Общая характеристика Швейцарской Конфедерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:13, доклад

Описание работы

Швейцария (полное официальное название страны — Швейцарская Конфедерация) — сравнительно небольшое по площади (41,3 тыс. км2) и населению (7,5 млн в июле 2007 г.) государство, расположенное в центре Западной Европы. Швейцарская Конфедерация была основана 1 августа 1291 г., когда кантоны Ури, Швиц и Унтервальден подписали между собой «вечный союз», касающийся совместной оборонительной политики. Число кантонов, присоединившихся к альянсу трех первокантонов — основателей Швейцарской Конфедерации, с каждым столетием увеличивалось. На сегодняшний день в состав Швейцарии входят 23 кантона, три из которых делятся на полукантоны, что в общей сложности составляет 26 полноправных субъектов конфедерации.

Работа содержит 1 файл

shveytsaria.doc

— 74.50 Кб (Скачать)
  1.  Общая  характеристика Швейцарской Конфедерации 
 

     Швейцария (полное официальное название страны — Швейцарская Конфедерация) — сравнительно небольшое по площади (41,3 тыс. км2) и населению (7,5 млн в июле 2007 г.) государство, расположенное в центре Западной Европы. Швейцарская Конфедерация была основана 1 августа 1291 г., когда кантоны Ури, Швиц и Унтервальден подписали между собой «вечный союз», касающийся совместной оборонительной политики. Число кантонов, присоединившихся к альянсу трех первокантонов — основателей Швейцарской Конфедерации, с каждым столетием увеличивалось. На сегодняшний день в состав Швейцарии входят 23 кантона, три из которых делятся на полукантоны, что в общей сложности составляет 26 полноправных субъектов конфедерации.

     Формально являясь конфедерацией с достаточно широкими полномочиями и автономией каждого кантона (полукантона), фактически по своему политическому устройству Швейцария близка к федеральной республике с трехуровневой структурой правительства, трехзвенной бюджетной системой и соответствующим административно-территориальным делением: конфедерация — кантоны (26) — коммуны (около 3 тыс.). О Основы современного конфедеративного устройства Швейцарии, а также вытекающего из него бюджетного федерализма были заложены еще Наполеоном Бонапартом. Несмотря на попытку якобинцев создать на месте Швейцарии централизованную Гельветическую Республику (в эпоху Наполеоновских войн Швейцария была оккупирована Францией), Наполеон отверг эту революционную затею, сочтя ее не соответствующей географическим, историческим и культурным особенностям Швейцарии. Провозгласив в Париже 19 февраля 1803 г. Посреднический Акт (L'Act de Meditation) и заявив, что «сама природа сделала Швейцарию федеративным осударством».

     Особенностью  Швейцарии является ее многонациональность. В стране проживает 2/3 коренного населения, для которых родной язык немецкий (швейцарский немецкий насчитывает несколько диалектов, затрудняющих его понимание теми, кто говорит на hoch Deutsch); около 20% швейцарцев населяют Романдию {La Romandie) — франкоговорящий регион страны; 10% швейцарцев живут в единственном итальяноговорящем кантоне Тичино; наконец, 1% граждан Швейцарии разговаривают на семи наречиях древнероманского языка (кантон Граубюнден, в котором расположены горнолыжные курорты Давос и Санкт-Мориц). Таким образом, в Швейцарии четыре национальных языка, три из которых (немецкий, французский и итальянский) являются официальными.

     Изначально  не обладая какими-либо значительными  полезными ископаемыми 

и технологиями, Швейцария на протяжении современной истории сумела воспользоваться преимуществами, нередко дарованными ей случаем. Будучи в самом начале своего развития нацией бедных крестьян-пастухов, экспортировавшей лишь гвардейцев ко дворам европейских монархов, к концу XX в. она превратилась в одну из самых благополучных стран мира, вести бизнес с которой считается верхом престижа в деловом мире.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.  Швейцарская  деловая культура и стиль управления 
 

     Долгое  время швейцарская модель менеджмента, несмотря на значительные экономические успехи страны, управленческой наукой отдельно не рассматривалась.

Зарубежные ученые считали, что специфического швейцарского менеджмента как такового не существует, а стили и методы управления швейцарских  предприятий представляют собой в рамках самой Швейцарской Конфедерации адаптацию соответствующих немецкой, французской и итальянской моделей менеджмента (в данном случае германоговорящая часть страны ориентирована на немецкую модель, Романдия — на французскую, а кантон Тичино — на итальянскую). В свою очередь, филиалы и дочерние компании швейцарских транснациональных компаний (таких, как Nestle или же ABB), обладая высокой степенью автономии от своих головных штаб-квартир, приспосабливаются к условиям стран своего базирования, культивируя тот стиль управления, который принят в принимающем их государстве.

     Первое  серьезное исследование собственно швейцарской модели менеджмента  представил в середине 1990-х гг. проф. Александр Бергман (Л. Bergmann) из Лозаннского университета. Согласно Бергману, швейцарская предпринимательская культура все-таки отличается от предпринимательской культуры окружающих Швейцарию государств, хотя и является в определенной степени симбиозом стилей и методов управления, принятых в Западной Европе. Понимание культурных и исторических особенностей развития Швейцарской Конфедерации обусловливает успехи кросс-культурного взаимодействия зарубежных предпринимателей со своими швейцарскими деловыми партнерами.

     Двумя фундаментальными принципами швейцарской  предпринимательской

культуры являются:

     • особый культ труда, включая его  высокую культуру и этику;

     • общее видение развития предприятия  трудовым коллективом.

     По  своей сути швейцарцы являются очень  дисциплинированными трудоголиками. Они хорошо и качественно работают, причем труд принимает у них характер коллективной акции, в ходе которой каждый может отличиться перед другими своими профессиональными навыками. В Швейцарии работа — не просто рутинный процесс добычи средств для существования, а неотъемлемая часть жизни, реализация некого социального и морального долга, далеко выходящая за конечный материально-вещественный и стоимостный результаты.  

     Общее видение картины развития бизнеса  и предприятия как руководителями, так и подчиненными приводит к  столь желаемому предпринимателями консенсусу в швейцарских трудовых коллективах. Действительно, на швейцарских предприятиях нет явного или скрытого противостояния собственников и наемных работников, директоров и подчиненных, все подчинено реализации обших интересов. Именно поэтому швейцарские профсоюзы не отличаются такой большой активностью и таким радикализмом своих действий, как профсоюзы работников в Германии, Франции или Италии, где возможны многомиллионные забастовки общенационального характера с полным параличом важнейших объектов инфраструктуры данных государств (например, забастовки транспортных служащих). Напротив, швейцарские работодатели и профсоюзные боссы, равно как и члены трудовых коллективов, довольно прагматичны в своем стремлении к консенсусу, считая, что необходимые решения могут быть приняты без ненужных эксцессов и совсем не обязательно убивать курицу, несущую золотые яйца, инициируя забастовки, приводящие к простоям и убыткам на предприятиях. Особенности экономической модели развития Швейцарской Конфедерации, в которой воздействие

государства на экономику имеет достаточно ограниченный характер (государство фактически отстранено от вмешательства на рынок труда, и с 1937 г. действует система коллективных трудовых контрактов), также благоприятно сказываются на взаимоотношениях работодателей и наемных работников, которые вынуждены искать взаимовыгодные решения на двусторонней основе, не прибегая к помощи государства.

     Структура швейцарских предприятий принимает  достаточно сложные формы. С одной  стороны, предполагается автономия и самостоятельность трудового коллектива; с другой — швейцарские компании отличаются довольно большим бюрократизмом и формализмом, что позволяет говорить об ортодоксальном стиле управления, для которого свойствен не только порядок во всем, но также и нелюбовь к действиям в условиях неопределенности.

     Формально швейцарские компании представляют собой пирамидальные структуры  с концентрацией власти на вершине. Однако для них в столь же большой  степени свойственна и децентрализация  функциональных подразделений для возможности быстрой реакции на ситуацию на местах. Принцип консенсуса в трудовом коллективе в данном случае означает, что ответственность за все происходящее в компании несут все в той степени, в какой каждый отвечает за свой круг обязанностей. Таким образом, для швейцарских предприятий (особенно для крупных, транснациональных) предполагается делегирование ответственности от высшего менеджмента на места, что позволяет говорить одновременно и о централизации, и о децентрализации.

     Подобная особенность швейцарских предпринимательских структур связана

с особенностями  политического устройства Швейцарской  конфедерации: она является федеративным государством с распределением властных полномочий сверху вниз, но при этом предполагается высокая степень независимости от конфедерации кантонов и коммун, способных принимать соответствующие решения в пределах своей компетенции. Как и в конфедерации, бизнес-единицы уважают автономию своих структурных подразделений, и управленческий центр делегирует свои полномочия низовым звеньям из соображений эффективности (автономия — лучшее средство адаптации к конкретным особенностям на местах). Принцип децентрализации по-швейцарски означает то, что каждый отвечает за себя и свои поступки, но никто при этом не выступает против других и не оспаривает решения, принятые в пределах соответствующей компетенции.

     Итак, швейцарские предприятия представляют собой достаточно мозаичную 

структуру разных подразделений, каждое из которых обладает независимостью и автономией от центра принятия решений. Подобная форма организации позволяет швейцарским компаниям оставаться отлично приспособленными к условиям рыночной среды с постоянно меняющейся конъюнктурой и хаотичным влиянием различных внешних факторов.

Из особенностей структуры швейцарских бизнес-структур вытекает и свойственная им стратегия дифференциации, которая выражается в:

     • функциональной специализации (результат приспособления разных структурных подразделений к конкретной сфере бизнеса на местах);

     • географической адаптации (результат регионального различия);

     • персонификации управленческих кадров (повышение ответственности на местах);

     • толерантности (дивергенция разных стилей управления).

     Нужно подчеркнуть, что для Швейцарии, в которой сохранение географических и культурных различий между кантонами — субъектами конфедерации представляется очень важным, именно децентрализация играет главенствующую роль: благодаря ей никто не принижен в своих правах и возможностях, именно так осуществляется совместная работа без противостояния интересов. В условиях децентрализации очень значимыми становятся небольшие структурные подразделения. В Швейцарии нет крупных производственных структур, подобных существующим в Германии или Франции, 99,9% предприятий насчитывают менее 500 работающих. Вот почему актуальна швейцарская поговорка «small is beautiful», применительно к предприятиям малого и среднего бизнеса означающая, что они:

     • лучше адаптированы к бизнесу  с точки зрения консенсуса в трудовом коллективе (включая комфортность отношений в небольшом коллективе);

     • более способны реагировать на пожелания  клиентов;

     • являются более гибкими структурами  в условиях рынка;

     • проще в управлении и контроле.

С точки зрения внутренней организационной среды  швейцарские предприятия — не слишком прозрачные структуры. Неформальные процедуры здесь встречаются крайне редко, а формальная передача информации приветствуется (например, информационные деловые письма между соответствующими подразделениями компании). Тем не менее неформальные контакты распространены между сотрудниками организации, работающими над одной и той же проблемой. В данном случае большая часть информации передается устно, без использования формализованной переписки внутри организации.

     Интересна и процедура контроля в швейцарской  организации, основанная на

самодисциплине  и надзоре сверху. В Швейцарии, а равно и на швейцарских предприятиях запрещено все, что не разрешено, а все задания и поручения  обязательны для исполнения. Центральная  дирекция предприятия при этом является главным контролером и авторегулятором, осуществляя контроль результатов, а не процедур.

     Решение конфликтов в швейцарских бизнес-структурах также имеет свою

специфику. Швейцарцы  предпочитают консенсус и гармонию эскалации конфликтной ситуации. Все швейцарцы по своей натуре конформисты, они очень часто используют параллельные подходы для решения любой проблемы, выдвигая наряду с основным проектом или предложением контрпроект и контрпредложение, учитывающие пожелания всех членов трудового коллектива.

Информация о работе Общая характеристика Швейцарской Конфедерации