшими размерами, поскольку
дают такие преимущества, как:
• реалистичный, далекий от амбиций сверхдержав взгляд на мир, .заставляющий задуматься о поиске своих нищ в мировой экономике;
•
высокая степень
зарубежных инвестиций так называемой пятой Швейцарии, дополняющей германоговорящую, франкоязычную, итальянскую и ретороманскую части страны);
• надежная защита сравнительно небольшого национального рынка от иностранных конкурентов, которым он не интересен из-за малых размеров;
При этом в Швейцарии достигаются компромиссы и преобладает консенсус,
практически отсутствует ксенофобия. В свою очередь, швейцарским предприятиям присущ индивидуализм, им свойственны:
• иерархичность вертикальной организационной структуры наряду с широкими полномочиями и автономией нижестоящих подразделений;
•
игнорирование процедуры
же время предварительные консультации и поиск консенсуса на всех стадиях процесса принятия решений;
• наличие центров принятия решений и в то же время децентрализация структурных подразделений;
• сочетание негибких формальных и гибких неформальных структур;
• ожидание инициатив от сотрудников, лояльность к персоналу и в то же время
сохранение дистанции между менеджментом и трудовым коллективом;
• невысокая степень прозрачности и в то же время высокий уровень доверия
к проверенным партнерам;
• консерватизм и быстрая реакция на перемены.
Говоря
о слабостях швейцарского менеджмента,
нужно подчеркнуть уже
Вместе с тем психология крестьянина-хозяйственника, а не инженера-технократа, свойственная швейцарцам, делает их реалистами, а прямая демократия позволяет учитывать интересы всех групп населения (любой швейцарец — прежде всего гражданин своей коммуны и работник своего предприятия, а уж затем, после решения насущных проблем, задумывается о благе для всей страны). Маленькая, но гордая нейтральная альпийская страна, очевидно, заслуживает того, чтобы ее уникальный опыт сосуществования в сложном мире современных глобальных перемен был пристально изучен, с том числе и управленческой наукой. Швейцарский стиль менеджмента не просто интересен, он помогает объяснить, как нужно поступать в управлении, чтобы выживать в современную эпоху информационной глобализации.
Информация о работе Общая характеристика Швейцарской Конфедерации