Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 12:43, контрольная работа
Целью данной работы является определение влияния неформальных организаций на формальные организации.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
охарактеризовать деятельность формальные организации;
охарактеризовать деятельность неформальной организации;
выявить их взаимодействие и влияние друг на друга.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………….4
ТИПЫ ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………..5
ГЛАВА 2. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…………..8
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………..8
2.2 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………9
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С НЕФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…………………………………………..12
МОДЕЛЬ ХОМАНСА…………………………………………………...12
НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С НЕФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….16
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………
ГЛАВА 2. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…………..8
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФОРМАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………
2.2 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ С НЕФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация, как социальная система, всегда является соединением формальных и неформальных элементов. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства, что обуславливает актуальность данной темы. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность, которое должен учитывать менеджер.
Целью данной работы является
определение влияния
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Формальная организация – это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.[1]
Руководство создает формальные организации по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления, групп. Например, производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения – механообработки, окраски, сборки. Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. К примеру, производственный персонал, занимающийся механообработкой можно разделить на 3 различных коллектива по 10 – 16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.
Наиболее существенными
Каждая формальная роль
содержит описание процедур и процессов работы, выражающих
требования руководства организации или
ее подразделений.
-формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры организации;
-формальное название должности и ее место среди других должностей организации;
-награды и наказания, которые могут быть применены к данному субъекту в соответствии с его статусом;
-поощрения, награды и наказания, которые данный работник может применять по отношению к другим работникам организации в соответствии со своим местом в ее иерархической структуре;
-физическая локализация данного работника внутри организации и степень его доступа к информации.
Формальные группы имеют тенденцию к сохранению относительной устойчивости, хотя их состав может изменяться. Это объясняется безличностью формальной структуры – в группах существуют только статусы независимо от индивидов, занимающие эти позиции. В организации могут создаваться и временные формальные группы для реализации конкретной задачи.
Выделяют три типа формальных групп:
1.2.ТИПЫ ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Люди вступают в формальные организации по целому ряду причин. Социолог Амитаи Етциони классифицирует организации исходя из этих причин и выделяет три основных типа организаций: добровольные, принудительные и утилитарные.
Добровольные организации
– это ассоциации, члены которых обладают
правом свободного вступления и выхода. Примерами
таких организаций являются: клуб шахматистов,
общество охраны природы, ветеранов афганской
войны, общество рыболовов и т.д. Члены
таких организаций не получают платы за
участие в их деятельности. Индивиды вступают
в добровольные организации, чтобы заполнить
свободное время, пообщаться с единомышленниками,
исполнить общественный долг, послужить
какому-то делу или постараться помочь
самим себе.
Членами некоторых принудительных
организаций становятся против своей воли.
Люди могут попасть в клинику для душевнобольных,
быть приговорены к тюремному заключению
или призваны на службу в армию.
Социолог Эрвин Гоффман изучал жизнь
людей в так называемых тоталитарных институтах
– социальных институтах, цель которых
– в условиях изоляции людей от остального
общества в течение продолжительного
периода времени подчинить их строго регламентированным
нормам поведения. В таких окружениях
индивиды подвергаются процедурам ресоциализации,
в ходе которых их систематизированно
стремятся избавить от прежних ролей и
убеждений и навязать новые роли. Начальный
этап пребывания в таких организациях
часто подразумевает подавление личности.
Индивидов разлучают с семьями и друзьями,
олицетворяющими для них связь с их прежними
социальными ролями. Их приучают к организационным
правилам и внутренней дисциплине, отбирая
личные вещи и одежду, связанные с привычным
образом жизни. С помощью единообразных
стрижек, форменной или стандартной одежды
устанавливается принадлежность людей
к новой институциональной структуре.
Часто достоинство новичков всячески
ущемляется – их заставляют выполнять
грязную или унизительную работу, подвергают
оскорбительным эпитетам (социологи называют
такую процедуру “церемонией деградации”).
Все это делает индивидов психологически
и эмоционально восприимчивыми к тем ролям
и принципам, принятия которых требуют
от них принудительные формальные организации
.
Индивиды также вступают в формальные
организации, созданные с практическими
целями,– в утилитарные организации. Университеты,
корпорации, фермерские ассоциации, профсоюзы,
правительственные и частные фонды принадлежат
к числу формальных организаций, созданных
людьми для выполнения насущных повседневных
задач.
Утилитарные организации представляют собой нечто среднее между добровольными и принудительными организациями: членство в них не является ни полностью добровольным, ни исключительно обязательным. К примеру, никто не будет заставлять вас поступить на работу в корпорацию, но если вам понадобятся средства к существованию, вам просто необходимо будет согласиться на эту должность.
ГЛАВА 2. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА
НЕФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
Многие виды взаимодействий между работниками не вписываются в схему формальной организации. Существует сеть неформальных организаций, в рамках которых взаимоотношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов, таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безопасность и др.
Огромную роль в деле сплочения трудовой организации играет общение. Применительно к трудовой организации общение есть форма взаимодействия членов коллектива, его групп по информационному (познавательному), эмоциональному и деятельному обмену, в результате которого формируются единство их ценностных ориентаций, целей и поведения, т.е. происходит сплочение организации.
Неформальные отношения имеют сложную структуру, основу которой составляют стихийно складывающиеся устойчивые локальные, малые социальные группы. В неформальных группах устанавливаются свои законы жизнедеятельности, правила и нормы поведения для их членов, формируются мнения по различным вопросам, взгляды и установки по отношению к труду и различным сторонам деятельности организации, к другим неформальным группам и администрации, даются оценки поступков. Внутри таких групп выделяются лидеры, которые являются для всех членов группы признанными авторитетами, выразителями их идей и интересов.
Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном.
Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.
Рациональный уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта.
Формы взаимодействия неформальных отношений:
Каждая из этих форм неформального общения, так или иначе, возникает в любом трудовом коллективе с определенной целью, а именно — наилучшей адаптации к его внутренним правилам и законам существования.
2.2 ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ
Для вступления в группы и неформальные организации у людей всегда имеются причины, но они часто не осознают их. Как показали Хоторнские эксперименты, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем зарплата. Самыми важными причинами присоединения к неформальной группе являются чувство причастности, взаимопомощь, защита, общение, симпатия и общие интересы.
Основная причина вступления в неформальную группу — стремление удовлетворить потребность в причастности, которая является одной из сильнейших потребностей человека. Было обнаружено, что люди, работа которых не обеспечивает им возможности налаживать социальные контакты, как правило, ею не удовлетворены. Другие исследования показали, что причастность к группе и ее поддержка способствуют удовлетворению людей работой. Но, несмотря на то, что потребность в причастности сегодня признана всеми, большинство формальных организаций планомерно над усилением социальных контактов не работают, и работники зачастую просто вынуждены примыкать с этой целью к неформальным группам.
В идеальной ситуации подчиненные должны иметь возможность без ограничений обращаться к своему непосредственному начальству за советом либо для обсуждения своих проблем. В противном случае начальнику следует тщательно проанализировать свои взаимоотношения с подчиненными. В любой организации существует множество неписаных правил, которые регулируют менее важные процедуры, например продолжительность перерыва на кофе, отношение начальника к посторонним разговорам и шуткам, стиль одежды. По таким вопросам работники обращаются к начальнику редко.
Информация о работе Общая характеристика формальных организаций