Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение немецкой модели менеджмента
В соответствии с намеченной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть модели управления на предприятиях Германии
Выявить их преимущества и недостатки
Введение……………………………………………………………………..….….3
Модель менеджмента в Германии………………………………………….….....5
Особенности немецкой модели менеджмента……………………………….......7
Стимулирование профессиональной подготовки……………………..….7
Техническая подготовленность менеджеров……………………………..8
Уважительное отношение к компетентности………………………....…10
Расширенный объем ответственности и полномочий……………..…...10
Лояльность менеджеров…………………………………………….….....11
Качество и инновации……………………………………………….….....11
Эффективные трудовые отношения…………………………………......12
Формализованный производственный менеджмент……………….…....12
Западные и восточные немцы: различия в деловой культуре и поведении менеджеров…………………………………………………………………….....14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………....18
Федеральное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Кафедра : «Менеджмент»
Курсовая по теме:
« Немецкая модель менеджмента»
Работа выполнена
Студентом 4 курса
Ц49 группы
Научный руководитель
Перов Г.Б.
Хабаровск 2013
План:
Введение…………………………………………………………
Модель менеджмента в
Германии………………………………………….…....
Особенности немецкой модели
менеджмента……………………………….......
Западные и восточные
немцы: различия в деловой культуре
и поведении менеджеров……………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………....
Введение
Понятие «менеджмент» все чаще используется в современном мире. Значимость менеджмента было особенно ясно была осознана в 30-е годы XX века. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта проявилась в профессию, область знаний в самостоятельную дисциплину, а социальный слой в весьма влиятельную общественную силу. Можно сказать, что это слово прочно закрепилось в нашей жизни.
Дать определение понятию менеджмента довольно сложно. Различные ученые – экономисты трактуют его по-разному. Варианты понимания термина «менеджмент» отнюдь не противоречат друг другу, наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.
Одно из наиболее часто
встречающихся определений
Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить это функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров этого определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению[9].
В менеджменте как науке были выдвинуты многие теории по управлению организациями. Выделяют различные школы управления, так же сам менеджмент делят по принадлежности к какому либо государству.
На современном этапе экономики начинают стираться границы между странами, в частности стили управления перенимаются от одной стране к другой. Но все же коренные особенности менеджмента каждой страны, основанные на исторических предпосылках, менталитете, остаются важнейшими для понимания сущности управления в какой либо стране.
На основе изучения практики управления в разных странах определены и раскрыты черты ряда национальных систем менеджмента - американского, английского, западногерманского, японского и др.
Рассмотрим немецкую модель менеджмента
Общие тенденции глобализации экономики и развития информационных и коммуникационных технологий, повышение роли факторов культуры в обеспечении конкурентоспособности стран и фирм делают актуальную эту тему
Целью данной курсовой работы является рассмотрение немецкой модели менеджмента
В соответствии с намеченной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Модель менеджмента в Германии.
Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к началу прошлого столетия. Ее родоначальником следует считать выдающегося ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера(1864-1920). М.Вебер был в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту и бизнесу.
Концепция бюрократической рационализации, разработанная М.Вебером, явилась важной вехой становления классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе, названной им «бюрократической» (не следует путать с современной трактовкой этого термина). Бюрократия (по Веберу) – система управления не на основе личных оценок, а в соответствии с точным следованием индивидов определенным правилам и процедурам. Формальная рационализация, по М.Веберу, подразумевала процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели полностью был детерминирован правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Концепция включала: четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников; введение формальной отчетности; разделение функций собственности и управления. Это были безусловно прогрессивные базовые положения, характеризовавшие суть менеджмента.
М.Вебером формулировались условия реализации предложенной им концепции[1]:
Не отрицая ряда недостатков теории М.Вебера, следует отметить, что она является вполне актуальной и сегодня (особенно для таких стран, как Россия). Теория рационализации М.Вебера имела многих последователей, в том числе и в наше время, и оказала серьезное влияние не только на немецкую школу менеджмента, но и на многие другие школы развитых стран мира.
Особенности немецкой модели менеджмента.
Наиболее часто в
1 Стимулирование профессиональной подготовки.
Характерные черты немецкой
модели менеджмента можно обнаружить
в национальной системе профессионально-
Как минимум 5% среднегодовой
численности рабочей силы немецких
предприятий составляют учащиеся системы
профессионально-технического образования.
Примерно 70% рабочих на промышленных
предприятиях прошли через эту систему
и сдали квалификационные экзамены,
учитывающие отраслевую специфику
и потребности конкретного
Стимулирование роста профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалистов постоянно сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами и инструкциями. Адаптация к меняющимися или новым технологиям, продуктам и услугам происходит относительно быстро и безболезненно, а затраты на переподготовку кадров в связи с новыми требованиями клиентов или новой тактикой конкурентов оказываются сравнительно небольшими[2].
2 Техническая подготовленность менеджеров.
Немецкие менеджеры известны как специалисты. Любопытно в этой связи, что в Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка и соответственно, степень МВА не является распространенной. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью в отличие от США. Немцы полагали, что менеджмент как самостоятельная дисциплина может породить эгоизм, нелояльность, а также опасную тенденцию к пренебрежению качеством продукции. В немецкой деловой речи в качестве похвалы гораздо чаще используется прилагательное internehmerisch (предприимчивый, инициативный), чем managerhaft (управленческий). Как отмечает Г.Хофстеде, менеджер не является культурным героем в Германии, если кто и может считаться таковым, то это скорее инженер.
В 1980-х годах были созданы две бизнес-школы, преподавание в которых ориентировалось на изучение и развитие немецкого стиля менеджмента. Постепенно появляются программы МВА, в том числе в сотрудничестве с ведущими американскими бизнес-школами. Однако к настоящему времени в международных рэнкингах программ МВА не представлено ни одной немецкой бизнес-школы или университета[3].
Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них – докторские степени (в немецкой научно-образовательной квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного меньше по сравнению с британскими менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов, к которым их подчиненные могли бы обращаться с производственными проблемами. Причем многие из них прошли через систему ученичества, через систему профессионально-технического образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии[3].
Вследствие высокого уровня
технического образования специалистов
и управленцев менеджмент в Германии
в меньшей степени отдален
от производственно-
Большинство немецких менеджеров
промышленных предприятий, даже высшего
звена управления, хорошо ориентируются
в вопросах производственного менеджмента,
не считают зазорным постоянно бывать
в заводских цехах. Им трудно понять
поведение менеджеров в США, которые
предпочитают больше работать с финансовой
отчетностью вместо того, чтобы глубже
изучать производственные процессы
на предприятии. Немецкий менеджер убежден,
что отлаженный технический процесс
и высококачественная продукция
значат гораздо больше для показателей
экономической эффективности по
сравнению с другими факторами[