Немецкая модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение немецкой модели менеджмента
В соответствии с намеченной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть модели управления на предприятиях Германии
Выявить их преимущества и недостатки

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….….3
Модель менеджмента в Германии………………………………………….….....5
Особенности немецкой модели менеджмента……………………………….......7
Стимулирование профессиональной подготовки……………………..….7
Техническая подготовленность менеджеров……………………………..8
Уважительное отношение к компетентности………………………....…10
Расширенный объем ответственности и полномочий……………..…...10
Лояльность менеджеров…………………………………………….….....11
Качество и инновации……………………………………………….….....11
Эффективные трудовые отношения…………………………………......12
Формализованный производственный менеджмент……………….…....12
Западные и восточные немцы: различия в деловой культуре и поведении менеджеров…………………………………………………………………….....14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………....18

Работа содержит 1 файл

Германия.docx

— 43.31 Кб (Скачать)

Федеральное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Дальневосточный государственный  университет путей сообщения

 

 

 

 

Кафедра : «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

Курсовая по теме:

« Немецкая модель менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена                                                                                           

Студентом 4 курса

  Ц49 группы

                                                                           Лазаревой А.А.

Научный руководитель

Перов Г.Б.

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2013

План:

Введение……………………………………………………………………..….….3

Модель менеджмента в  Германии………………………………………….….....5

Особенности немецкой модели менеджмента……………………………….......7

  1. Стимулирование профессиональной подготовки……………………..….7
  2. Техническая подготовленность менеджеров……………………………..8
  3. Уважительное отношение к компетентности………………………....…10
  4. Расширенный объем ответственности и полномочий……………..…...10
  5. Лояльность менеджеров…………………………………………….….....11
  6. Качество и инновации……………………………………………….….....11
  7. Эффективные  трудовые отношения…………………………………......12
  8. Формализованный производственный менеджмент……………….…....12

Западные и восточные  немцы: различия в деловой культуре и поведении менеджеров…………………………………………………………………….....14

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………....18

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «менеджмент» все чаще используется в современном мире. Значимость менеджмента было особенно ясно была осознана в 30-е годы XX века. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта проявилась в профессию, область знаний в самостоятельную дисциплину, а социальный слой в весьма влиятельную общественную силу. Можно сказать, что это слово прочно закрепилось в нашей жизни.

Дать определение понятию  менеджмента довольно сложно. Различные  ученые – экономисты трактуют его  по-разному. Варианты понимания термина  «менеджмент» отнюдь не противоречат друг другу, наоборот, они тесно связаны  между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.

Одно из наиболее часто  встречающихся определений звучит так: менеджмент – совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижения науки управления[8].

Менеджмент – это также  область человеческого знания, помогающего  осуществить это функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров этого определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению[9].

В менеджменте как науке  были выдвинуты многие теории по управлению организациями. Выделяют различные  школы управления, так же сам менеджмент делят по принадлежности к какому либо государству.

На современном этапе  экономики начинают стираться границы  между странами, в частности стили  управления перенимаются от одной стране к другой. Но все же коренные особенности  менеджмента каждой страны, основанные на исторических предпосылках, менталитете, остаются важнейшими для понимания сущности управления в какой либо стране.

На основе изучения практики управления в разных странах определены и раскрыты черты ряда национальных систем менеджмента - американского, английского, западногерманского, японского и  др.

Рассмотрим немецкую модель менеджмента

Общие тенденции глобализации экономики и развития информационных и коммуникационных технологий, повышение  роли факторов культуры в обеспечении  конкурентоспособности стран и  фирм делают актуальную эту тему

Целью данной курсовой работы является рассмотрение немецкой модели менеджмента

В соответствии с намеченной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть модели управления на предприятиях Германии
  2. Выявить их преимущества и недостатки

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель менеджмента  в Германии.

Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к  началу прошлого столетия. Ее родоначальником  следует считать выдающегося  ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера(1864-1920). М.Вебер был в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту и бизнесу.

Концепция бюрократической  рационализации, разработанная М.Вебером, явилась важной вехой становления классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе, названной им «бюрократической» (не следует путать с современной трактовкой этого термина). Бюрократия (по Веберу) – система управления не на основе личных оценок, а в соответствии с точным следованием индивидов определенным правилам и процедурам. Формальная рационализация, по М.Веберу, подразумевала процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели полностью был детерминирован правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Концепция включала: четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников; введение формальной отчетности; разделение функций собственности и управления. Это были безусловно прогрессивные базовые положения, характеризовавшие суть менеджмента.

М.Вебером формулировались  условия реализации предложенной им концепции[1]:

  • Должности организуются в иерархическую структуру в соответствии с формальными полномочиями, каждая должность находится в подчинении выщестоящей. Объем власти и объем полномочий по мере движения вверх по уровням иерархии возрастает.
  • Отбор и продвижение сотрудников по службе осуществляется в соответствии с их квалификацией, уровень которой определяется на экзамене или в соответствии с опытом и обучением.
  • Все административные (управленческие) акты и решения оформляются в письменном виде; ведение записей есть память организации, обеспечивающая преемственность во времени.
  • Менеджеры не являются собственниками организации; они – наемные сотрудники; они работают только в интересах самой организации, а не в интересах отдельных персон и групп.
  • Менеджеры работают в соответствии с четкими правилами и процедурами, что должно гарантировать надежность и предсказуемость их поведения. Формальные установки, которые определяют и контролируют поведение всех работников во время работы, способствуют обеспечению трудовой дисциплины и контролю для достижения поставленных целей. В конечном итоге гарантируют стабильность организации.
  • Важной характеристикой бюрократического менеджмента являлась рациональность, которая требовала использования наиболее эффективных средств выполнения задач организации. Все принимаемые решения должны вести прямо к выполнению задач организации.

Не отрицая ряда недостатков  теории М.Вебера, следует отметить, что она является вполне актуальной и сегодня (особенно для таких  стран, как Россия). Теория рационализации М.Вебера имела многих последователей, в том числе и в наше время, и оказала серьезное влияние не только на немецкую школу менеджмента, но и на многие другие школы развитых стран мира.

 

 

 

Особенности немецкой модели менеджмента.

Наиболее часто в сравнительных  исследованиях выделяют следующие  особенности немецкой модели менеджмента.

1 Стимулирование профессиональной подготовки.

Характерные черты немецкой модели менеджмента можно обнаружить в национальной системе профессионально-технического образования, отличающейся вниманием  к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам и являющейся, по некоторым оценкам, лучшей в Европе. Она обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс  предполагает как подготовку на рабочем  месте (4 дня в неделю), так и  теоретическое обучение (1 день в  неделю). Содержание образовательной  программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя  институтами – правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Общее  руководство осуществляется местными торгово-промышленными палатами[2].

Как минимум 5% среднегодовой  численности рабочей силы немецких предприятий составляют учащиеся системы  профессионально-технического образования. Примерно 70% рабочих на промышленных предприятиях прошли через эту систему  и сдали квалификационные экзамены, учитывающие отраслевую специфику  и потребности конкретного предприятия. Для сравнения: подобную квалификацию в Нидерландах имеют около 40% рабочих, а в США и Англии – 30%. Важное значение в подготовке квалифицированной рабочей силы имеет институт наставничества. Примерно 2/3 наставников на немецких предприятиях имеют сертификат мастера. В результате немецкие рабочие владеют знаниями и навыками, далеко выходящими за рамки потребностей конкретной профессии.

Стимулирование роста  профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При  этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалистов постоянно  сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами  и инструкциями. Адаптация к меняющимися или новым технологиям, продуктам и услугам происходит относительно быстро и безболезненно, а затраты на переподготовку кадров в связи с новыми требованиями клиентов или новой тактикой конкурентов оказываются сравнительно небольшими[2].

2 Техническая  подготовленность менеджеров.

Немецкие менеджеры известны как специалисты. Любопытно в  этой связи, что в Германии не слишком  высоко ценится общеуправленческая подготовка и соответственно, степень МВА не является распространенной. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью в отличие от США. Немцы полагали, что менеджмент  как самостоятельная дисциплина может породить эгоизм, нелояльность, а также опасную тенденцию к пренебрежению качеством продукции. В немецкой деловой речи в качестве похвалы гораздо чаще используется прилагательное internehmerisch (предприимчивый, инициативный), чем managerhaft (управленческий). Как отмечает Г.Хофстеде, менеджер не является культурным героем в Германии, если кто и может считаться таковым, то это скорее инженер.

В 1980-х годах были созданы  две бизнес-школы, преподавание в которых ориентировалось на изучение и развитие немецкого стиля менеджмента. Постепенно появляются программы МВА, в том числе в сотрудничестве с ведущими американскими бизнес-школами. Однако к настоящему времени в международных рэнкингах программ МВА не представлено ни одной немецкой бизнес-школы или университета[3].

Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично  высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них – докторские степени (в немецкой научно-образовательной квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного меньше по сравнению с британскими менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов, к которым их подчиненные могли бы обращаться с производственными проблемами. Причем многие из них прошли через систему ученичества, через систему профессионально-технического образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии[3].

Вследствие высокого уровня технического образования специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени отдален  от производственно-технологического процесса, как это имеет место  в англосаксонских странах. Менеджеры  среднего звена рассматривают техническую  компетентность как наиболее важную составляющую своих властных полномочий.

Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего  звена управления, хорошо ориентируются  в вопросах производственного менеджмента, не считают зазорным постоянно бывать в заводских цехах. Им трудно понять поведение менеджеров в США, которые  предпочитают больше работать с финансовой отчетностью вместо того, чтобы глубже изучать производственные процессы на предприятии. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический процесс  и высококачественная продукция  значат гораздо больше для показателей  экономической эффективности по сравнению с другими факторами[3].

Информация о работе Немецкая модель менеджмента