Объекты стратегического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:53, курс лекций

Описание работы

Объектом стратегического анализа является организационное окружение , которое представляет собой набор факторов внешней и внутренней среды, определяющих способность организации достигать поставленных целей. Менеджеры должны иметь ясное представление о структуре организационной среды, знать специфику составляющих ее компонент.

Работа содержит 1 файл

Объекты СА Анализ макросреды Лекция 2.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

 

          Высокое значение факторов          

          Среднее значение факторов        

          Низкое значение факторов

 

Рисунок 2 -  Матрица «вероятность/ воздействие»

 

 

Для получения более дифференцированной оценки значимости факторов применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представляются в виде таблицы 2.

 

Таблица 2 - Определение взвешенной оценки

степени влияния факторов среды на организацию

 

Факторы

среды

Вес

 

Оценка

 

Взвешенная

оценка

А

Б

В = А х Б

1.

2.

3.

...

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

В первую колонку таблицы вписываются отдельные факторы среды; во вторую - вес фактора (относительная важность), определяемый экспертным путем, при этом сумма весов всех факторов должна быть равна 1; в третью -  оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой (например, от -10 до +10). Взвешенная оценка воздействия фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его балльную оценку, полученная величина записывается в четвертую колонку таблицы.

Как правило, такие таблицы составляются для каждой группы факторов внешней среды (экономические, политические и т.д.), при этом подсчитывается суммарная взвешенная оценка воздействия группы факторов  на организацию (итоговая строка таблицы).

Указанные методы позволяют оценивать каждый фактор в отдельности, независимо друг от друга. В действительности факторы макросреды взаимодействуют друг с другом. Для учета взаимного влияния факторов можно использовать матрицу (см. табл. 3)., в которой указываются значимые события, которые могут произойти в будущем в результате взаимодействия различных факторов макросреды. События располагаются в последовательности, соответствующей прогнозируемым значениям вероятности и времени их наступления. Такая матрица может составляться для каждого из периодов времени – кратко-, средне- и долгосрочного.

 

 

Таблица 3 - Матрица взаимного влияния факторов

 

Вероятность событий и время наступления

Событие 1

Событие 2

Событие n

Событие 1

Х

 

 

 

Событие 2

 

Х

 

 

 

 

Х

 

Событие n

 

 

 

Х

 

По результатам анализа внешней среды составляется список внешних возможностей и угроз, ранжированных по убыванию степени их воздействия на организацию (табл. 4).

 

Таблица 4 - Внешние возможности и угрозы

 

п/п

Возможности

Угрозы

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

...

 

 

 

5этап. Определение возможных действий организации по использованию внешних возможностей и преодолению (уменьшению) угроз.

Результаты выполнения данного этапа могут быть представлены в виде таблицы 5.

 

 

 

Таблица 5 - Результаты анализа факторов макросреды

 

Фактор

Состояние и тенденции развития

Стратегические последствия

Возможные действия организации

1.

2.

3.

...

 

 

 

 

Ниже приведен в качестве примера фрагмент таблицы.

 

Таблица 6 - Результаты анализа факторов макросреды

       Группа фак-торов

Фактор

Текущее состояние

Тенденция развития

(через 3 года)

Стратегическое последствие

Мера, принима-емая организа-цией

возмож-

ность

угроза

1

2

3

4

5

6

7

   Пример

 

Поли-тико –право-вая

Международная поли-тика

Политика государства направлена на тесное сотрудничество со странами СНГ

Сохранение тенденции на продолжение развития сотрудничества

Выход на новые рынки сбыта продук-ции

-

Покупка компа-ний на терри-тории СНГ

Социальная

Отношение людей к качеству жизни и работе

Ведение здорового образа жизни – модная совре-менная тенденция, особенно среди населения крупных городов. Данная тенденция предполагает использование соков на постоянной основе.

Рост уровня потребления соков до уровня европейских стран

Увеличе-ние по-стоянныхклиентов

-

Пропаганда здо-рового образа жизни через СМИ, реклами-рование полезных для здоровья свойств продук-ции компании

Демографическая ситуация в стране

Стабильное снижение численности населения в стране

Тенденция в ближайшее время сохранится

-

Сниже-жение

уровня продаж

Выход на рынки стран СНГ и Восточной Европы

 

Поскольку число возможных факторов косвенного воздействия достаточно велико, для упрощения анализа часто ограничиваются рассмотрением четырех основных групп факторов, исследование которых получило название PEST-анализа: политико-правовые, экономические, социокультурные, технологические факторы.

PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Технология проведения PEST – анализа заключается в следующем – опрашиваются эксперты в соответствующих областях на предмет того, какие они ожидают изменения, которые могут повлиять на рассматриваемую отрасль или организацию. Результаты экспертизы обычно оформляются в виде таблицы следующего вида:

 

Политика

Р

Экономика

Е

1

Правительственная стабильность

 

1

Тенденции валового национального продукта

 

2

Налоговая политика и законодательство в этой сфере

 

2

Процентная ставка и курс национальной валюты

 

3

Законы по охране окружающей среды

 

3

Количество денег в обращении

 

4

Внешнеэкономическое законодательство

 

4

Уровень инфляции

 

5

 

 

5

Инвестиционная политика

 

6

 

 

6

Платежеспособный спрос населения

 

….

 

 

7

Затраты на энергоносители, транспортировку, сырье и материалы

 

Социум

S

Технология

T

1

Демографическая структура населения

 

1

Затраты на НИОКР из разных источников

 

2

Стиль жизни, обычаи и привычки

 

2

Защита интеллектуальной собственности

 

3

Активность потребителей

 

3

Государственная политика в области НТП

 

4

Изменение структуры доходов

 

4

Новые продукты (скорость обновления, источники идей)

 

5

Изменения в основных потребительских предпочтениях на продукцию предприятия

 

5

Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукции организации

 

6

 

 

6

 

 

7

 

 

7

 

 

….

 

 

….

 

 

Информация о работе Объекты стратегического анализа