Невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы- изучение и анализ невербальных средств общения.

Содержание

Введение 3
1. Кинесика 4
2. Проксемика 6
3. Просодика и экстралингвистика 8
4. Визуальное общение 9
5. Такесика 10
Заключение 12
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Невербальное общение.docx

— 32.26 Кб (Скачать)
"justify">     В сфере бизнеса часто используются квадратные и круглые столы. Квадратный стол, который обычно является рабочим  столом, используется для деловых  переговоров, брифингов, для отчитывания  провинившихся и т.п. Круглый стол служит созданию непринужденной, неофициальной  атмосферы и хорош в том  случае, если требуется достичь согласия.

  1. Просодика и экстралингвистика
 

     Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных  сторон речи, как высота, громкость  голоса, его тембр.

     Экстралингвистика - это включение в речь пауз и  различных психофизиологических явлений  человека: плача, кашля, смеха, вздоха и  т.д.

     Просодическими  и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые  высказывания, выражают эмоциональные  состояния.

     Нужно уметь не только слушать, но и слышать  интонационный строй речи, оценивать  силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют  выражать наши чувства и мысли.

     Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, местность  проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

     Хотя  природа и наградила людей  уникальным голосом, окраску ему  они придают сами. Те, кому свойственно  резко менять высоту голоса, как  правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

     Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства  находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко  распознаются гнев и печаль.

     Немало  информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более  широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства  как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом  с понижением интонации к концу  каждой фразы.

     Скорость  речи также отражает чувства. Человек  говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в  чем-то убедить, уговорить. Медленная  речь чаще всего свидетельствует  об угнетенном состоянии, горе, высокомерии  или усталости.

     Допуская  в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно  их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства  и раскрывают намерения. Неуверенность  в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек  пытается обмануть своего собеседника.

     Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем  отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем  расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует  на других успокаивающе и внушает  больше доверия.

     Существует  и обратная связь: с помощью дыхания  можно воздействовать на эмоции. Для  этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Если дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос  непроизвольно снижается.

  1. Визуальное  общение
 

     Визуальный  контакт является исключительно  важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить  внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в  глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем  основания полагать, что к нам  или к тому, что мы говорим, относятся  плохо, а если слишком много, это  может восприниматься как вызов  или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда  человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются  с глазами партнера менее 1/3 времени  разговора.

     Отчасти долгота взгляда человека зависит  от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую  частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо. Следует всегда принимать  во внимание этот важный факт.

     По  своей специфике взгляд может  быть:

     -Деловой  - когда взгляд фиксируется в  районе лба собеседника, это  предполагает создание серьезной  атмосферы делового партнерства.

     -Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике  между глазами и ртом, это способствует  созданию атмосферы непринужденного  светского общения.

     -Интимный - взгляд направлен не в глаза  собеседника, а ниже лица - до  уровня груди. Такой взгляд  говорит о большой заинтересованности  друг другом в общении.

     -Взгляд  искоса используется для передачи  интереса или враждебности.Если  он сопровождается слегка поднятыми  бровями или улыбкой, он означает  заинтересованность. Если же он  сопровождается нахмуренным лбом  или опущенными уголками рта,  это говорит о критическом  или подозрительном отношении  к собеседнику.

     С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, потому что они занимают центральное  положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью  независимо - расширение и сужение  зрачков не поддается сознательному  контролю. При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться  в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека. Если человек возбужден или заинтересован  чем-то, или находится в приподнятом  настроении, его зрачки расширяются  в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

     Лицо  является главным источником информации о психологическом состоянии  человека. Однако в некоторых ситуациях  оно может быть менее информативно. Это связано с тем, что мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело - главным источником информации для партнера. Поэтому в общении  важно знать, какую информацию можно  получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и  его движения.

  1. Такесика
 

     Такесика  изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам  общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что  динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении  динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

     Неадекватное  использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии  близких отношений, равенства социального  положения в обществе.

     Остановимся подробнее на самом распространенном такесическом средстве - непременном  атрибуте любой встречи и прощании - рукопожатии. Обмен рукопожатием является пережитком древней эпохи. Первобытные  люди при встрече протягивали  друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою безоружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие  как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

     Рукопожатия делятся на 3 вида: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

     Доминирующее  рукопожатие является наиболее агрессивной  его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в  процессе общения.

     Покорное  рукопожатие бывает необходимо в  ситуациях, когда человек хочет  отдать инициативу другому, позволить  ему чувствовать себя хозяином положения.

     Отметим еще несколько разновидностей рукопожатия.

     Часто политическими деятелями используется жест, называемый «перчаткой»: человек  двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен, и ему можно доверять. Однако, жест «перчатка» следует применять  к хорошо знакомым людям, т.к. при  знакомстве он может произвести обратный эффект.

     Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев  является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

     Признаком агрессивного человека является также  пожатие несогнутой, прямой рукой. Его  главное назначение - сохранить дистанцию  и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое  рукопожатие свидетельствует о  том, что человек не уверен в себе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
     Заключение

 

     Невербальное  общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и  усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом  может контролироваться.

     Понимание тонкостей языка жестов может  улучшить и упростить ваши отношения  с окружающими людьми. При любом  взаимодействии с другим человеком  цель состоит в общении, однако слишком  часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы  в худшем. Как бы хорошо вы ни знали  кого-то, никто из нас не может  читать мысли другого, так что  все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить  ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
     Список  литературы

  1. Поваляева М.А. Невербальные средства общения / М.А. Поваляева, О.А. Рутер.- Ростов н/Д: «Феникс»,-2004.- 352 с.
  2. Мельник А.А. Язык жестов / А.А. Мельник. - М.: «Рипол Классик»,-2003.- 148 с.
  3. . Горбунова М.Ю. Социальная психология / М.Ю.Горбунова. - М.: Владос, 2006.-224 с.
  4. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в помощь студентам / В.А.Сластенин, И.А.Колесникова. – М.: Профессионализм педагога, 2007.-336 с.
  5. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев - М.: Академия, 2008.-368 с.

Информация о работе Невербальное общение