Общая характеристика формальных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 12:43, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является определение влияния неформальных организаций на формальные организации.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
охарактеризовать деятельность формальные организации;
охарактеризовать деятельность неформальной организации;
выявить их взаимодействие и влияние друг на друга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………….4
ТИПЫ ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………..5
ГЛАВА 2. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ…………..8
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………..8
2.2 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………9
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С НЕФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…………………………………………..12
МОДЕЛЬ ХОМАНСА…………………………………………………...12
НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С НЕФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Menedzhment_Kontrolnaya_rabota.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………4

    1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………….4
    2. ТИПЫ ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………..5

ГЛАВА 2. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  В ОРГАНИЗАЦИИ…………..8

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………..8

2.2 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………9

ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С НЕФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…………………………………………..12

    1. МОДЕЛЬ ХОМАНСА…………………………………………………...12
    2. НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С НЕФОРМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….16

 

ВВЕДЕНИЕ 

Любая организация, как социальная система, всегда является соединением формальных и неформальных элементов. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства, что обуславливает актуальность данной темы. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность, которое должен учитывать менеджер.

Целью данной работы является определение влияния неформальных организаций на формальные организации.

В соответствии с поставленными  целями решались следующие основные задачи:

  • охарактеризовать деятельность формальные организации;
  • охарактеризовать деятельность неформальной организации;
  • выявить их взаимодействие и влияние друг на друга.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Формальная организация – это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.[1]

Руководство создает формальные организации по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления, групп. Например, производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения – механообработки, окраски, сборки. Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. К примеру, производственный персонал, занимающийся механообработкой можно разделить на 3 различных коллектива по 10 – 16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.

Наиболее существенными чертами  формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед набором задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, то есть формальной роли.

Каждая формальная роль содержит описание процедур и процессов работы, выражающих требования руководства организации или ее подразделений.                  Определяют несколько признаков формальных статусов и ролей :

-формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры организации;

-формальное название должности и ее место среди других должностей организации;

-награды и наказания, которые могут быть применены к данному субъекту в соответствии с его статусом;

-поощрения, награды и наказания, которые данный работник может применять по отношению к другим работникам организации в соответствии со своим местом в ее иерархической структуре;

-физическая локализация данного работника внутри организации и степень его доступа к информации.

Формальные группы имеют тенденцию к сохранению относительной устойчивости, хотя их состав может изменяться. Это объясняется безличностью формальной структуры – в группах существуют только статусы независимо от индивидов, занимающие эти позиции. В организации могут создаваться и временные формальные группы для реализации конкретной задачи.

Выделяют три типа формальных групп:

  1. команды менеджеров (командная соподчиненная группа руководителя) состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных (заместителей), которые, в свою очередь также могут быть руководителями; 
  2. рабочие группы формируются и функционируют как обособленные структурные подразделения, создаваемые для выполнения специализированных функций, выделившихся в процессе разделения труда в производстве и в управлении. Это функциональные рабочие группы;
  3. комитеты  формальная группа, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Разновидностями комитетов могут быть комиссии, советы.

1.2.ТИПЫ ФОРМАЛЬНЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ.

           Люди вступают в формальные организации по целому ряду причин. Социолог Амитаи Етциони классифицирует организации исходя из этих причин и выделяет три основных типа организаций: добровольные, принудительные и утилитарные. 

     Добровольные организации – это ассоциации, члены которых обладают правом свободного вступления и выхода. Примерами таких организаций являются: клуб шахматистов, общество охраны природы, ветеранов афганской войны, общество рыболовов и т.д. Члены таких организаций не получают платы за участие в их деятельности. Индивиды вступают в добровольные организации, чтобы заполнить свободное время, пообщаться с единомышленниками, исполнить общественный долг, послужить какому-то делу или постараться помочь самим себе. 
         Членами некоторых принудительных организаций становятся против своей воли. Люди могут попасть в клинику для душевнобольных, быть приговорены к   тюремному заключению или призваны на службу в армию.

         Социолог Эрвин Гоффман изучал жизнь людей в так называемых тоталитарных институтах – социальных институтах, цель которых – в условиях изоляции людей от остального общества в течение продолжительного периода времени подчинить их строго регламентированным нормам поведения. В таких окружениях индивиды подвергаются процедурам ресоциализации, в ходе которых их систематизированно стремятся избавить от прежних ролей и убеждений и навязать новые роли. Начальный этап пребывания в таких организациях часто подразумевает подавление личности. Индивидов разлучают с семьями и друзьями, олицетворяющими для них связь с их прежними социальными ролями. Их приучают к организационным правилам и внутренней дисциплине, отбирая личные вещи и одежду, связанные с привычным образом жизни. С помощью единообразных стрижек, форменной или стандартной одежды устанавливается принадлежность людей к новой институциональной структуре. Часто достоинство новичков всячески ущемляется – их заставляют выполнять грязную или унизительную работу, подвергают оскорбительным эпитетам (социологи называют такую процедуру “церемонией деградации”). Все это делает индивидов психологически и эмоционально восприимчивыми к тем ролям и принципам, принятия которых требуют от них принудительные формальные организации . 
Индивиды также вступают в формальные организации, созданные с практическими целями,– в утилитарные организации. Университеты, корпорации, фермерские ассоциации, профсоюзы, правительственные и частные фонды принадлежат к числу формальных организаций, созданных людьми для выполнения насущных повседневных задач.

     Утилитарные организации представляют собой нечто среднее между добровольными и принудительными организациями: членство в них не является ни полностью добровольным, ни исключительно обязательным. К примеру, никто не будет заставлять вас поступить на работу в корпорацию, но если вам понадобятся средства к существованию, вам просто необходимо будет согласиться на эту должность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В  ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА  НЕФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ  

Многие виды взаимодействий между  работниками не вписываются в схему формальной организации. Существует сеть неформальных организаций, в рамках которых взаимоотношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов, таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безопасность и др.

Огромную роль в деле сплочения  трудовой организации играет общение. Применительно к трудовой организации  общение есть форма взаимодействия членов коллектива, его групп по информационному (познавательному), эмоциональному и деятельному обмену, в результате которого формируются единство их ценностных ориентаций, целей и поведения, т.е. происходит сплочение организации.

        Неформальные отношения имеют сложную структуру, основу которой составляют стихийно складывающиеся устойчивые локальные, малые социальные группы. В неформальных группах устанавливаются свои законы жизнедеятельности, правила и нормы поведения для их членов, формируются мнения по различным вопросам, взгляды и установки по отношению к труду и различным сторонам деятельности организации, к другим неформальным группам и администрации, даются оценки поступков. Внутри таких групп выделяются лидеры, которые являются для всех членов группы признанными авторитетами, выразителями их идей и интересов.

Психологи считают, что  неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической  близости: первичном и рациональном.

Первичный уровень возникает уже  при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональный уровень основан  на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта.

Формы взаимодействия неформальных отношений:

  • «Пара» — два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них бывает лишь дополнением или «спутником» другого.
  • «Треугольник» — три человека симпатизируют друг другу и составляют свое маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.
  • «Квадрат» — может образовываться как совокупность пар, отношения между которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность.
  • «Цепочка» — это линейная связь между несколькими людьми, которая при определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона».
  • «Звезда» — основывается на неформальном лидере, к которому приближены несколько членов коллектива.

Каждая из этих форм неформального  общения, так или иначе, возникает  в любом трудовом коллективе с  определенной целью, а именно — наилучшей адаптации к его внутренним правилам и законам существования.

2.2 ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Для вступления в группы и неформальные организации у  людей всегда имеются причины, но они часто не осознают их. Как  показали Хоторнские эксперименты, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем зарплата. Самыми важными причинами присоединения к неформальной группе являются чувство причастности, взаимопомощь, защита, общение, симпатия и общие интересы.

Основная причина вступления в неформальную группу — стремление удовлетворить потребность в  причастности, которая является одной  из сильнейших потребностей человека. Было обнаружено, что люди, работа которых  не обеспечивает им возможности налаживать социальные контакты, как правило, ею не удовлетворены. Другие исследования показали, что причастность к группе и ее поддержка способствуют удовлетворению людей работой. Но, несмотря на то, что потребность в причастности сегодня признана всеми, большинство формальных организаций планомерно над усилением социальных контактов не работают, и работники зачастую просто вынуждены примыкать с этой целью к неформальным группам.

В идеальной ситуации подчиненные должны иметь возможность  без ограничений обращаться к своему непосредственному начальству за советом либо для обсуждения своих проблем. В противном случае начальнику следует тщательно проанализировать свои взаимоотношения с подчиненными. В любой организации существует множество неписаных правил, которые регулируют менее важные процедуры, например продолжительность перерыва на кофе, отношение начальника к посторонним разговорам и шуткам, стиль одежды. По таким вопросам работники обращаются к начальнику редко.

Информация о работе Общая характеристика формальных организаций