Новая парадигма и концепция организации управления предприятиями в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Парадигмой (от лат. paradeigma — пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления — это одновременно сама теория управления со своими понятиями, а также концептуальная схема постановки проблем и их решения, господствующая в науке управления. В свое время возникла парадигма человеческого фактора управления, которая в основу определения понятия «управление» и построения научной концепции управления ставит деятельность человека. В этой парадигме решающую роль играют такие факторы поведения человека, как мотивы, интересы, ценности, стимулы, опасения, установки и т. п. В контрольной работе подробно рассматривается новая парадигма и концепция организации управления предприятиями в России.

Содержание

1. Новая парадигма и концепция организации управления предприятиями в России: основные положения новой и особенности прежних парадигм и концепций: причины смены парадигм и концепций; условия изменения и результаты…3
2. Основные функции менеджмента: сущность и методы реализации.
Функция планирования и организации …………………………………7
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента Контр-ая.docx

— 68.42 Кб (Скачать)

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ  ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кафедра Менеджмента

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Основы менеджмента»

Вариант № 2

 

 

 

 

Работу выполнил:

Студентка гр. 11 МС – 102

                                                                            Баймухаметова Г.Р.

 

Работу проверил:

Лабунский Л.В., профессор,

доктор экономических наук

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Челябинск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Новая парадигма и концепция организации управления предприятиями 

в России: основные положения новой  и особенности прежних парадигм

и концепций: причины смены парадигм и концепций; условия изменения и результаты………………………………………………….3

     2. Основные функции менеджмента: сущность и методы реализации.

        Функция планирования и организации …………………………………7

     3. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Новая парадигма и концепция организации управления предприятиями в России: основные положения новой и особенности прежних парадигм и концепций: причины смены парадигм и концепций; условия изменения и результаты.

 

Парадигмой (от лат. paradeigma — пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления — это одновременно сама теория управления со своими понятиями, а также концептуальная схема постановки проблем и их решения, господствующая в науке управления. В свое время возникла парадигма человеческого фактора управления, которая в основу определения понятия «управление» и построения научной концепции управления ставит деятельность человека. В этой парадигме решающую роль играют такие факторы поведения человека, как мотивы, интересы, ценности, стимулы, опасения, установки и т. п.

По мере развития производства и общества, научных  исследований в области управления возникают новые парадигмы, которые  вносят коррективы в прежние концептуальные схемы. Эффективность современного общественного производства в значительной мере определяется плотностью потока изобретений новых продуктов  и новых технологий. В этих условиях начинают по-новому действовать коммерческие предприятия, государственные и  общественные учреждения и организации. Отныне будущее человечества определяется тем, насколько широко и результативно  используются знания.

В XXI в. знание становится доминирующим средством  достижения социально-экономических  результатов. Традиционные факторы - земля, труд и капитал - в современной  экономике действуют только при  условии эффективного использования знаний. К знаниям в данном контексте относятся не только те знания, которые преподаются в вузах, но и идеи: как должно быть организовано производство, как должен быть сделан продукт, для каких продуктов имеется скрытый спрос и пр. Эти знания проявляются в навыках людей и закрепляются в виде патентов, лицензий, организационных структур, методов взаимодействия предприятий и учреждений.

Современное производство — это, прежде всего воздействие инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информационным сетям. Все в меньшей мере современное производство основывается на воздействии рук, т. е. на материально-вещественном воздействии. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами. Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изменяют современную экономику и заставляют трансформироваться парадигму управления.   /1/

Прежняя парадигма  управления базировалась на марксисткой трактовке экономического развития. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность

на средства производства.  

Экономическая теория социализма обосновала необходимость  реализации таких принципиальных положений, концентрация производства, его монополизация, на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны.

В соответствии с этим управленческая наука развивала  фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления и планирования  как единственную и обязательную форму стратегического  и среднесрочного управления народным хозяйством общества, прямого управления предприятием со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности, жесткой системы распределения  и связей между предприятиями. Управление экономикой СССР строилось по принципу одной большой фабрики с подразделениями и филиалами, жесткой системы контроля исполнения централизованных, плановых решений.    /2/

Научно-технический  прогресс и революционный поворот  в социально-экономическом устройстве на шей страны от административно-командной  системы управления экономикой к  экономике рыночно-предпринимательской  привели к новой парадигме  управления вообще и управления персоналом в частности.

Основные  положения старой парадигмы управления :

1) централизация управления единым  народно-хозяйственным комплексом;

2) прямое государственное управление  производственно-хозяйственной деятельностью  организаций; 

3) ограниченная хозяйственная самостоятельность  организаций, жесткая система  распределения и связей между  ними;

4) жесткие административные методы  воздействия на работников, рационализация  социально-производственных связей  за счет механизмов контроля  и вознаграждения.

Основные  положения новой (рыночной) парадигмы  управления:

1) децентрализация на базе сочетания  рыночного и государственного  регулирования социально-экономических  процессов;

2) управление деятельностью организаций  государственного сектора на  основе сочетания рыночных и  административных методов;

3) самоуправление организаций  негосударственного сектора как  открытых, социально ориентированных  систем;

4) управление, ориентированное на  повышение роли организационной  культуры и нововведений, мотивацию  работников и стиль руководства.

Главный источник прибыли — люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их человеческого  ресурса. Переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами.

Современная парадигма управления в основу концепции  управления персоналом ставит деятельность человека и все факторы ее осуществления.

В этой парадигме решающую роль играют такие качества поведения человека и его деятельности, как мотивы, интересы, ценности, стимулы, установки  и т.п. Эту парадигму можно назвать  парадигмой управления человеческими  ресурсами. Она на сегодня определяет всю совокупность концептуальных положений  стратегического управления организацией. Принципы новой парадигмы управления персоналом:

1) опора на фундаментальные основы  современного менеджмента — качество, нововведения, персонал, сервис;

2) этика бизнеса;

3) честность и доверие к работникам;

4) методы работы с людьми, обеспечивающие  их удовлетворенность работой;

5) атмосфера в организации, содействующая  раскрытию способностей работающих;

6) долевое участие каждого работника  в общих результатах;

7) качество личной работы и  ее постоянное улучшение;

8) активный поиск менеджером  обратной связи с подчиненными;

9) открытое обсуждение уровня  компетентности работников, имеющихся  вакансий и путей их замещения;

10) создание возможностей для  всестороннего профессионального  роста каждого работника;

11) ответственность работника за собственное развитие (вместо ответственности руководителя за развитие персонала).

Децентрализация системы управления, проводимая в  процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических  процессов, протекающих на уровне организаций  и предприятий. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку — это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок не способен решить многие проблемы, связанные с нуждами  всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т.д. Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики заключается в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-институциональная.    /3/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные функции менеджмента: сущность и методы реализации.

          Функция планирования и организации.

 

Эффективно  управлять организацией или ее подразделениями  в

современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания менеджмента. Менеджмент - сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:

- умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

- функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов;

- область человеческого знания, помогающую управлять;

- определенную категорию людей (социальный слой), осуществляющих управление.   /4/

Менеджмент - английское слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее, в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются в разных контекстах.

Управление  относится к живой и неживой  сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким  понятием.

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению  к людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать  как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях. /5,с. 11/

Менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Наиболее распространенные подходы к определению сущности менеджмента определены на рисунке 1.

 

 

 

Менеджмент это:




 

Категория


людей

Аппарат


управления

Как наука  и искусство управления


Процесс


управления


 

 

 

Рисунок 1 - Подходы  к определению сущности менеджмента

 

Менеджмент - как процесс  управления:

Менеджмент — интеграционный процесс, с помощью которого про-

фессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют

организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента рассматривается по стадиям, основным сферам деятельности, функциям управления.

Менеджмент - как наука и искусство управления:

Менеджмент — самостоятельная  область знаний с начала ХХ в.

Объектом менеджмента как науки  является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности. Предмет изучения научного менеджмента — наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и

процессы.

Менеджмент - как аппарат управления:

Менеджмент — специфический  орган (аппарат) управления современ-

ной организацией. Без него организация как целостное образование не

может существовать и эффективно функционировать. Главная задача

аппарата управления — координация и рациональное использование ре-

сурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления

входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).

 

Менеджмент - как категория людей:

Менеджмент — определенная категория людей (социальный слой),

осуществляющих управление. Менеджер — это руководитель или

управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полно-

мочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы,

действующей в рыночных условиях. В зависимости от уровня управле-

ния различают высших, средних и низших менеджеров, в зависимости

от характера деятельности — линейных и функциональных.   /5,с.7/

Главная задача людей в аппарате управления - это  эффективное использование и  координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

Менеджмент можно понимать как  интеграционный процесс, поскольку  менеджмент призван рассматривать  разнообразные задачи, необходимость  решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей. Кроме того, менеджмент - это  умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей; это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков  управления;  это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению. 

Информация о работе Новая парадигма и концепция организации управления предприятиями в России