Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:53, курс лекций
Объектом стратегического анализа является организационное окружение , которое представляет собой набор факторов внешней и внутренней среды, определяющих способность организации достигать поставленных целей. Менеджеры должны иметь ясное представление о структуре организационной среды, знать специфику составляющих ее компонент.
Высокое значение факторов
Среднее значение факторов
Низкое значение факторов
Рисунок 2 - Матрица «вероятность/ воздействие»
Для получения более дифференцированной оценки значимости факторов применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представляются в виде таблицы 2.
Таблица 2 - Определение взвешенной оценки
степени влияния факторов среды на организацию
Факторы среды | Вес
| Оценка
| Взвешенная оценка |
А | Б | В = А х Б | |
1. 2. 3. ... |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
В первую колонку таблицы вписываются отдельные факторы среды; во вторую - вес фактора (относительная важность), определяемый экспертным путем, при этом сумма весов всех факторов должна быть равна 1; в третью - оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой (например, от -10 до +10). Взвешенная оценка воздействия фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его балльную оценку, полученная величина записывается в четвертую колонку таблицы.
Как правило, такие таблицы составляются для каждой группы факторов внешней среды (экономические, политические и т.д.), при этом подсчитывается суммарная взвешенная оценка воздействия группы факторов на организацию (итоговая строка таблицы).
Указанные методы позволяют оценивать каждый фактор в отдельности, независимо друг от друга. В действительности факторы макросреды взаимодействуют друг с другом. Для учета взаимного влияния факторов можно использовать матрицу (см. табл. 3)., в которой указываются значимые события, которые могут произойти в будущем в результате взаимодействия различных факторов макросреды. События располагаются в последовательности, соответствующей прогнозируемым значениям вероятности и времени их наступления. Такая матрица может составляться для каждого из периодов времени – кратко-, средне- и долгосрочного.
Вероятность событий и время наступления | Событие 1 | Событие 2 | … | Событие n |
Событие 1 | Х |
|
|
|
Событие 2 |
| Х |
|
|
… |
|
| Х |
|
Событие n |
|
|
| Х |
По результатам анализа внешней среды составляется список внешних возможностей и угроз, ранжированных по убыванию степени их воздействия на организацию (табл. 4).
Таблица 4 - Внешние возможности и угрозы
№ п/п | Возможности | Угрозы |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
... |
|
|
5этап. Определение возможных действий организации по использованию внешних возможностей и преодолению (уменьшению) угроз.
Результаты выполнения данного этапа могут быть представлены в виде таблицы 5.
Таблица 5 - Результаты анализа факторов макросреды
Фактор | Состояние и тенденции развития | Стратегические последствия | Возможные действия организации |
1. 2. 3. ... |
|
|
|
Ниже приведен в качестве примера фрагмент таблицы.
Таблица 6 - Результаты анализа факторов макросреды
Группа фак-торов | Фактор | Текущее состояние | Тенденция развития (через 3 года) | Стратегическое последствие | Мера, принима-емая организа-цией | |
возмож- ность | угроза | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Пример
Поли-тико –право-вая | Международная поли-тика | Политика государства направлена на тесное сотрудничество со странами СНГ | Сохранение тенденции на продолжение развития сотрудничества | Выход на новые рынки сбыта продук-ции | - | Покупка компа-ний на терри-тории СНГ |
Социальная | Отношение людей к качеству жизни и работе | Ведение здорового образа жизни – модная совре-менная тенденция, особенно среди населения крупных городов. Данная тенденция предполагает использование соков на постоянной основе. | Рост уровня потребления соков до уровня европейских стран | Увеличе-ние по-стоянныхклиентов | - | Пропаганда здо-рового образа жизни через СМИ, реклами-рование полезных для здоровья свойств продук-ции компании |
Демографическая ситуация в стране | Стабильное снижение численности населения в стране | Тенденция в ближайшее время сохранится | - | Сниже-жение уровня продаж | Выход на рынки стран СНГ и Восточной Европы |
Поскольку число возможных факторов косвенного воздействия достаточно велико, для упрощения анализа часто ограничиваются рассмотрением четырех основных групп факторов, исследование которых получило название PEST-анализа: политико-правовые, экономические, социокультурные, технологические факторы.
PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Технология проведения PEST – анализа заключается в следующем – опрашиваются эксперты в соответствующих областях на предмет того, какие они ожидают изменения, которые могут повлиять на рассматриваемую отрасль или организацию. Результаты экспертизы обычно оформляются в виде таблицы следующего вида:
Политика | Р | Экономика | Е | ||
1 | Правительственная стабильность |
| 1 | Тенденции валового национального продукта |
|
2 | Налоговая политика и законодательство в этой сфере |
| 2 | Процентная ставка и курс национальной валюты |
|
3 | Законы по охране окружающей среды |
| 3 | Количество денег в обращении |
|
4 | Внешнеэкономическое законодательство |
| 4 | Уровень инфляции |
|
5 |
|
| 5 | Инвестиционная политика |
|
6 |
|
| 6 | Платежеспособный спрос населения |
|
…. |
|
| 7 | Затраты на энергоносители, транспортировку, сырье и материалы |
|
Социум | S | Технология | T | ||
1 | Демографическая структура населения |
| 1 | Затраты на НИОКР из разных источников |
|
2 | Стиль жизни, обычаи и привычки |
| 2 | Защита интеллектуальной собственности |
|
3 | Активность потребителей |
| 3 | Государственная политика в области НТП |
|
4 | Изменение структуры доходов |
| 4 | Новые продукты (скорость обновления, источники идей) |
|
5 | Изменения в основных потребительских предпочтениях на продукцию предприятия |
| 5 | Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукции организации |
|
6 |
|
| 6 |
|
|
7 |
|
| 7 |
|
|
…. |
|
| …. |
|
|