Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:13, доклад
Швейцария (полное официальное название страны — Швейцарская Конфедерация) — сравнительно небольшое по площади (41,3 тыс. км2) и населению (7,5 млн в июле 2007 г.) государство, расположенное в центре Западной Европы. Швейцарская Конфедерация была основана 1 августа 1291 г., когда кантоны Ури, Швиц и Унтервальден подписали между собой «вечный союз», касающийся совместной оборонительной политики. Число кантонов, присоединившихся к альянсу трех первокантонов — основателей Швейцарской Конфедерации, с каждым столетием увеличивалось. На сегодняшний день в состав Швейцарии входят 23 кантона, три из которых делятся на полукантоны, что в общей сложности составляет 26 полноправных субъектов конфедерации.
Швейцария (полное официальное название страны — Швейцарская Конфедерация) — сравнительно небольшое по площади (41,3 тыс. км2) и населению (7,5 млн в июле 2007 г.) государство, расположенное в центре Западной Европы. Швейцарская Конфедерация была основана 1 августа 1291 г., когда кантоны Ури, Швиц и Унтервальден подписали между собой «вечный союз», касающийся совместной оборонительной политики. Число кантонов, присоединившихся к альянсу трех первокантонов — основателей Швейцарской Конфедерации, с каждым столетием увеличивалось. На сегодняшний день в состав Швейцарии входят 23 кантона, три из которых делятся на полукантоны, что в общей сложности составляет 26 полноправных субъектов конфедерации.
Формально
являясь конфедерацией с достаточно широкими
полномочиями и автономией каждого кантона
(полукантона), фактически по своему политическому
устройству Швейцария близка к федеральной
республике с трехуровневой структурой
правительства, трехзвенной бюджетной
системой и соответствующим административно-
Особенностью Швейцарии является ее многонациональность. В стране проживает 2/3 коренного населения, для которых родной язык немецкий (швейцарский немецкий насчитывает несколько диалектов, затрудняющих его понимание теми, кто говорит на hoch Deutsch); около 20% швейцарцев населяют Романдию {La Romandie) — франкоговорящий регион страны; 10% швейцарцев живут в единственном итальяноговорящем кантоне Тичино; наконец, 1% граждан Швейцарии разговаривают на семи наречиях древнероманского языка (кантон Граубюнден, в котором расположены горнолыжные курорты Давос и Санкт-Мориц). Таким образом, в Швейцарии четыре национальных языка, три из которых (немецкий, французский и итальянский) являются официальными.
Изначально не обладая какими-либо значительными полезными ископаемыми
и технологиями,
Швейцария на протяжении современной
истории сумела воспользоваться преимуществами,
нередко дарованными ей случаем. Будучи
в самом начале своего развития нацией
бедных крестьян-пастухов, экспортировавшей
лишь гвардейцев ко дворам европейских
монархов, к концу XX в. она превратилась
в одну из самых благополучных стран мира,
вести бизнес с которой считается верхом
престижа в деловом мире.
Долгое время швейцарская модель менеджмента, несмотря на значительные экономические успехи страны, управленческой наукой отдельно не рассматривалась.
Зарубежные ученые считали, что специфического швейцарского менеджмента как такового не существует, а стили и методы управления швейцарских предприятий представляют собой в рамках самой Швейцарской Конфедерации адаптацию соответствующих немецкой, французской и итальянской моделей менеджмента (в данном случае германоговорящая часть страны ориентирована на немецкую модель, Романдия — на французскую, а кантон Тичино — на итальянскую). В свою очередь, филиалы и дочерние компании швейцарских транснациональных компаний (таких, как Nestle или же ABB), обладая высокой степенью автономии от своих головных штаб-квартир, приспосабливаются к условиям стран своего базирования, культивируя тот стиль управления, который принят в принимающем их государстве.
Первое серьезное исследование собственно швейцарской модели менеджмента представил в середине 1990-х гг. проф. Александр Бергман (Л. Bergmann) из Лозаннского университета. Согласно Бергману, швейцарская предпринимательская культура все-таки отличается от предпринимательской культуры окружающих Швейцарию государств, хотя и является в определенной степени симбиозом стилей и методов управления, принятых в Западной Европе. Понимание культурных и исторических особенностей развития Швейцарской Конфедерации обусловливает успехи кросс-культурного взаимодействия зарубежных предпринимателей со своими швейцарскими деловыми партнерами.
Двумя фундаментальными принципами швейцарской предпринимательской
культуры являются:
• особый культ труда, включая его высокую культуру и этику;
• общее видение развития предприятия трудовым коллективом.
По
своей сути швейцарцы являются очень
дисциплинированными
Общее
видение картины развития бизнеса
и предприятия как
государства на экономику имеет достаточно ограниченный характер (государство фактически отстранено от вмешательства на рынок труда, и с 1937 г. действует система коллективных трудовых контрактов), также благоприятно сказываются на взаимоотношениях работодателей и наемных работников, которые вынуждены искать взаимовыгодные решения на двусторонней основе, не прибегая к помощи государства.
Структура
швейцарских предприятий
Формально
швейцарские компании представляют
собой пирамидальные структуры
с концентрацией власти на вершине.
Однако для них в столь же большой
степени свойственна и
Подобная особенность швейцарских предпринимательских структур связана
с особенностями политического устройства Швейцарской конфедерации: она является федеративным государством с распределением властных полномочий сверху вниз, но при этом предполагается высокая степень независимости от конфедерации кантонов и коммун, способных принимать соответствующие решения в пределах своей компетенции. Как и в конфедерации, бизнес-единицы уважают автономию своих структурных подразделений, и управленческий центр делегирует свои полномочия низовым звеньям из соображений эффективности (автономия — лучшее средство адаптации к конкретным особенностям на местах). Принцип децентрализации по-швейцарски означает то, что каждый отвечает за себя и свои поступки, но никто при этом не выступает против других и не оспаривает решения, принятые в пределах соответствующей компетенции.
Итак,
швейцарские предприятия
структуру разных подразделений, каждое из которых обладает независимостью и автономией от центра принятия решений. Подобная форма организации позволяет швейцарским компаниям оставаться отлично приспособленными к условиям рыночной среды с постоянно меняющейся конъюнктурой и хаотичным влиянием различных внешних факторов.
Из особенностей структуры швейцарских бизнес-структур вытекает и свойственная им стратегия дифференциации, которая выражается в:
• функциональной специализации (результат приспособления разных структурных подразделений к конкретной сфере бизнеса на местах);
• географической адаптации (результат регионального различия);
• персонификации управленческих кадров (повышение ответственности на местах);
• толерантности (дивергенция разных стилей управления).
Нужно подчеркнуть, что для Швейцарии, в которой сохранение географических и культурных различий между кантонами — субъектами конфедерации представляется очень важным, именно децентрализация играет главенствующую роль: благодаря ей никто не принижен в своих правах и возможностях, именно так осуществляется совместная работа без противостояния интересов. В условиях децентрализации очень значимыми становятся небольшие структурные подразделения. В Швейцарии нет крупных производственных структур, подобных существующим в Германии или Франции, 99,9% предприятий насчитывают менее 500 работающих. Вот почему актуальна швейцарская поговорка «small is beautiful», применительно к предприятиям малого и среднего бизнеса означающая, что они:
• лучше адаптированы к бизнесу с точки зрения консенсуса в трудовом коллективе (включая комфортность отношений в небольшом коллективе);
• более способны реагировать на пожелания клиентов;
• являются более гибкими структурами в условиях рынка;
• проще в управлении и контроле.
С точки зрения внутренней организационной среды швейцарские предприятия — не слишком прозрачные структуры. Неформальные процедуры здесь встречаются крайне редко, а формальная передача информации приветствуется (например, информационные деловые письма между соответствующими подразделениями компании). Тем не менее неформальные контакты распространены между сотрудниками организации, работающими над одной и той же проблемой. В данном случае большая часть информации передается устно, без использования формализованной переписки внутри организации.
Интересна и процедура контроля в швейцарской организации, основанная на
самодисциплине и надзоре сверху. В Швейцарии, а равно и на швейцарских предприятиях запрещено все, что не разрешено, а все задания и поручения обязательны для исполнения. Центральная дирекция предприятия при этом является главным контролером и авторегулятором, осуществляя контроль результатов, а не процедур.
Решение
конфликтов в швейцарских бизнес-
специфику. Швейцарцы
предпочитают консенсус и гармонию
эскалации конфликтной
Информация о работе Общая характеристика Швейцарской Конфедерации