Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 09:29, реферат
ОМЗ («Объединенные машиностроительные заводы») — крупнейшая российская компания в области тяжелого машиностроения — специализируются на инжиниринге, производстве, продажах и сервисном обслуживании оборудования и машин для атомной энергетики, нефтегазового комплекса, горной промышленности, морских и речных перевозок, производстве спецсталей. На 2004 год продукция ОМЗ реализуется более чем в 30 странах мира. Предприятия ОМЗ находятся в России, США, Румынии и Украине.
Введение………………………………………………………...2
I. Причины объединения ОМЗ и «Силовые Машины»…..3
II. Применяемые методы объединения…………………….6
III. Полученные результаты…………………………………9
Заключение…………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………12
Содержание
Введение……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
По аналитическим подсчетам в мире ежегодно заключается около пятнадцати тысяч сделок по M&A1. Лидирующее место по суммам и объемам сделок занимает Российская Федерация. Очевидные причины: на сегодняшний день экономика России переживает едва ли не самый благоприятный период. Все свободные денежные средства грамотные люди вкладывают в бизнес. Логично то, что инвесторы стремятся сохранить и стабилизировать непосредственный контроль за использованием своих финансов. Оптимальным вариантом для этого служит непосредственное участие в управлении компанией. Следовательно, соединение компаний — это одна из возможностей инвестора управлять своими капиталами лично.
Большой опыт для России в данной сфере можно почерпнуть из примера несостоявшегося слияния двух крупнейших компаний ОМЗ и «Силовые машины» в 2004 году.
ОМЗ («Объединенные машиностроительные заводы») — крупнейшая российская компания в области тяжелого машиностроения — специализируются на инжиниринге, производстве, продажах и сервисном обслуживании оборудования и машин для атомной энергетики, нефтегазового комплекса, горной промышленности, морских и речных перевозок, производстве спецсталей. На 2004 год продукция ОМЗ реализуется более чем в 30 странах мира. Предприятия ОМЗ находятся в России, США, Румынии и Украине.
Концерн
«Силовые машины» - ведущий российский
производитель и поставщик оборудования
для гидравлических, тепловых, газовых
и атомных электростанций, для передачи
и распределения электроэнергии, а также
транспортного и железнодорожного оборудования.
На 2004 год оборудование, произведенное
предприятиями концерна, установлено
в 87 странах мира. Контролирующим акционером
«Силовых машин» является холдинг «Интеррос».
В конце 2003 года представители концернов объявили о начале процесса слияния.
Новая компания «ОМЗ - Силовые машины» должна будет стать крупнейшим производителем энергетического оборудования в России. Ее оборот в 2004 году мог достигнуть $1 млрд. По словам организаторов слияния, сделка призвана принципиально изменить рынок энергетического оборудования в стране и повлиять на расстановку сил на европейском рынке. К тому же это первое в России крупное объединение компаний несырьевого сектора, которое полностью укладывается в провозглашенную президентом Владимиром Путиным стратегию усиления высокотехнологичного сектора в структуре национальной экономики.
«Сообщение об объединении компаний застало рынок врасплох. Участники сделки смогли скрыть информацию о переговорах, которые начали еще в августе. Инициатором сделки стал президент компании «Интеррос» Владимир Потанин. По словам генерального директора «Силовых машин» Евгения Яковлева, объединение - логичное завершение двухлетнего сотрудничества между двумя компаниями. Владимир Потанин выразил «большое удовлетворение» сделкой, которая, по его словам, открывает путь к созданию крупнейшей российской машиностроительной компании, что неминуемо скажется на инвестиционном климате и экономическом развитии России.
Благодаря росту масштаба бизнеса новая компания сможет активно использовать рынок капитала, в частности, евробонды2. «Объединение переводит компанию в новый разряд», - считает Бендукидзе - крупнейший совладелец ОМЗ. При этом, по его словам, бизнес «ОМЗ» и бизнес «Силовых машин» в новой структуре будут логично дополнять друг друга, не пересекаясь».3
«Менеджмент обеих компаний мечтал об увеличении капитализации, Но размеры компаний серьезно сдерживали этот процесс,» - говорит аналитик UFG Елена Сахнова. «- В результате объединения эти планы наконец удастся реализовать: создается крупная компания с большей рыночной стоимостью. По грубым подсчетам, стоимость новой компании составит $600 млн».
После слияния Объединенных машиностроительных заводов и «Силовых машины» в России появится вторая по размеру после АвтоВАЗа корпорация машиностроительного профиля и сможет претендовать на треть 45-миллиардного рынка. – Сообщают СМИ.
Впрочем, логика этого неожиданного объединения вполне укладывается в рамки предыдущего развития этих компаний. ОМЗ на протяжении нескольких последних лет сумела консолидировать активы сразу в нескольких сегментах машиностроения: судостроении, атомном и металлургическом машиностроении, производстве нефтегазового и горного оборудования.
«Силовые машины» изначально сосредоточились на энергомашиностроении. В уходящем году компания активно занималась корпоративным строительством. Все заводы концерна переводились на единую акцию. В дальнейших планах компании был выход на фондовую биржу, в преддверии которого «Силовые машины» даже успели разместить 17% своих акций среди зарубежных портфельных инвесторов.
Для ОМЗ это пройденный этап.
Акции компании уже давно
Впрочем, конечным результатом деятельности ОМЗ и «Силовых машин» стало бы сосуществование двух средних по мировым меркам энергомашиностроительных холдингов. Амбиции основателя ОМЗ Кахи Бендукидзе предполагали куда больший масштаб. В это время становится очевидным что компания делает ставку на атомное машиностроение. В течение 2003 года ОМЗ получила контроль над отечественными монополистами по строительству атомных станций за рубежом – «Атомэнергоэкспортом» и «Атомстройэкспортом». Эти приобретения были сделаны под эгидой создания на базе ОМЗ компании, способной осуществлять полный цикл работ по возведению АЭС, аналогами которой являются западные General Electric и Framatom. Впрочем, препятствием реализации этих планов было недостающее звено: активы, которых нет у ОМЗ, имеются у «Интерроса». За них Кахе Бендукидзе придется заплатить немалую цену, довольствуясь в объединенной компании ролью миноритария5.
Рассуждая о причинах, побудивших владельцев
ОМЗ и «Силовых машин» объединиться, нужно
упомянуть одну важную деталь, которая
сопровождала объявление о сделке. Почти
одновременно с решением об объединении
российская компания «Атомстройэкспорт»
проиграла тендер на строительство АЭС
в Финляндии. Россияне уступили франко-германскому
консорциуму Framatome-Siemens, который предложил
новый проект АЭС, технические характеристики
которого опережают отечественные разработки.
Нашим компаниям оставалось только сетовать
на то, что их ресурсы пока не позволяют
создать нечто подобное. К тому же в преддверии
реформы отечественной электроэнергетики
и решающих боев за новые азиатские контракты
отечественным машиностроителям консолидация
усилий не помешает.
План объединения «Силовых Машин» и ОМЗ предполагает перекрестное приобретение акций: акционеры «Силовых Машин» должны получить 50% акций ОМЗ, которому, в свою очередь, должно достаться 100% акций «Силовых Машин».
«Компании ОМЗ и "Силовые машины" объединяются как равные». – Сообщается в СМИ.
Но согласно условиям объявленной сделки ОМЗ поглотит «Силовые машины». Однако новая компания достанется крупнейшему акционеру «Силовых машин» - «Интерросу». Холдинг Владимира Потанина получит 35% акций «ОМЗ - Силовых машин», а основателю и гендиректору ОМЗ Кахе Бендукидзе при существующем раскладе достанется всего около 13%. Помимо этого Бендукидзе придется оставить свой нынешний пост гендиректора ОМЗ. Гендиректором объединенной компании станет гендиректор «Силовых машин» Евгений Яковлев, а Бендукидзе возглавит совет директоров.
Условия объединения заставляют предполагать скорее о поглощении, чем о слиянии двух компаний. Термины «слияние» (англ. merger) и «поглощение» (англ. acquisition) часто путают, или употребляют как синонимы. Несмотря на то, что значения их очень близки и они всегда ходят парой, на самом деле слияния и поглощения описывают разные понятия. Из самих терминов понятно, в чем состоит разница. В этом сценарии, все активы поглощенной или «съеденной» компании переходят во владение компании-поглотителю. В результате поглощения, более крупная компания становится еще крупнее.
Важным нюансом, ставящим под сомнение это утверждение остается лишь то, что в случае поглощения одной компанией другую, компания-поглотитель может расплатится с поглощаемой компанией деньгами, акциями, другими ценными бумагами, или любой комбинацией. ОМЗ и «Силмаш» должны были лишь взаимно обменяться акциями.
Данные компании ставили в планы процедуру слияния активов — объединение с передачей собственниками компаний-участниц в качестве вклада в уставной капитал прав контроля над своими компаниями и сохранением деятельности и организационно-правовой формы последних.
Никаких
изменений в менеджменте с
созданием новой структуры
Совершенно очевидным, на мой взгляд является то, что, если говорить о виде слияния по типу отношений между объединяющимися компаниями, то здесь имеет место слияние с целью расширения рынка сбыта.
Консолидация усилий двух этих компаний способствовала бы выходу на новые международные рынки сбыта. Так здесь очень актуально говорить о появлении несостоявшейся компании «ОМЗ-Силовые машины» на рынках азиатских стран.
Так же нужно говорить о родовом (параллельном) слиянии, так как компании схожи в специализации, а некоторые виды продукции взаимосвязаны.
Если говорить о виде слияния по методу финансирования, то «компания-поглотитель» - т.е. ОМЗ, как уже говорилось выше, не производит выкупа «Силмаш» не с помощью наличных, не с помощью ценных бумаг. В этом случае происходит взаимный обмен акциями. Тогда следует говорить о сведении воедино компаний с непременно единой целью синергии, т.е. получение преимущества от совместной деятельности.
По национальной принадлежности можно определить эту сделку как смешанную, так как компании имеют выход на рынки зарубежных стран.
Естественно речь идет о дружественной сделке сотрудничавших между собой компаний. При таком объединении договор о слиянии обеспечивает желаемый результат всем участвующим в сделке сторонам.
Первый этап слияния ОМЗ и «Силмаш», т.е. предварительная договоренность глав этих компаний, некоторое время держался в тайне и оглашен был в конце 2003 года. В начале 2004 года началась подготовка к заключению непосредственно самого контракта. Масштабы компаний не позволяли произвести процедуру слияния в короткие сроки. В связи с этим данный процесс затянулся. Главы компаний уверяли, что к конечному результату можно будет прейти к середине августа 2004 года.
В марте в ознаменование необратимости слияния компании провели сделку по перекрестному приобретению акций. Под контроль «Силовых машин» перешли 14% акций ОМЗ, ранее принадлежавших портфельному инвестору6, не пожелавшему участвовать в сделке, а ОМЗ пришлось купить 11% акций «Силовых машин». Примерно в это же время интеграция бизнесов произошла и на управленческом уровне. Оперативное управление ОМЗ было передано в ведение топ-менеджеров «Силовых машин».
Ни одна компания не уточняла какой будет компенсация сторонам, если в итоге сделка будет расторгнута, как это случилось с объединением "ЮКОС-Сибнефть". На вопрос одной газеты, предусмотрен ли размер компенсаций сторонам, Каха Бендукидзе сказал: "Да не волнуйтесь, сделка состоится".
Но вышло непредвиденное: 30 июня собрание акционеров не состоялось из-за отсутствия кворума7: в собрании не принял участия представитель Кахи Бендукидзе — крупнейший совладелец ОМЗ. Директор по связям с общественностью ОМЗ Андрей Онуфриев подтвердил, что принадлежащие Бендукидзе акции не были зарегистрированы для участия в собрании. Причина в предполагаемой конфигурации совета директоров: сам Бендукидзе стал министром экономики Грузии и отказался от места в совете, выдвинуть своего представителя он не успел, а независимые директора получили бы в совете меньшинство.